Современные подходы к понятию «культура». Информационно-семиотическая концепция культуры

Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала был средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке».

Однако эта идее допускала неоднозначное толкование.

С одной стороны, культура трактовалась как средство возвышения человека, как средство исправления общества. Этим отличался, прежде всего, аксиологический подход. С этой точки зрения, культура должна восприниматься как совокупность лучших достижений человечества, высших непреходящих ценностей. Однако такой подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности, то есть позитивные результаты деятельности людей и исключает из нее такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркоманию и многое другое. Кроме того, ценностные оценки всегда имеют элемент субъективности. Так, восхищаясь ценностями, выработанные в своей культуре, люди нередко склонные принижать ценности, имеющиеся в других культурах.

С другой стороны, формируется антропологическое понимание культуры, которое предполагает, что культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы. С этой точки зрения в культуре наряду с позитивными достижениями есть много неразумного, негативного, но и это все включено в культуру. Эволюция антропологического подхода к трактовке культуры привела к распаду общего содержания этого понятия на ряд частных представлений, отражающих отдельные стороны и проявления культуры.

Однако обе эти трактовки культуры лишь фиксируют различные проявления культуры, но объясняют ее сущности. Уровню теоретического анализа, раскрывающего сущность культуры, сегодня отвечает информационно-семиотическая концепция культуры.

В информационно-семиотической концепции культура выступает:

а) как мир артефактов

б) как мир смыслов

в) как мир знаков

г) как мир информации

а). Исходным пунктом концепции является тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В данной концепции признается не только то, что деятельность есть способ существования человека, но рассматривается и ее особенность. Отмечается, что отличительной особенностью деятельности является: сознательная постановка цели и совершенствование средств деятельности. При этом цель рассматривается как «заключительная фаза» деятельности, а изготовление орудий труда как «подготовительная». Отсюда следует, что вся сфера общественного производства есть, в сущности, не что иное, как колоссально разросшаяся «подготовительная» фаза. На эту «промежуточную» цель – создание и совершенствование средств деятельности – направлен почти весь общественный труд людей, а «заключительная» фаза – удовлетворение биологических потребностей – занимает гораздо меньше места.

Отмеченные особенности человеческой деятельности позволяют понять возникновение и развитие культуры. В основе культурного прогресса лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цель, а цели в средства. Поэтому рано или поздно во всякой сфере деятельности и совершенствование ее средств (т.е. «промежуточная цель») становятся самостоятельной целью и обособляются в отдельную область деятельности. Весь свойственный человеку образ жизни – результат «оборачивания» средств и цели.

В информационно-семиотической концепции культуры отмечается, что человечество как бы живет на грани двух миров: существующего независимого от него мира природы и созданного им мира материальной культуры. Причем в ходе исторического развития человеческого общества первый все больше заслоняется вторым. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами. Артефактами - феноменами культуры – являются сделанные человеком вещи, рожденные мысли, найденные и используемые им средства и способы действия.

Итак, культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов – это ее первейшая характеристика (особенно если речь идет о материальной культуре – «второй природе»). Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.

б) В информационно-семиотической концепции рассматривается разница между предметами культуры и вещами природы. Явления природы, обладают свойственным им объективной определенностью. Артефакты обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них есть объективная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность. Это заключенный в них «смысл», «значение». Смысл имеет, все что делает человек и что составляет среду его обитания: произведения искусств и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, спорт, предметы быта и т.п. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении, в его функциях. Но помимо этого, все предметы могут иметь еще и иной субъективный смысл. Так, например, смыслом наручных часов для их владельца может стать «бренд», престижность марки.

Выделяются и основные виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.

Мир смыслов при этом выделяется как духовное содержание культуры.

в) Выступая в качестве носителя смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы и явления становятся знаками.

Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи.

Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой - семиотикой. Понятие знаковой системы в семиотике охватывают очень широкой круг предметов: это и разговорные и искусственные языки (язык математики, химии, «машинные» и т.п.); языки, системы сигнализации; языки искусств, правила этикета; религиозные символы и ритуалы. То есть мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Это третья важнейшая черта культуры.

Явления культуры – это не только знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, то есть вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.

Понимать какое-либо явление культуры – значит: воспринимать «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, смысла, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно становится фактом культуры. Когда какой–либо предмет культуры используется в чисто утилитарных целях, его знаковая функция отходит на второй план. При этом мы не воспринимает их как предметы культуры. Как только мы воспринимаем их знаковый характер, они уже выступают как предметы культур.

Информационно-семиотическая концепция показывает, что если рассмотрение культуры как мира человеческой деятельности раскрывает главным образом ее материальные проявления, а как мира смыслов – ее духовного содержания, то культуры как мир знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного.

г). Культура представляет собой особый тип информационного процесса. С возникновением культуры у людей появляется особая, отсутствующая у животных, «надбиологическая» форма и передачи информация. Информация приобретает самостоятельное, внеличностное существование. Она становится социальной информацией, носителем которой становится не отдельный индивид, а общественная культура. Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» наследования – социальную наследственность. Таким образом, культура – это созданный человечеством механизм, имеющий целью выработку и хранение информации. Она включает в себя множество знаков и знаковых систем, с помощью которых образуются культурные «тексты», в которых эта информация и хранится.

Сказанное позволяет сформулировать краткое определение культуры в рамках информационно-семиотической концепции. Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых с помощью создаваемых людьми знаковых систем.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Обясните, в чем заключается разница между понятием «культуры» и «культурность»?

2.Перечислите основные признаки, по которым деятельность человека отличается от деятельности любого животного.

3. Поясните, на чем основываются утверждения о взаимосвязи природы и культуры?

4.Считается, человек, благодаря разумности и созданию культуры, преступил «пределы природы». Перечислите то, что явилось следствием.

5.Объясните, почему существует такое большое количество определений культуры и насколько они достоверны?

6.Определение понятия «культура» дается в разных аспектах. Перечислите основные.

7.Объясниете, в чем состоит особенность информационно-семиотического подхода к понятию «культура»?

8. Какое единство позволяет нам увидеть рассмотрение культуры как «мира знаков»?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: