Занятие 1. Понятие о старославянском языке. Значение его изучения 2 часа.
ПЛАН
I.Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Место старославянского языка среди других славянских языков. Народно-разговорная основа старославянского языка.
2. Как соотносятся понятия «старославянский», «церковнославянский», «древнерусский», «праславянский» языки.
3.Общественно-исторические условия возникновения письменности у
славян. Деятельность славянских первоучителей.
4.Старославянская графика
II. Задания для самостоятельной работы.
1.Выполните упражнения № 18, 25, 26, 27, 28, 31 (п.а), 34 (п. а, б).См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
2.Прочитайте и переведите текст № 14. (1—5 строки), с. 21. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.
Список общей литературы на стр. 23. К каждому занятию в квадратных скобках даются ссылки на литературу. Их необходимо расшифровывать следующим образом: цифра совпадает с номером рекомендуемой книги из списка, затем указывается либо параграф, либо страницы к изучаемой теме.
|
|
Литература:
1. [3:§ 1-9].
2. [5: с.5-23].
3. [11: § 1-19].
4. [9: с. 5-61].
5. [12].
ТЕМА 2. Праславянское фонетическое наследие в старославянском языке
Занятие 1. Происхождение общеславянских гласных. Преобразование индоевропейских чередований гласных 2 часа
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Время существования индоевропейского и общеславянского праязыка.
2.История индоевропейских долгих и кратких гласных звуков на славянской почве.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выполните упражнение № 106 (по 2 первых примера из каждого пункта, кроме п.III); № 109 (1,2,5 строки). См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
2. Назовите современные орфограммы, отражающие индоевропейские коли-
чественные чередования гласных.
3. Прочитайте и переведите текст № 14 (6-10 строки). См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку. - М., 1984.
Методические рекомендации к занятию:
Образец выполнения упражнения № 109:
жьдетъ-ожидати
Находим и графически выделяем корни слов -жьд-, -жид-
Выписываем исторически чередующиеся гласные: [ĕ]//[и]. Определяем источники, из которых они развились: общеславянский [ĕ] возник из индоевропейского *ĭ, а общеславянский [и] из индоевропейского *ī. Следовательно, историческое чередование [ĕ ]// [и] восходит к индоевропейскому количественному чередованию * ĭ // ī. Вид доисторического корня: *gĭd-//*gīd-.
Литература:
1. [3:§ 16, 17].
2. [11: § 76-85].
Занятие 2. Закон открытого слога. Монофтонгизация дифтонгов 2 часа.
|
|
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Сущность закона открытого слога.
2..Судьба индоевропейских дифтонгов в праславянском языке.
Задания для самостоятельной работы.
1. Объясните происхождение исторических чередований звуков в словах:
плоути-плавати, слоути-слава, пhти-по\, три-тро~, соушити-засыхати, доуша-дыхани~-въздъхъ, любы-любъвь, съкръвенъ-покровъ.
Методические рекомендации к занятию:
Образец анализа исторических чередований звуков: сновати-сноу\
Корни снов-, сноу- с историческим чередованием [ов] // [у]. Зная, что оба компонента чередования развились из доисторического дифтонга, устанавливаем, что источником исторического чередования явился дифтонг *оu, который под действием ЗОСа изменился по-разному в зависимости от фонетической позиции. В первом слове (сновати) он оказался перед гласным звуком [а], поэтому распался на два самостоятельных звука, при этом *u преобразовался в согласный звук [в] и произошел перенос слоговой границы на один звук влево (*snou/ati> сно-ва-ти). Во втором слове (сноу\) дифтонг * оu оказался перед согласным *j, поэтому он монофтонгизировался в звук [у] (*snou-jon > сноу-\). Отсюда историческое чередование [ов]//[у]. Вид доисторического корня: *snou-a —*snou-t.
2. Прочитайте и переведите текст № 14 (10—21 строки), с.21. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.
Литература:
1. [3:§ 16, 17].
2. [11: § 76-85].
Занятие 3. Изменение дифтонгических сочетаний «гласный+носовой согласный». 2 часа.
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Что такое дифтонгическое сочетание и чем оно отличается от дифтонга.
2. История индоевропейских дифтонгических сочетаний «гласный + носовой согласный» в праславянском языке.
Задания для самостоятельной работы.
1. Ответьте на вопросы: № 118, 119. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
2.Объясните происхождение исторических чередований, обусловленных историей дифтонгических сочетаний «гласный+носовой согласный».
жьн@-ж#ти, врhм#-врhмена, п@тати-прhпона, тр@съ-тр#сти; совр. русск. память —поминать, занять —заём —занимать, смута — мятеж.
3.Прочитайте и переведите текст № 14(22—28 строки), с. 22. См.
Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.
Найдите примеры, содержащие носовые гласные звуки.
Методические рекомендации к занятию:
Образец анализа исторических чередований звуков: в словах ж#ти -пожинати корни ж#-, жин- с историческим чередованием [ę] // [ин]. Зная, что оба компонента чередования развились из доисторического дифтонгического сочетания, устанавливаем, что источником исторического чередования явилось дифтонгическое сочетание *in, которое под действием ЗОСа изменилось по-разному в зависимости от фонетической позиции. В первом слове (ж#ти) оно оказалось перед согласным звуком [т], поэтому стянулось в один гласный звук с носовой окраской [ę]. Во втором слове (пожинати) дифтонгическое сочетание *in оказалось перед гласным [а], поэтому оно распалось на два самостоятельных звука, слоговая граница передвинулась на один звук влево, слоги стали открытые.
Литература:
1. [2: с. 132, 133].
2. [3:§ 23].
3. [11: § 76-85].
Занятие 4. Преобразование дифтонгических сочетаний *tort, *tolt, *tert, *telt. История дифтонгических сочетаний *ort, *olt. Изменение дифтонгических сочетаний *tъrt, *tъlt, *tьrt, *tьlt. 2 часа
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1. История дифтонгическихсочетаний типа *tort, *tolt, *tert, *telt.
2. История дифтонгических сочетаний *ort, *olt в абсолютном начале слова.
3.Изменение дифтонгических сочетаний *tъrt, *tъlt,*tьrt,*tьlt.
Задания для самостоятельной работы.
1.Преобразуйте праславянские реконструкции в старославянские (неполногласные) и древнерусские (полногласные) соответствия на материале упражнения № 126. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 19751
|
|
2.Преобразуйте слова с неполногласием и полногласием в праславянские реконструкции. Упражнение № 127 (1—2 строки). См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
3. Установите цели использования неполногласных лексем в русских художественных текстах. См. Шестакова Е. Н., Фролова И. А. Программированное пособие по старославянскому языку.- Воронеж, 1978. С. 60—61, задание 8.
4.Восстановите индоевропейские реконструкции и приведите древнерусские соответствия в примерах: прьвъ,млъва, жрьновъ, прьстъ, гръдъ, млънии, а также кръха, глътати, плъть, кръвь.
5.Выполните упражнение № 83. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
6. Прочитайте и переведите текст № 14(15—20строки), с. 22. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.. Найдите примеры, соответствующие изучаемой теме. Обоснуйте ответ.
Методические рекомендации к занятию:
При выполнении 4 задания следует помнить: если при сопоставлении написания старославянского слова с русским наблюдается совпадение в написании сонорного с редуцированным, то слогообразующим элементом в ст.сл. слове является редуцированный гласный, если же написание не совпадает, слогообразующим элементом в слоге является сонорный согласный, например, при сопоставлении ст.сл. прьвъ с рус. первый мы видим, что в русском слове гласный предшествует согласному, следовательно, в ст.сл. слове слогообразующим является сонорный согласный.
Литература:
1. [2: с. 134, 135].
2. [3:§ 24, 25, 26].
3. [11: § 117-121].
Занятие 5. Диссимиляция и упрощение групп согласных по закону открытого слога 2 часа.
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1.Сущность процессов ассимиляции и диссимиляции согласных звуков.
2. Причина и сущность процесса упрощения групп согласных.
Задания для самостоятельной работы.
1.Выполнить задание №20 из пособия Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, используя приведенный образец ответа.
|
|
2.Прочитайте и переведите текст № 18, с. 23. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.Найдите 2 примера, отражающих изучаемую тему.
Литература:
1. [2: с. 136, 137].
2. [3:§ 27].
3. [11: § 101-103].
Занятие 6. Происхождение общеславянских согласных звуков. Закон слогового сингармонизма. Первая палатализация заднеязычных *g, *k, *h. 2 часа.
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1.Судьба индоевропейских взрывных (обычных и придыхательных), смыч-
но-проходных (сонорных) и фрикативных согласных в праславянском языке.
2.Сущность закона слогового сингармонизма. Первое переходное смягчение заднеязычных согласных *g, *k, *h.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выполните упражнение № 146 (1—4строки). См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975. Указание к выполнению см. в пособии Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, стр. 75—76.
2.Прочитайте и переведите текст № 20, с. 25. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984. Найдите 3 примера, отражающие процесс первой палатализации заднеязычных согласных звуков. Докажите, что не ошиблись в выборе.
Методические рекомендации к занятию:
Образец анализа чередований согласных звуков:
В словах дроугъ- дроуже чередуются звуки [г] //[ж']. Данное чередование восходит к праславянскому твердому согласному *g. Заднеязычный твердый согласный *g в слове дроугъ сохранился, так как здесь не было условий для его изменения - он был в позиции перед гласным непереднего ряда ъ. В слове дроуже твердый согласный *g оказался перед гласным переднего ряда [е], поэтому по первой палатализации он изменился в мягкий согласный звук [ж'].
Литература:
1. [2: с. 140, 141].
2. [3:§ 30, 31].
3. [11: § 86- 88, 70, 71].
Занятие 7. Влияние палатального *j на предшествующие согласные звуки.
Часа.
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Сущность закона слогового сингармонизма.
2. Влияние палатального *j на предшествующие согласные звуки.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выполните упражнение № 166 (по 2 примера на каждый случай изменения согласных звуков под влиянием *j). См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
Образец ответа см. в пособии Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, стр. 80—81.
2. Прочитайте и переведите текст № 24, с. 26. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку.- М., 1984.Найдите примеры, соответствующие изучаемой теме. Обоснуйте свой выбор.
Методические рекомендации к занятию:
Образец анализа чередований согласных звуков:
В словах водити- вождь чередуются согласные звуки [д] //[жд']. Данное чередование восходит к праславянскому твердому согласному *d. В слове водити твердый согласный звук *d оказался перед гласным переднего ряда, поэтому он стал полумягким, а в слове вождь согласный *d перед *j по йотовой палатализации изменился в сложный мягкий шипящий [жд'].
Литература:
1. [2: с. 142- 144].
2. [3:§ 34].
3. [11: § 91-94].
Занятие 8. Вторая и третья палатализации *g, *k, *h. История групп согласных *kt, *gt. 2 часа.
ПЛАН
Раскройте содержание следующих вопросов:
1. Причины и сущность процесса второй и третьей палатализации заднеязычных согласных звуков.
2.История групп согласных *kt, *gt.
Задания для самостоятельной работы.
1. Выполните упражнение № 152 (по 2 примера из каждого пункта), № 160. См. Дементьев А. А. Сборник задач и упражнений по старославянскому языку.- М., 1975.
2. Выполните задание 19. См. пособие Е.Н.Шестаковой, И.А.Фроловой, с. 77.
3. Прочитайте и переведите текст № 26 (1— 14 строки), с. 27. См. Стеценко А. Н. Хрестоматия по старославянскому языку. -М., 1984. Найдите примеры, отражающие фонетические процессы, связанные с законом слогового сингармонизма.
Методические рекомендации к занятию:
Образец анализа чередований согласных звуков:
В словах ликъ- лице чередуются согласные звуки [к] //[ц']. Данное чередование восходит к праславянскому твердому заднеязычному согласному *k. В слове ликъ твердый согласный звук *k сохранился, так как не было условий для его изменения: после него следовал редуцированный непереднего ряда ъ. В слове лице заднеязычный согласный * k изменился в мягкий свистящий звук [ц'], потому что он оказался после гласного переднего ряда *i [и] и перед гласным*ĕ [е].
Литература:
1. [2: с. 140, 141].
2. [3:§ 32, 33].
3. [11: § 89, 123-128].