Ситуация 2. Трансформация Сыктывкарского ЛПК из технологического аутсайдера в передовую фирму

В начале 1990-х гг. позиции Сыктывкарского лесопромышленного комплекса (ЛПК) можно было охарактеризовать как стабильные, но далеко не перспективные. Номенклатура выпускаемой продукции сво­дилась к пиломатериалам, второсортной бумаге для отечественной полиграфии, дешевым обоям и туалетной бумаге. Техническое осна­щение производства соответствовало требованиям вышеназванной продукции, которая выпускалась по государственным заказам, а ра­бочие получали стабильную заработную плату. В таком состоянии ЛПК «встретил» рыночные реформы начала 1990-х гг.

Первое, с чем столкнулось руководство Сыктывкарского ЛПК, это указ о приватизации. Решение надо было принимать в срочном порядке: или приватизироваться самим, или ждать, пока приватизирует кто-то со стороны. Сыктывкарцам предлагали приватизировать­ся по частям, то есть раздробить производство. Но руководство ин­туитивно почувствовало, как трудно будет договариваться с бывшими собственными подразделениями, если они станут самостоятельными фирмами с собственными интересами и амбициями.

В результате решили приватизироваться сами и целым предпри­ятием. Но оставалась еще одна проблема − коллектив, который пре­вратился в сообщество мелких собственников, способных в любой момент продать свои акции любому, кто даст хорошую цену. Часть ак­ций упустили − около 25% ушли в западные фонды, государствен­ный пакет (15%) купила австрийская компания. Однако контроль­ный пакет остался в руках исполнительного руководства компании, что позволило топ-менеджерам занять пять из девяти мест в Совете директоров. Именно эта команда поставила перед собой новую цель − превратить аутсайдера в лидера отрасли.

В начале 1990-х гг. внутренний спрос резко упал, а на мировом рынке из всего ассортимента ЛПК спросом пользовалась лишь целлюлоза. К концу 1994г. мировые цены на эту продукцию возросли почти в два раза, чем и решило воспользоваться руководство Сыктывкарско­го ЛПК. Однако выручку пустили не на удовлетворение ежеминут­ных интересов вкладчиков и рабочих, а использовали стратегически. Средства пошли на модернизацию производства. Новые бумагодела­тельные машины дали возможность последовательно переориентиро­ваться на новую номенклатуру, что было продиктовано рынком. Ком­пания стала производить газетную бумагу, упаковку пюр-пак для мо­лочных продуктов и топ-лайнер (поверхностный слой гофротары). До того момента эти ниши были полностью оккупированы западными производителями. Бурный рост компьютерной и оргтехники спрово­цировал бум на офисную бумагу высокого качества. Компания начи­нает и ее производство.

В целом было запланировано семь инновационных проектов, ос­нованных на модернизации производства, что требовало значитель­ных инвестиций. В 1996 г. Сыктывкарский ЛПК получает связанный кредит Эксимбанка под правительственные гарантии. В результате реконструкции ЛПК стал первым по выпуску офсетной бумаги (35% российского производства) и белому топ-лайнеру (45-50%), третьим по газетной бумаге (15%). Выпуск офисной бумаги − 10% рынка. Важным является тот факт, что современное оборудование позволило сделать производство гибким и менять ассортимент в зависимости от текущего спроса.

Другим направлением инновационной деятельности стала реорга­низация системы управления производством. Провели ревизию ма­териальных ценностей, ликвидировали все промежуточные склады, компьютеризировали систему логистики. Непрофильные производ­ства и службы были выделены в отдельные подразделения. Объемы производства росли, издержки снижались, но оставалась нерешенной еще одна задача − стабильность поставок сырья.

Несмотря на то, что Россия владеет четвертью мировых запасов дре­весины, перерабатывающим предприятиям не хватает сырья. Дело в том, что за годы реформ заготовительная инфраструктура оказалась практически разрушенной. Сыктывкарский ЛПК решил диверсифи­цировать свою деятельность и создал дочернюю компанию, объеди­нившую несколько разрозненных «гибнущих» леспромхозов. Были выделены средства на приобретение новой современной техники, орга­низацию складов и прокладку новых лесовозных дорог. Таким обра­зом, у Комплекса появился постоянный источник сырья, а у леспром­хозов − гарантированный сбыт. Конечная цель руководства ЛПК − это 100%-ное самообеспечение сырьем.

В 1998г. объемы выпуска бумажной продукции составили 440 тыс. т, а в 1999г. − уже 510 тыс. т. Причем успех был достигнут не только за счет резкого наращивания экспорта. СЛПК выбрал стратегию 50 на 50, то есть 50% продукции − на внешний рынок и 50 − на внутрен­ний. И это в то время, когда после кризиса 1998г. большинство рос­сийских производителей переориентировались на ставший привлека­тельным мировой рынок. Теперь, когда конкуренты стараются вернуть утраченных российских покупателей с помощью низких цен, послед­ние предпочитают иметь дело с надежным партнером в лице Сыктыв­карского ЛПК.

На мировом рынке компания имеет по одному постоянному партне­ру в каждом регионе и пользуется большим авторитетом, так как про­дукция отвечает всем требованиям и сертифицирована по ISO-9000.

Успешная инновационная деятельность привела к тому, что компания превратилась из отсталого хозяйства в передовую фирму, с которой пред­почитают иметь дело не только крупнейшие отечественные, но и западные компании. Рентабельность производства в 1999г. достигла 41,9%; чистая прибыль СЛПК в 1999г. составила 25 млн. долл., что в 4 раза больше показателя 1998г., а еще в 1997г. предприятие имело около 20 млн. долл. убытков. В 1999г. объем инвестиций составил 948 млн. руб., а в плане 2000г. инвестиции в развитие составили 1,260 млрд. руб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: