ТЕМА 1. Введение

Занятие 1. Понятие о старославянском языке. Значение его изучения 2 часа.

ПЛАН

I.Раскройте содержание следующих вопросов:

1. Место старославянского языка среди других славянских языков. Народ­но-разговорная основа старославянского языка.

2. Как соотносятся понятия «старославянский», «церковнославянский», «древнерусский», «праславянский» языки.

3.Общественно-исторические условия возникновения письменности у
славян. Деятельность славянских первоучителей.

4.Старославянская графика

II. Задания для самостоятельной работы.

1.Выполните упражнения № 18, 25, 26, 27, 28, 31 (п.а), 34 (п. а, б).См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.

2.Прочитайте и переведите текст № 14. (1—5 строки), с. 21. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.

Список общей литературы на стр. 23. К каждому занятию в квадратных скобках даются ссылки на литературу. Их необходимо расшифровывать следующим образом: цифра совпадает с номером рекомендуемой книги из списка, затем указывается либо параграф, либо страницы к изучаемой теме.

Литература:

1. [3:§ 1-9].

2. [5: с.5-23].

3. [11: § 1-19].

4. [9: с. 5-61].

5. [12].

ТЕМА 2. Праславянское фонетическое наследие в старославянском языке

Занятие 1. Происхождение общеславянских гласных. Преобразование индоевропейских чередований гласных 2 часа


ПЛАН

Раскройте содержание следующих вопросов:

1. Время существования индоевропейского и общеславянского праязыка.

2.История индоевропейских долгих и кратких гласных звуков на славянской почве.

Задания для самостоятельной работы.

1. Выполните упражнение № 106 (по 2 первых примера из каждого пункта, кроме п.III); № 109 (1,2,5 строки). См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.

2. Назовите современные орфограммы, отражающие индоевропейские коли­-
чественные чередования гласных.

3. Прочитайте и переведите текст № 14 (6-10 строки). См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку. - М., 1984.

Методические рекомендации к занятию:

Образец выполнения упражнения № 109:

жьдетъ-ожидати

Находим и графически выделяем корни слов -жьд-, -жид-

Выписываем исторически чередующиеся гласные: [ĕ]//[и]. Определяем ис­точники, из которых они развились: общеславянский [ĕ] возник из индоевропейского *ĭ, а общеславянский [и] из индоевропейского *ī. Следовательно, истори­ческое чередование [ĕ ]// [и] восходит к индоевропейскому количественному че­редованию * ĭ // ī. Вид доисторического корня: *gĭd-//*gīd-.

Литература:

1. [3:§ 16, 17].

2. [11: § 76-85].

Занятие 2. Закон открытого слога. Монофтонгизация дифтонгов 2 часа.

ПЛАН

Раскройте содержание следующих вопросов:

1. Сущность закона открытого слога.

2..Судьба индоевропейских дифтонгов в праславянском языке.

Задания для самостоятельной работы.

1. Объясните происхождение исторических чередований звуков в словах:

плоути-плавати, слоути-слава, пhти-по\, три-тро~, соушити-засыхати, доуша-дыхани~-въздъхъ, любы-любъвь, съкръвенъ-покровъ.

Методические рекомендации к занятию:

Образец анализа исторических чередований звуков: сновати-сноу\

Корни снов-, сноу- с историческим чередованием [ов] // [у]. Зная, что оба компонента чередования развились из доисторического дифтонга, уста­навливаем, что источником исторического чередования явился дифтонг *оu, который под действием ЗОСа изменился по-разному в зависимости от фонети­ческой позиции. В первом слове (сновати) он оказался перед гласным звуком [а], поэтому распался на два самостоятельных звука, при этом *u преобразо­вался в согласный звук [в] и произошел перенос слоговой границы на один звук влево (*snou/ati> сно-ва-ти). Во втором слове (сноу\) дифтонг * оu ока­зался перед согласным *j, поэтому он монофтонгизировался в звук [у] (*snou-jon > сноу-\). Отсюда историческое чередование [ов]//[у]. Вид доисторического корня: *snou-a —*snou-t.

2. Прочитайте и переведите текст № 14 (10—21 строки), с.21. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.

Литература:

1. [3:§ 16, 17].

2. [11: § 76-85].

Занятие 3. Изменение дифтонгических сочетаний «гласный+носовой со­гласный». 2 часа.

ПЛАН

Раскройте содержание следующих вопросов:

1. Что такое дифтонгическое сочетание и чем оно отличается от дифтонга.

2. История индоевропейских дифтонгических сочетаний «гласный + носовой согласный» в праславянском языке.

Задания для самостоятельной работы.

1. Ответьте на вопросы: № 118, 119. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.

2.Объясните происхождение исторических чередований, обусловленных историей дифтонгических сочетаний «гласный+носовой согласный».

жьн@-ж#ти, врhм#-врhмена, п@тати-прhпона, тр@съ-тр#сти; совр. русск. память —поминать, занять —заём —занимать, смута — мятеж.

3.Прочитайте и переведите текст № 14(22—28 строки), с. 22. См.

Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.

Найдите примеры, содержащие носовые гласные звуки.

Методические рекомендации к занятию:

Образец анализа исторических чередований звуков: в словах ж#ти -пожинати корни ж#-, жин- с историческим чередованием [ę] // [ин]. Зная, что оба компонента чередования развились из доисторического дифтонгического сочетания, уста­навливаем, что источником исторического чередования явилось дифтонгическое сочетание *in, которое под действием ЗОСа изменилось по-разному в зависимости от фонети­ческой позиции. В первом слове (ж#ти) оно оказалось перед согласным звуком [т], поэтому стянулось в один гласный звук с носовой окраской [ę]. Во втором слове (пожинати) дифтонгическое сочетание *in ока­залось перед гласным [а], поэтому оно распалось на два самостоятельных звука, слоговая граница передвинулась на один звук влево, слоги стали открытые.

Литература:

1. [2: с. 132, 133].

2. [3:§ 23].

3. [11: § 76-85].

Занятие 4. Преобразование дифтонгических сочетаний *tort, *tolt, *tert, *telt. История дифтонгических сочетаний *ort, *olt. Изменение дифтонгических сочетаний *tъrt, *tъlt, *tьrt, *tьlt. 2 часа

ПЛАН

Раскройте содержание следующих вопросов:

1. История дифтонгическихсочетаний типа *tort, *tolt, *tert, *telt.

2. История дифтонгических сочетаний *ort, *olt в абсолютном начале слова.

3.Изменение дифтонгических сочетаний *tъrt, *tъlt,*tьrt,*tьlt.

Задания для самостоятельной работы.

1.Преобразуйте праславянские реконструкции в старо­славянские (неполногласные) и древнерусские (полногласные) соответствия на материале упражнения № 126. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 19751

2.Преобразуйте слова с неполногласием и полногласием в праславянские реконструкции. Упражнение № 127 (1—2 строки). См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.

3. Установите цели использования неполногласных лексем в русских художе­ственных текстах. См. Шестакова Е. Н., Фролова И. А. Программированное пособие по старославянскому языку.- Воронеж, 1978. С. 60—61, задание 8.

4.Восстановите индоевропейские ре­конструкции и приведите древнерусские соответствия в примерах: прьвъ,млъва, жрьновъ, прьстъ, гръдъ, млънии, а также кръха, глътати, плъть, кръвь.

5.Выполните упражнение № 83. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.

6. Прочитайте и переведите текст № 14(15—20строки), с. 22. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.. Найдите примеры, соответствующие изучаемой теме. Обоснуйте ответ.

Методические рекомендации к занятию:

При выполнении 4 задания следует помнить: если при сопоставлении написания старославянского слова с русским наблюдается совпадение в написании сонорного с редуцированным, то слогообразующим элементом в ст.сл. слове является редуцированный гласный, если же написание не совпадает, слогообразующим элементом в слоге является сонорный согласный, например, при сопоставлении ст.сл. прьвъ с рус. первый мы видим, что в русском слове гласный предшествует согласному, следовательно, в ст.сл. слове слогообразующим является сонорный согласный.

Литература:

1. [2: с. 134, 135].

2. [3:§ 24, 25, 26].

3. [11: § 117-121].

Занятие 5. Диссимиляция и упрощение групп согласных по закону открытого слога 2 часа.

ПЛАН

Раскройте содержание следующих вопросов:

1.Сущность процессов ассимиляции и диссимиляции согласных звуков.

2. Причина и сущность процесса упрощения групп согласных.

Задания для самостоятельной работы.

1.Выполнить задание №20 из пособия Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, исполь­зуя приведенный образец ответа.

2.Прочитайте и переведите текст № 18, с. 23. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.Найдите 2 примера, отражающих изу­чаемую тему.

Литература:

1. [2: с. 136, 137].

2. [3:§ 27].

3. [11: § 101-103].

Занятие 6. Происхождение общеславянских согласных звуков. Закон слогового сингармонизма. Первая палатализация заднеязычных *g, *k, *h. 2 часа.

ПЛАН

Раскройте содержание следующих вопросов:

1.Судьба индоевропейских взрывных (обычных и придыхательных), смыч-
но-проходных (сонорных) и фрикативных согласных в праславянском языке.

2.Сущность закона слогового сингармонизма. Первое переходное смягчение заднеязычных согласных *g, *k, *h.

Задания для самостоятельной работы.

1. Выполните упражнение № 146 (1—4строки). См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975. Указание к выполнению см. в посо­бии Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, стр. 75—76.

2.Прочитайте и переведите текст № 20, с. 25. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984. Найдите 3 примера, отражающие процесс первой палатализации заднеязычных согласных звуков. Докажите, что не ошиблись в выборе.

Методические рекомендации к занятию:

Образец анализа чередований согласных звуков:

В словах дроугъ- дроуже чередуются звуки [г] //[ж']. Данное чередование восходит к праславянскому твердому согласному *g. Заднеязычный твердый согласный *g в слове дроугъ сохранился, так как здесь не было условий для его изменения - он был в позиции перед гласным непереднего ряда ъ. В слове дроуже твердый согласный *g оказался перед гласным переднего ряда [е], поэтому по первой палатализации он изменился в мягкий согласный звук [ж'].

Литература:

1. [2: с. 140, 141].

2. [3:§ 30, 31].

3. [11: § 86- 88, 70, 71].

Занятие 7. Влияние палатального *j на предшествующие согласные звуки.

Часа.

ПЛАН

Раскройте содержание следующих вопросов:

1. Сущность закона слогового сингармонизма.

2. Влияние палатального *j на предшествующие согласные звуки.

Задания для самостоятельной работы.

1. Выполните упражнение № 166 (по 2 примера на каждый случай изменения согласных звуков под влиянием *j). См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.

Образец ответа см. в пособии Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, стр. 80—81.

2. Прочитайте и переведите текст № 24, с. 26. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.Найдите примеры, соответствующие изучаемой теме. Обоснуйте свой выбор.

Методические рекомендации к занятию:

Образец анализа чередований согласных звуков:

В словах водити- вождь чередуются согласные звуки [д] //[жд']. Данное чередование восходит к праславянскому твердому согласному *d. В слове водити твердый согласный звук *d оказался перед гласным переднего ряда, поэтому он стал полумягким, а в слове вождь согласный *d перед *j по йотовой палатализации изменился в сложный мягкий шипящий [жд'].

Литература:

1. [2: с. 142- 144].

2. [3:§ 34].

3. [11: § 91-94].

Занятие 8. Вторая и третья палатализации *g, *k, *h. История групп соглас­ных *kt, *gt. 2 часа.

ПЛАН

Раскройте содержание следующих вопросов:

1. Причины и сущность процесса второй и третьей палатализации заднеязычных согласных звуков.

2.История групп соглас­ных *kt, *gt.

Задания для самостоятельной работы.

1. Выполните упражнение № 152 (по 2 примера из каждого пункта), № 160. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.

2. Выполните задание 19. См. пособие Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, с. 77.

3. Прочитайте и переведите текст № 26 (1— 14 строки), с. 27. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку. -М., 1984. Найдите примеры, отражающие фонетические процессы, связанные с законом слогового сингармонизма.

Методические рекомендации к занятию:

Образец анализа чередований согласных звуков:

В словах ликъ- лице чередуются согласные звуки [к] //[ц']. Данное чередование восходит к праславянскому твердому заднеязычному согласному *k. В слове ликъ твердый согласный звук *k сохранился, так как не было условий для его изменения: после него следовал редуцированный непереднего ряда ъ. В слове лице заднеязычный согласный * k изменился в мягкий свистящий звук [ц'], потому что он оказался после гласного переднего ряда *i [и] и перед гласным*ĕ [е].

Литература:

1. [2: с. 140, 141].

2. [3:§ 32, 33].

3. [11: § 89, 123-128].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: