Согласно деятельностной концепции культуры, в человеческой реальности существует два слоя: творчески-продуктивный и утилитарно-репродуктивный. Когда мы говорим о культуре, мы обязательно имеем в виду один из трех способов или форм ее бытования. Мы понимаем культуру
1. Культуру как продукт деятельности, как некоторую предметную реальность.
2. Культуру как деятельность, которая может быть: внутренней и внешней.
Так, например, книга – культура как предметная реальность. Ее написание или чтение – культура в качестве деятельности. То же написание книги – внешняя деятельность. А вот пребывающие в человеке, приходящие на ум образы, идеи – это внутренняя деятельность. Таким образом, ничего помимо предметной реальности, внутренней и внешней деятельности примыслить к культуре невозможно
Культура как деятельность и как предметная реальность всегда представляют собой процесс и результат двух взаимодополнительных видов деятельности: опредмечивания и распредмечивания.
Опредмечивание (воплощение) – это превращение внутреннего мира человека во внешнюю (предметную) реальность. При этом внутренняя деятельность человека сначала превращается во внешнюю деятельность, а затем «застывает» в предмете. В акте опредмечивания человек всегда пользуется тем или иным природным материалом, но оформляет этот материал таким образом, что он становится внешним выражением души.
|
|
Очень важно понять, что опредмечивая свой внутренний мир, человек опредмечивает нечто уникальное. Каждый человек неповторим, в каждом есть что-то несводимое ни к кому другому. Это аксиома. Но из этой аксиомы вытекает уникальность, неповторимость всего, что составляет мир культуры. Культура возникает только тогда, когда человек оказывается способным пробиться к самому себе, и не только пробиться, но и подобрать внешние формы его выражения.
Распредмечивание (развоплощение) представляет собой превращение внешней реальности во внутренний мир человека, расширение и углубление внутреннего мира человека, расширение и углубление внутреннего мира до внутреннего мира, воплотившего себя в предметной реальности творца. Распредмечивание – это еще и самосозидание, когда из внешней реальности созидается внутренний мир человека.
Опредмечивание – распредмечивание образуют единую цепь творчества и сотворчества и в явном или не явном виде представляют собой общение, коммуникацию.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Если процесс деятельности человека «запечатлевает» его уникальность, то мир культуры - это мир не мертвых вещей, а живых личностей, индивидуальностей.
|
|
Отдавая или не отдавая себе в этом отчета, мы подходим к явлению культуры с вопросом, кто это, какая душа воплотилась в этом предмете. И здесь становится ясным, почему О.Шпенглер, рассматривая культуру не на индивидуальном, а на национальном уровне, утверждал, что всякая национальная культура несет в себе особую идею, составляющую душу культуры, и мир культуры – это всегда мир, соотнесенный с определенной душой.
Из вышесказанного мы может сделать выводы: во-первых, что всякая культура по своей природе уникальна, во-вторых, она базируется на творчестве, охватывая преимущественно духовное производство, в-третьих, культура разворачивается в пространстве коммуникации. Это ее определяющие, доминантные черты.
Проникнув в существо культуры до некой минимально необходимой грани, мы можем теперь уточнить понятие цивилизация. Для цивилизации, раскрытия ее смысла, ключевыми являются иные понятия. Это понятия «производство», «потребление» и «обмен информацией».
Производят обычно на основе образца, то есть нечто уже в принципе найденного. При этом производство как таковое не опредмечивает внутренний мир производящего человека. Оно может быть имитированием, тиражированием, штамповкой. Поэтому производство безлично и анонимно, в нем созданное ничего не говорит о создателе.
Потребление, как и распредмечивание, предполагает освоение и восприятие. Но здесь важно отметить: потребление восстанавливает равновесие человека с самим собой и со средой. Внутренний мир человека не меняется, не расширяется, не углубляется. Обмен информацией объединяет с производством и потреблением его безлично-анонимный характер. У информации, в отличие от общения, нет носителя в том смысле, что она добывается и распространяется таким образом, что не несет на себе индивидуально-личностного отпечатка. В принципе, обмен информации может осуществляться вне человека и помимо него. Наличие информационных систем вовсе не обязательно предполагает межличностные контакты. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что в обмене информацией люди задействуют свои собственные качества. Получается, что цивилизация в спектре от производства до обмена информацией все менее очеловечена.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в основе цивилизации доминирует материальная составляющая. А так как итогом материального развития общества становится производство и потребление, то возникает тенденция к их унифицированным формам. Этому способствует и развитие науки, которая все более ориентируется на создание новых форм для удовлетворения потребностей человека и их стандартизацию. Информационные потоки в условиях цивилизации становятся доминирующими в системе личных и общественных контактов.
И все же, проведенный анализ терминов говорит о тот, что культура и цивилизация - это понятия, неразрывно взаимосвязанные и взаимообуславливающие друг друга. Это две стороны одно и того же явления, сопровождающего становление социальной общности людей.
Разграничение между ними можно свести к следующим параметрам.
1. Время возникновения:
- культура предшествует цивилизации, является ее матрицей, кодом;
- цивилизация на определенном этапе эволюции общества;
2. Базисные понятия:
- в культуре – это универсальные, общечеловеческие ценности и, прежде всего, духовность;
- в цивилизации - прогресс, польза, выгода, рационализм;
3.Соотношение со сферой культурной деятельности:
- культура связана с духовно-теоретической деятельностью: искусством, религией, философией, наукой;
- цивилизация связана с предметно-практической деятельностью: экономикой, политикой, техникой.
4. Функциональное назначение:
- культура выражает человеческую деятельность как явление позитивное, творческое и уникальное;
|
|
- цивилизация обеспечивает технологические и социально-организационные средства развития культуры на основе массового тиражирования.
5. Результаты воплощения:
- в культуре – в шедеврах и памятниках культуры, становящихся народным достоянием;
- в цивилизации – в достижениях научно-технического прогресса, в росте индустриализации, росте индустрии, атеизме, продуктах массовой культуры.
6. Значение:
- культура способствует росту духовности, увеличивает степень внутренней и внешней свободы человека;
- цивилизация способствует подъему материального благосостояния, комфортабельности и стандартизации жизни, увеличению численности населения, урбанизации и т.д.