Проблема антропосоциогенеза. Социокультурная природа сознания

Антропосоциогенез – единый процесс становления человека(антропогенез) и общества(социогенез), длившийся в течении 3-3,5 млн. лет. Суть антропосоциогенеза в том, что возник не просто новый вид, а принципиально новый способ существования, переход от биологического к социальному взаимодействию со средой. Проблема антропосоциогенеза: предыстория становления человечества - такая же загадка, как и возникновение жизни, совр. научные представления об этом процессе покоятся в основном на гипотезах.

Важная роль в объяснении смысла антропосциогенеза – трудовая гипотеза Энгельса «Роль труда в процессе превращ. обезьяны в человека». Здесь: важнейшая черта антропосоциогенеза – комплексный характер, но труд – центральный (в эт. смысле первичный) антропогенетический фактор: в связи с ним формируются остальные факторы (речь, зачатки рационального мышления..), но вместе с этим сам труд имеет генезис: он превращается в предметно-практическую деятельность только во взаимодействии с факторами социализации: язык, сознание, мифология итд.(генезис -происхождение).

Сегодня: человек – субъект истории, биосоциальное существо, генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием. Концепции человека: религиозные, научные… Наиб. проработана СТЭ(синтетическая теория эволюции). Она соединяет теорию Дарвина (ест. отбор) с теорией Менделя (генетич. наследственность). Осн. положения СТЭ:

1) ест. отбор – гл. движ фактор эволюции.

2) эволюция происходит постепенно через отбор случайных мутаций..

В процессе предметно-практической деятельности людей сознание возникает как необходимое условие ее организации и воспроизводства. В этом плане сознание выступает в качестве связки между деятельностью и личностью. Важнейшая веха в развитии культуры: разделение духовного и физического труда, обособление феноменов производства сознания как особого духовного производства (еще один этап эволюции). В отличие от животных, способ отношения человека к действительности определен не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с др. людьми навыками предметных действий. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, тем самым изменяя ее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: