double arrow

Преобразующие функции культуры

В основе преобразовательной деятельности человека, а значит, преобразующей функции культуры, лежит творчество, как источник появления, создания всего принципиально нового. Творческая функция – специфическая функция культура.

Процесс преобразования окружающего мира и самого человека представляет собой реализацию творческих идей и проектов в виде реальных материальных и духовных объектов: произведений искусства, научных теорий, литературных произведений, технических изобретений и т.п. Созидание в ходе преобразующей деятельности более совершенных, качественно новых по своим свойствам материальных и духовных продуктов – задача креативной (созидательной) функции культуры.

На уровень культуры общества (как и каждой отдельной личности) характеризуются не только тем, что и как оно производит, но и как, с какой целью использует произведенные продукты. Задачу оптимальной включенности достижений и результатов культуры в процессе жизнедеятельности общества решает утилизационная функция культуры, которая, в свою очередь, включает функции:

- отбора материальных и духовных продуктов, который осуществляется, исходя из системы ценностей, господствующих в обществе: накопления и потребления.

Культура потребления подразумевает целесообразное, эффективное, экологичное по отношению к человеку и к окружающей среде, использование того, что его окружают и им создано.

Одним из важнейших условий социокультурного развития является обеспечение преемственности в культуре путем трансляции от поколения к поколению, а также обмена между культурными системы идеями, информацией, культурными образцами, другими материальными и духовными ценностями. Все это способствует пространственно-временной интеграции социальных общностей и человечества в целом. Эту задачу решает трансляционная функция культуры.

Функция сохранения объектов культуры призвана обеспечить сохранность созданных в ходе культурно-исторического процесса материальных и духовных ценностей с целью их передачи последующими поколениям. К ним относится обычаи и традиции, памятники культуры и произведения искусства, технологии и прочие достижения человечества, выступающие в качестве связующих звеньев между различными культурами и культурными эпохами.

Важнейшими трансляционными функциями являются: образовательная и воспитательная функция. Задача этих функций – передача от поколения к поколению накопленных обществом знаний, культурных образцов, навыков и умений с целью формирования качеств, необходимых дл активного включения личности в общественную, производственную, культурную деятельность в качестве субъекта, реализующего культурный процесс.

Кроме того, к трансляционным функциям относится также информационная функция культуры. Она обеспечивает процесс функционирования в обществе всех видов информации – создание, обработку, систематизацию и насыщению и техническое обеспечение информационных потоков.

Задачу координации взаимодействия различных подсистем культуры и социокультурных институтов решает функции внутрисистемного управления. Однако не следует забывать, что культура оказывает влияние, притом немаловажное, и на организационно-управленческие процессы в других сферах жизнедеятельности общества.

Интенсивное функционирование приводит систему к износу. Как любая система, человек нуждается в восстановлении. Организация праздников, игр, «хобби» и других форм досуга и отдыха, способствующих восстановлению физических и психических сил человека – задача рекреативной (восстановительной) функция культура. Еще ее иногда называют компенсаторной (от лат. – возмещать) функций.

Круг задач, которые решает рекреативная функция культуры, чаще всего гораздо шире, чем просто восстановление сил человека. Хобби – это еще и один из способов (помимо профессионального) сознания истинных культурных ценностей. Досуг является также и формой коммуникации, в процессе которого вырабатываются различные поведенческие модели.

Вопросы для самостоятельной работы

1.Перечислите основные задачи, которые определяют функциональные особенности культуры.

2. Перечислите векторные функции культуры и охарактеризуйте их.

3. Перечислите социализирующие функции культуры и охарактеризуйте их.

4. Перечислите преобразующие функции культуры и охарактеризуйте их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: