Региональная политическая культура как специфический круг явлений, оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, можно отнести функции:
— функцию идентификации, раскрывающую постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности;
— функцию ориентации, характеризующую стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
— функцию предписания (программирования), выражающую приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека;
— функцию адаптации, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;
— функцию социализации, характеризующую обретение человеком определенныхнавыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;
— функцию интеграции (дезинтеграции), обеспечивающую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
— функцию коммуникации, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
В целом в процессе реализации своих функций региональная политическая культура способна оказывать троякое влияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные для общества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентаций в сознании человека такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому даже в период проводимых государством реформ, целые слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям, что особенно характерно для российских регионов. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо возвратом к прежним порядкам означающим невозможность населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации непонятных и навязанных им принципов политического развития).
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. В принципе культура влияет на политический процесс путем изменения позиций субъектов, используя тонкие механизмы трансформации позиций или активизации скрытых мотивов их поведения. На уровне общества в целом такие инновационные методы воздействия на политический процесс осуществляются под влиянием выработанных в лоне политической культуры идеологий или заимствованных технологий, методик осуществления тех или иных задач (например, проведения избирательных кампаний, урегулированиякризисов и т.д.). В ряде стран, в частности в России, политическая инициатива чаще всего сохраняется за элитарными субкультурами, олицетворяющими сознательное выстраивание правящими кругами регионов различных форм политических взаимоотношений, изменение конфигурации институтов и их функций и т.д.
В-третьих, региональная политическая культура обладает возможностью комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства. Как правило, сохраняя базовые, характерные для правящего регионального режима и большинства населения ценности и образцы поведения, она дает возможность имплантировать в социальную ткань конкретных обществ новые механизмы политического взаимодействия, обновлять и реконструировать текущие политические традиции.
В различных исторических условиях — чаще всего при нестабильных политических процессах, некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, в условиях кризиса может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях. Принципиальное влияние на характер осуществления функций региональной политической культуры оказывает и ее структура, демонстрирующая различную способность тех или иных элементов воплощать ценностно-смысловую детерминацию активности человека в сфере власти, отражать специфику понимания им сво- их властно значимых интересов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельности при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Именно от наличия определенных элементов зависит способность региональной политической культуры одновременно поддерживать «логичные», «нелогичные» и «внелогичные» (В. Парето) действия человека в политике.
Региональная политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое, что отображает многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами. При этом одни элементы выражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие — этапы становления политической культуры в отдельно взятой стране, третьи — наличие разнообразных ценностей, которыми руководствуются элиты и электорат, жители отдельных стран и регионов.
В самом общем виде, имея в виду, что идентификация и ориентация человека в региональной политике предполагает использование им всех своих антропологических черт, имеет смысл говорить о рациональиых и иррациональных компонентах региональной политической культуры. Если рациональные компоненты сохранения идентичности предполагают опору человека на осознание им собственных (и иных) интересов и статусов, соотнесение целей и средств их достижения, то наличие неотрефлексированных (неосознанных) компонентов ориентации человека в региональном политическом пространстве основной упор делает на эмоционально-чувственном восприятии мира, архетипах (символизирующих некритическое восприятие тех или иных стандартов и стереотипов мышления), воспроизводство предрассудков, предубеждений и т.д. Наличие неосознанных элементов сознания, задающих собственную логику оценки и поведения людей, зачастую делает невозможным объяснение процесса формирования и функционирования региональной политической культуры.
1.Дайте характеристику классической концепции политической культуры Г. Алмонда и его последователей?
2. Объясните трактовку политической культуры С. Верба?
3.В чем сущность региональной политической культуры?
4.Что является объектом и предметом региональной политической культуры?
5. Назовите методы изучения региональной политической культуры.
6.Охарактеризуйте систему категорий региональной политической культуры.
7.Проанализируйте функции региональной политической культуры.
8.Что представляет собою структура региональной политической культуры?
9. Расскажите о рациональиых и иррациональных компонентах региональной политической культуры.