Человек как предмет философского анализа

Анализ – изучение чего-либо путем разложения на составные части.

Сегодня интерес к человеку – универсальная тенденция науки. Но единой специальной науки о человеке не существует -> необходимость интеграции наук о человеке в единую, практически ориентированную систему. При этом задача философии – выявление категориального каркаса человеческой целостности – разработка многомерной системы универсальных характеристик человека, выявление ее системообразующего ядра.

Согласно сегодняшним представлениям человек – субъект истории, развития материальной и духовной культуры людей, биосоциальное существо, генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда (сослаться на трудовую теорию антропосоциогенеза, разраб. в статье Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием. Концепции человека: религиозные, научные… Наиб. проработана СТЭ(синтетическая теория эволюции). Она соединяет теорию Дарвина (ест. отбор) с теорией Менделя (генетич. наследственность). Осн. положения СТЭ:

3) ест. отбор – гл. движ фактор эволюции.

4) эволюция происходит постепенно (дивергентно) через отбор случайных мутаций.

Все это дополняется идеями классиков о роли труда, общения и языка в формировании человека и общества. Дальнейшее развитие общества и цивилизации трудно, но неуклонно развивает разнообр. способности человека, направленные к поиску должного, разумного.

Человек формируется сперва как индивид – продукт природы и общества безотносительно к его характерным особенностям. Развитие индивида, приобретение им уникальных свойств выражается понятием индивидуальности. Ее развитие -> становление личности (неразрывная связь с понятиями интеллект, труд, нравственность). Эти этапы развития основывались и определялись историч. типами развития общ-ва – ОЭФ:

1) Первобытная – не было личности, только индивид - сильная зависимость от стихии природы, рода, племени, традиций итд. Развитие истории – мат произв-во, разделение труда давало ему свободу выбора и самоопределения.

2) Рабовл. – возникает христианство как путь к свободе.

3) Феод. тип личности – не только феодал, но и крестьянин обладает статусом личности как мелкий собственник.

Развитие феодализма (ремесла, цеха, мануфактуры, сословное развитие) ->

4) Буржуазная – личная зависимость уступает место вещной(от вещей) при личной свободе. Формир-ся нов личность – пролетариат и предприниматель (закононравственный).

Сегодня – формиров-е на основе инф. технологий постбуржуазного общ-ва, формирование ценностного типа личности (приоритеты: мир, свобода, равенство, развитие способностей). Будущее альтернативно. Возможно постепенное превращение людей в лучистых космических существ.

Человек – творец и продукт культуры. Культура - это форма, в которой развиваются и передаются из поколения в поколение взаимосвязи человеческих индивидов, но вовсе не причина, в силу которой они воспроизводятся.

Таким образом, говорить о человеке, как о продукте культуры, можно лишь рассматривая культуру как достаточность, позволяющую отличить человека от животного.

Философия понимает человека как целостность. Его сущность связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деятельность, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: