Соотношение понятий «культуры» и «цивилизации» в рамках деятельностной концепции культуры

Согласно деятельностной концепции культуры, в человеческой реальности существует два слоя: творчески-продуктивный и утилитарно-репродуктивный. Когда мы говорим о культуре, мы обязательно имеем в виду один из трех способов или форм ее бытования. Мы понимаем культуру

1. Культуру как продукт деятельности, как некоторую предметную реальность.

2. Культуру как деятельность, которая может быть: внутренней и внешней.

Так, например, книга – культура как предметная реальность. Ее написание или чтение – культура в качестве деятельности. То же написание книги – внешняя деятельность. А вот пребывающие в человеке, приходящие на ум образы, идеи – это внутренняя деятельность. Таким образом, ничего помимо предметной реальности, внутренней и внешней деятельности примыслить к культуре невозможно

Культура как деятельность и как предметная реальность всегда представляют собой процесс и результат двух взаимодополнительных видов деятельности: опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание (воплощение) – это превращение внутреннего мира человека во внешнюю (предметную) реальность. При этом внутренняя деятельность человека сначала превращается во внешнюю деятельность, а затем «застывает» в предмете. В акте опредмечивания человек всегда пользуется тем или иным природным материалом, но оформляет этот материал таким образом, что он становится внешним выражением души.

Очень важно понять, что опредмечивая свой внутренний мир, человек опредмечивает нечто уникальное. Каждый человек неповторим, в каждом есть что-то несводимое ни к кому другому. Это аксиома. Но из этой аксиомы вытекает уникальность, неповторимость всего, что составляет мир культуры. Культура возникает только тогда, когда человек оказывается способным пробиться к самому себе, и не только пробиться, но и подобрать внешние формы его выражения.

Распредмечивание (развоплощение) представляет собой превращение внешней реальности во внутренний мир человека, расширение и углубление внутреннего мира человека, расширение и углубление внутреннего мира до внутреннего мира, воплотившего себя в предметной реальности творца. Распредмечивание – это еще и самосозидание, когда из внешней реальности созидается внутренний мир человека.

Опредмечивание – распредмечивание образуют единую цепь творчества и сотворчества и в явном или не явном виде представляют собой общение, коммуникацию.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Если процесс деятельности человека «запечатлевает» его уникальность, то мир культуры - это мир не мертвых вещей, а живых личностей, индивидуальностей.

Отдавая или не отдавая себе в этом отчета, мы подходим к явлению культуры с вопросом, кто это, какая душа воплотилась в этом предмете. И здесь становится ясным, почему О.Шпенглер, рассматривая культуру не на индивидуальном, а на национальном уровне, утверждал, что всякая национальная культура несет в себе особую идею, составляющую душу культуры, и мир культуры – это всегда мир, соотнесенный с определенной душой.

Из вышесказанного мы может сделать выводы: во-первых, что всякая культура по своей природе уникальна, во-вторых, она базируется на творчестве, охватывая преимущественно духовное производство, в-третьих, культура разворачивается в пространстве коммуникации. Это ее определяющие, доминантные черты.

Проникнув в существо культуры до некой минимально необходимой грани, мы можем теперь уточнить понятие цивилизация. Для цивилизации, раскрытия ее смысла, ключевыми являются иные понятия. Это понятия «производство», «потребление» и «обмен информацией».

Производят обычно на основе образца, то есть нечто уже в принципе найденного. При этом производство как таковое не опредмечивает внутренний мир производящего человека. Оно может быть имитированием, тиражированием, штамповкой. Поэтому производство безлично и анонимно, в нем созданное ничего не говорит о создателе.

Потребление, как и распредмечивание, предполагает освоение и восприятие. Но здесь важно отметить: потребление восстанавливает равновесие человека с самим собой и со средой. Внутренний мир человека не меняется, не расширяется, не углубляется. Обмен информацией объединяет с производством и потреблением его безлично-анонимный характер. У информации, в отличие от общения, нет носителя в том смысле, что она добывается и распространяется таким образом, что не несет на себе индивидуально-личностного отпечатка. В принципе, обмен информации может осуществляться вне человека и помимо него. Наличие информационных систем вовсе не обязательно предполагает межличностные контакты. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что в обмене информацией люди задействуют свои собственные качества. Получается, что цивилизация в спектре от производства до обмена информацией все менее очеловечена.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в основе цивилизации доминирует материальная составляющая. А так как итогом материального развития общества становится производство и потребление, то возникает тенденция к их унифицированным формам. Этому способствует и развитие науки, которая все более ориентируется на создание новых форм для удовлетворения потребностей человека и их стандартизацию. Информационные потоки в условиях цивилизации становятся доминирующими в системе личных и общественных контактов.

И все же, проведенный анализ терминов говорит о тот, что культура и цивилизация - это понятия, неразрывно взаимосвязанные и взаимообуславливающие друг друга. Это две стороны одно и того же явления, сопровождающего становление социальной общности людей.

Разграничение между ними можно свести к следующим параметрам.

1. Время возникновения:

- культура предшествует цивилизации, является ее матрицей, кодом;

- цивилизация на определенном этапе эволюции общества;

2. Базисные понятия:

- в культуре – это универсальные, общечеловеческие ценности и, прежде всего, духовность;

- в цивилизации - прогресс, польза, выгода, рационализм;

3.Соотношение со сферой культурной деятельности:

- культура связана с духовно-теоретической деятельностью: искусством, религией, философией, наукой;

- цивилизация связана с предметно-практической деятельностью: экономикой, политикой, техникой.

4. Функциональное назначение:

- культура выражает человеческую деятельность как явление позитивное, творческое и уникальное;

- цивилизация обеспечивает технологические и социально-организационные средства развития культуры на основе массового тиражирования.

5. Результаты воплощения:

- в культуре – в шедеврах и памятниках культуры, становящихся народным достоянием;

- в цивилизации – в достижениях научно-технического прогресса, в росте индустриализации, росте индустрии, атеизме, продуктах массовой культуры.

6. Значение:

- культура способствует росту духовности, увеличивает степень внутренней и внешней свободы человека;

- цивилизация способствует подъему материального благосостояния, комфортабельности и стандартизации жизни, увеличению численности населения, урбанизации и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: