Материальная составляющая культура и ее элементы

Материальная составляющая включает в себя следующие элементы:

- культуру материального производства, то есть культуру условий труда, культуру трудового процесса и профессиональную культуру работников. В культуре материального производства обычно выделяют:

- орудия и средства труда;

- технику и сооружения;

- пути и средства общения, транспорт.

- культуру быта, т.е. культуру пользования человеком вещным миром;

- культуру топоса, т.е. окружающей его бытовой среды – бытовую культуру города, села, двора, квартиры, общественных учреждений;

- физическую культуру – отношение человека к собственному организму.

В материальном производстве особая роль принадлежит орудиям труда, с которых, собственно и началась культура, технике и технологии, а также средствам массового общения, или коммуникации (печати, радио, телевидению, компьютерной и лазерной технике).

В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-нибудь деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин нередко употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принципу техники. В узком смысле слова техника представляет собой машины, механизмы, приборы устройства, орудия какой-либо отрасли производства.

Роль техники необычно высока, так как техника выполняет рад важнейших функций в культуре, среди которых можно выделить:

-создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры;

-средство приложения достижений культуры к решению практических задач, те есть ответ на социальный заказ культуры;

-создание инструментария культуры – средств и способов деятельности;

-формирование культурного кода - «аккумуляции информации», средством ее хранения и передачи.

Когда-то техника заменила человека в области физической деятельности, в XX в. она может в определенной сере заменить его в области аналитической, интеллектуальной, которая издавна считалась присущей исключительно человеку. Это означает, что не только материальная, но и духовная культура организуется по чисто техническому принципу. Способствует этому и развитие средств связи и массовой коммуникации, которые являются, в сущности, средствами воздействия на сознания людей, средствами манипуляции их психикой. Современные коммуникации настолько развиты, что представляют собой искусственную нервную систему планеты, и это позволяет управлять странами и регионами.

Подмена человека техникой ведет к дегуманизации как материальной, так и духовной культуры. Человек как источник культуры все меньше участвуют в ее развитии, поскольку она создается техникой и ради техники, а не ради человека. Опасность техники можно оценить по влиянию средств коммуникации на сознание человека. Иллюстрацией такого влияния могут служить единообразные духовные ценности, распространявшиеся у нас в течение десятилетий, когда все люди вынуждены были читать одни и те же книги, петь одни и те же песни, верить в одни и те же идеалы.

Ученые предупреждают об угрозе культуры со стороны техники и это небезопасные опасения. Сегодня многие проекты в области духовной культуры (в религии, в политике и т.д.) осуществляются по технологическому принципу. Современный массовый человек склонен к потребительству, к внушению, к тому, чтобы им управляли, а не к самовыражению и самостоятельности. Очевидно, что без развития индивидуальных качеств, без развития самостоятельности и уважения к духовным ценностям, без культуры мышления, средством чего является философия, каждый из нас, как и обществом в целом, нелегко противостоять нивелирующему и обезличивающему нас влиянию техники и средств массовой коммуникации.

В физической культуре принято выделять четыре сферы.

Первая – культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Сфера естественно-родового отношения мужчины и женщины в известной мере характеризует ступень общей культуры человека. Несмотря на то, что отношения по поводу «детопроизводства» окрашены множеством общественных, групповых, индивидуальных психологических и духовных оттенков, их нельзя исключить из сферы материальных отношений. И сам исходный момент «детопроизводства», и тем более становление подрастающего поколения – это все опосредованно физической культурой во всех ее проявлениях, от интимных до наглядно демонстрируемых.

Вторая сфера – здоровый образ жизни. Он воплощается в культуре питания, распорядке дня, организации труда и досуга, вредных привычек, постоянной заботе о здоровье человека и его близких и др.

Третья сфера – физкультура и спорт, включающие в себя физические особенности человека, его телесных проявлений, двигательных навыков и умений. Формы физической культуры многообразны, включают в себя народные виды спорта, гимнастику, массовую физическую культуру, профессиональный спорт. В настоящее время получили распространение спортивные клубы, поддерживающие индивидуальное физическое состояние человека – фитнес, пилатес, и др.

К физической культуре можно также отнести и деятельность в области медицины, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесно-духовные потенции человеческого организма. С этих позиций медицина предстает как элемент предметно – преобразующей деятельности. Культура врачевания и профилактики прямо зависит от уровня знаний и от уровня всей материальной культуры, от состояния материального производства. Все показатели здравоохранения как вида социальной деятельности убедительно подтверждают эту зависимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: