Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению

№ 1 Задания к СРС и СРСП

Задания 1. Подготовить обзор по теме (Review) – письмено написать краткий литературный обзор на 1-2 стр по дисциплине «Экономика недропользования» в целом с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета

Задания 2. Изучить Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона, «О земле», «О недрах и недропользовании». – Алматы, 1996 и составить краткий конспект.

Методические рекомендации к СРС и СРСП

1. Изучив рекомендуемую литературу ответить на вопросы самопроверки и решить ситуационные задачи.

2. В библиотеке Университета ознакомиться с библиографией и подготовить литературный обзор по дисциплине «Экономика недропользования». В обзоре указать наличие литературы по дисциплине «Экономика природопользование»

№ 2.Задания к СРС и СРСП

Задание 1.

Некоторая страна специализируется на производстве товара i и определяет цены данного товара на мировом рынке. В начальный момент времени ежегодное потребление данного товара внутри страны составляло 1000 шт. при экспорте 3000 шт. Среднеотраслевые суммарные затраты по производству товара i внутри страны могут быть выражены следующим образом: К(Х) = 0.005Х2, где К - среднеотраслевые суммарные затраты в $, а X - объем производства товара 1.

Производство данного товара оказывает негативное воздействие на окружающую среду, которое может быть выражено зависимостью Z(Х)=0.04Х, где Z-объем производства загрязняющих веществ вида j в кг. После принятия нового природоохранною законодательства в стране были реализованы природоохранные сертификаты, допускающие не более 100 кг суммарного объема загрязнения вида j в год, при этом рыночная цена одного сертификата дающего право осуществить 1 кг загрязнений была равна 30$. Среднеотраслевые издержки по предотвращению загрязнения вида j внутри страны См(У)=4У, где У - объем предотвращения загрязнения.

а) на сколько сократился объем производства товара i внутри страны после проведения природоохранных мероприятии?

б) на сколько сократился объем экспорта, если объем потребления товара i внутри страны остался неизменный?

в) чему равно изменение цены товара i на мировом рынке после проведения природоохранных мероприятий в стране производителей данного товара?

г) на сколько сократился объем производства загрязняющих веществ?

Рекомендуемые темы презентации

а) Глобальные экологические проблемы

б) Глобальное изменение климата и рыночные механизмы природоохранного регулирования

Методические указания к СРС и СРСП

1. Для выполнения заданий по СРС необходимо еще раз прочитать лекционный материал и выделить для себя основные моменты по теме, а именно:

- понятие и классификацию природных ресурсов;

- экономическую оценку природных ресурсов;

- определение ущерба от загрязнения.

2. Полученные знания умело используйте при выполнении заданий к СРС

№ 3 Задания к СРС и СРСП

Задания 1. Темы рефератов:

а) Использование методов экономической экономики при принятии решений

б) Причины потери биоразнообразия в Каспийском регионе

Задания 2. Глоссарий по теме 1-3

Задания 3. Решение ситуационных задач

Ситуация 1.Кратко опишите метод условной экономики стоимости (УОС) для экономики окружающей среды. Как вы думаете, насколько приемлем этот метод для экономики ущерба от загрязнения воздуха автомобилями? Определите потенциальные проблемы, которые могут возникнуть при использовании УОС в этом случае.

Ситуация 2. Местные власти рассматривают вопрос об установке шумоизоляции в ряде жилых районов с целью снижения негативного воздействия шума от расширения объездной дороги. Какой метод можно использовать для экономической экономики предполагаемых выгод? Опишите этот метод и оцените, насколько он подходит для анализа выгод в этом случае.

Ситуация 3. Метод транспортных затрат был использован для стоимостной экономики удовольствия, получаемого людьми от рекреационных мест, например, от прогулки по красивому лесу. Полученная этим методом экономика на 50% ниже экономики, полученной методом УОС. Объясните, почему различаются эти экономики. Проанализируйте эти методы применительно к данной ситуации.

Методические рекомендации к СРС и СРСП

1. Изучив рекомендуемую литературу ответить на вопросы самопроверки и решить ситуационные задачи.

2 Решение задачи и учебных ситуаций (Case study) оформить в специальной тетради для СРС и сдать для проверки.

3 Выбрать тему реферата и подготовить реферат с защитой на семинарском занятии.

4. Подготовить глоссарий в письменной форме по теме 1-3

№4 Задания к СРС и СРСП

Задания 1. По выбору студента:

а) выполнить реферат на темы:

1. Глобальные экологические проблемы

2. Экономика стоимости среднестатистической жизни

б) провести презентацию на темы:

1. Глобальное изменение климата и рыночные механизмы природоохранного регулирования

2. Туризм и окружающая среда

Задания 2. Решение ситуационных задач

Исходные данные 1.

Определить величину затрат на охрану окружающей среды в состоянии экономического оптимума загрязнения, если даны функции предельных затрат на охрану окружающей среды МС(х) и предельного остаточного ущерба от загрязнения окружающей среды МУ(х), если МС(х)=х, МУ(х)= -а/х, где х - доля уловленного загрязнения в общем объеме загрязнения, 0< х< 1, а - параметр, а >0. Функция суммарных затрат на охрану окружающей среды непрерывна и при х=0 равна нулю.

Исходные данные 2.

Фирма производит 2 товара. Удельные затраты составляют $3 для каждого товара при цене $5 и $7 соответственно. Располагаемые трудовые ресурсы в регионе - 24 единицы, удельные трудоемкости производства товаров - 3 и 4 единицы. При производстве единицы первого товара происходит образование 5 единиц загрязняющего вещества, второго товара - 40 единиц того же вещества. Для этого вещества установлен норматив выбросов, равный 100 ед. штраф за несоблюдение установленного норматива составляет $0,5 за каждую ед. сверхнормативных выбросов. Вероятность обнаружения нарушения норматива - 0,1. Каковы объемы производства обоих товаров?

Исходные данные 3.

В экономической системе производится 100 тыс. единиц продукции, при производстве каждой единицы продукции образуется 1 кг загрязняющих веществ. Проведение природоохранных мероприятий позволило уменьшить объем выбросов загрязняющих веществ до 0.5кг на единицу продукции. Используя условия задачи 1, определить суммарный предотвращенный ущерб в результате проведения природоохранных мероприятий.

Исходные данные 4.

Фирма А производит один вид продукции, цена за единицу которой 100 $. Кривая предельных издержек фирмы задается функцией МС-3+2х, где х - объем производства продукции. Деятельность фирмы связана с загрязнением реки и возникновением дополнительных внешних издержек у фирмы В, занимающейся ловом рыбы. Кривая предельных внешних издержек фирмы В задается функцией МЕС=0.5х. Найти эффективный объем производства продукции с точки зрения общества и с точки зрения фирмы А.

Методические рекомендации к СРС и СРСП

1. По выбору студента выполнить реферат на предложенные темы, краткое изложение по реферату представить в виде доклада. Оформленный реферат сдать преподавателю.

2. Выбрать тему, рекомендованную преподавателем и провести презентацию. Подготовленные материалы презентации сдать преподавателю в оформленном виде.

3. Изучив рекомендуемую литературу ответить на вопросы самопроверки и решить ситуационные задачи. Решение оформить в специальной тетради для СРС и сдать преподавателю на проверку.

№5 Задания к СРС и СРСП

Задания 1. По выбору студента необходимо провести презентацию на тему Управление качеством окружающей среды с помощью платежей за загрязнение в странах ОЭСР

Задания 2.

Фирма осуществляет капитальные вложения на природоохранные мероприятия. Функция зависимости капитальных вложений на природоохранные мероприятия от объемов предотвращения загрязнения имеет следующий вид:

Е = К1,25, где

Е - объем предотвращенных загрязнений;

К - величина капитальных вложений на природоохранные мероприятия. Кроме того:

а) налогом на прибыль предусмотрена льгота - снижение налогооблагаемой прибыли на 30% от величины капитальных вложений в природоохранные мероприятия;

б) фирма реализует продукцию по цене 1000 руб./ед.;

в) функция производственных затрат фирмы задается следующим выражением:

3 - 0.05Х + X05, где 3 - производственные затраты фирмы, (в руб.); X - объемы производства продукции;

г) функция выброса загрязняющих веществ задается выражением:

В = 0.01 X1.2, где В - объемы загрязняющих веществ, выбрасываемых в природную среду;

д) правительством установлен налог в размере 10 руб. за каждую единицу загрязнения, выбрасываемую в природную среду. Найти для данной фирмы оптимальный объем производства продукции, оптимальный объем капитальных вложений в природоохранные мероприятия и оптимальный объем предотвращения загрязнения в фирме.

Методические указания по выполнению СРС и СРСП

1. Бегло прочитать (Skim) заданный материал по теме.

2. По своему усмотрению студент может выбрать предлагаемую преподавателем тему или может предложить свою тему и провести презентацию (Presentation) т.е выразить свое понимание или непонимание тех или иных аспектов. В обсуждении презентационной темы могут принять участие и другие студенты, что будет оцениваться по баллам. Время для презентации 5-6 минут.

3. Студенту следует изучить вопросы экстернальности издержек и решить предложенную задачу в письменной форме. Работу сдать на проверку преподавателю.

№6 Задания к СРС и СРСП

Задания 1. Внимательно прочитайте каждую ситуацию, решения оформить в тетради

Ситуация 1.

Предположим, что энергетический налог вводится в вашем районе. Обсудите наиболее вероятные последствия этого для разных социальных групп. Как снизить негативное влияние этой меры на разные социальные группы?

Ситуация 2.

Правомерны ли следующие утверждения:

Цели природоохранной политики и забота о бедных неизбежно находятся в конфликте. Груз достижения экологических целей ложится на бедные слои населения?

Ситуация 3.

Оцените следующее высказывание:

Природоохранная политика в Казахстане справедлива, поскольку «равномерно» распределяет обязательства по ограничению загрязнения. В качестве примера можно привести стандарты качества воздуха и воды (ПДК), которые относятся ко всем источникам загрязнения

Гарантирует ли «равномерность» распределения обязательств соблюдение принципа справедливости? Объясните, почему «да» или почему «нет». Дайте свое определение справедливости.

Ситуация 4.

Какая информация вам необходима для установления оптимального налога на использование ресурса? Какими были бы последствия для окружающей среды, если бы налог был установлен на очень высоком уровне при открытом доступе к ресурсу?

Ситуация 5.

Какие преимущества имеет система торговли квотами перед налогом при открытом доступе к вылову рыбы?

Задания 2. Написать глоссарий (GKT – clossary of key terms) - краткое разъяснения терминов и понятий по теме.

Методические указания выполнению СРС и СРСП

1. Бегло еще раз прочитать лекционные материалы (Skim) и уяснить понятия практических инструментов управления качеством окружающей среды, их сущность и оценку, что позволит Вам в выполнении заданий по самостоятельной работе.

2. В письменной форме ответить на ситуации и написать свое видение проблемы. Работу сдать на проверку преподавателю.

3. Наиболее подготовленные студенты могут написать свои кейсы, что будет оцениваться дополнительными баллами

4. В заключение по теме выполнить глоссарий, объяснить те или иные термины и сдать в письменной форме преподавателю.

№7 Задания к СРС и СРСП

Задания 1. Выбрав одну из предложенных тем выполнить реферат и представить краткое изложение:

1.Сравнительный анализ текущей и капитальной экономики источников невоспроизводимых ресурсов.

2.Несовершенная конкуренция в теории невозобновляемых природных ресурсов: монополия на владение запасом невозобновляемого природного ресурса; картель и конкурентные владельцы природного ресурса.

3.Экономическая экономика рекреационных ресурсов

Задания 2. Учебные конкретные ситуации (Case study) – решить и оформить в специальной тетради

Ситуация 1.

За отчетный год предприятием, расположенным в Московской области (коэффициент экологической ситуации = 1,2), сброшено в поверхностный водоем 100 т нитратного азота и 50 т сероводорода. Установленные ПДС составляют: 50 т азота и 40 т сероводорода. Норматив платы за сброс 1 т азота — 245 руб., сероводорода — 2065 руб. в пределах ПДС. Определите платежи предприятия за загрязнение водной среды, если известно, что все сбросы находятся в пределах временно согласованных норм (утвержденных лимитов).

Ситуация 2.

Определите платежи предприятия за загрязнение атмосферы, если известно, что: за истекший год им выброшено 100 т фтора и 200 т аммиака. ПДВ для предприятия утверждены в размере 150 т фтора и 50 т аммиака. Нормативы платы составляют: по фтору — 3300 руб. за т, по аммиаку — 415 руб. за т в пределах ПДВ. Коэффициент экологической ситуации составляет 1,5. Все выбросы находятся в пределах временно согласованных норм (утвержденных лимитов).

Задания 3.

Объем сточных вод предприятия составляет 10 млн. м3 в год. Сточные воды содержат три вида загрязняющих веществ, концентрации которых превышают ПДК в 2, 3 и 1.5 раза соответственно. Предполагается проведение водоохранного мероприятия, позволяющего снизить фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах до нормативов ПДК. Рассчитать экономический эффект от осуществления водоохранного мероприятия при условии, что удельный показатель предотвращенного ущерба составляет 200 тенге/тыс. м3 приведенного объема сточных вод.

Методические указания выполнению СРС и СРСП

1. Бегло прочитать лекционные материалы (Skim) и уяснить теорию экономики невозобновимых ресурсов, что позволит Вам в выполнении заданий по самостоятельной работе.

2. По выбору темы выполнить реферат и дать краткое изложение на семинарском занятии.

3. В письменной форме ответить на учебные конкретные ситуации (Case study) и написать свое видение проблемы. Работу сдать на проверку преподавателю.

4. Наиболее подготовленные студенты могут написать свои кейсы, что будет оцениваться дополнительными баллами.

№ 8 Задания к СРС и СРСП

1. Учебные конкретные ситуации (Case study)

Ситуация

Металлургическое предприятие сбрасывает в водоем загрязненные сточные воды. Какие из затрат и потерь, обусловленных этим загрязнением, не являются составляющими эколого-экономического ущерба?

Текущие и капитальные затраты предприятия-загрязнителя на мероприятия по очистке сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Упущенная выгода в результате снижения производительности труда персонала, употреблявшего загрязненную питьевую воду.

Потери от снижения продуктивности животноводческих хозяйств при использовании загрязненных вод.

Затраты на содержание лечебных заведений, необходимых для обслуживания населения, пострадавшего от использования загрязненных вод.

Расходы на подготовку воды, предназначенной для нужд населения.

Методические указания выполнению СРС и СРСП

1. Бегло прочитать лекционные материалы (Skim) и уяснить систему научных знаний об организации контроля качества работы аудиторов, что позволит Вам в выполнении заданий по самостоятельной работе.

2. В письменной форме ответить на учебные конкретные ситуации (Case study) и написать свое видение проблемы. Работу сдать на проверку преподавателю.

4. Наиболее подготовленные студенты могут написать свои кейсы, что будет оцениваться дополнительными баллами

№9 Задания к СРС и СРСП

Задания 1. Подготовить обзор по теме (Review) - письменно написать краткий литературный обзор на 1-2 старицах с привлечением дополнительного материала из печати и информационных ресурсов Интернета.

Задания 2. Определить величину затрат на охрану окружающей среды в состоянии экономического оптимума загрязнения, если даны функции предельных затрат на охрану окружающей среды МС(х) и предельного остаточного ущерба от загрязнения окружающей среды МУ(х), если МС(х)=х, МУ(х)= -а/х, где х - доля уловленного загрязнения в общем объеме загрязнения, 0< х< 1, а - параметр, а >0. Функция суммарных затрат на охрану окружающей среды непрерывна и при х=0 равна нулю.

Задания 3. В экономической системе производится 100 тыс. единиц продукции, при производстве каждой единицы продукции образуется 1 кг загрязняющих веществ. Проведение природоохранных мероприятий позволило уменьшить объем выбросов загрязняющих веществ до 0.5кг на единицу продукции. Используя условия задачи 2, определить суммарный предотвращенный ущерб в результате проведения природоохранных мероприятий.

Методические указания выполнению СРС и СРСП

1.Бегло еще раз прочитать лекционные материалы (Skim) и уяснить содержание управления загрязнением окружающей среды в развитых и развивающихся странах

2. В библиотеке и по Интернету просмотреть литературу и дополнительные материалы и информационные ресурсы по данной теме

3. Внимательно прочитать задания 2 и 3, используя теоретические знания решить задачу и обосновать свой ответ.

№10 Задания к СРС и СРСП

Задания 1. В письменной форме подготовить литературный обзор по теме (Review) на 1- 2 страницах.

Задания 2. Написать глоссарий (GKT – clossary of key terms) - краткое разъяснение терминов и понятий по теме.

Методические указания выполнению СРС и СРСП

1. Бегло еще раз прочитать лекционные материалы (Skim) и уяснить понятия учета и экономики природных ресурсов, систему научных знаний в области платы за природные ресурсы.

2. В библиотеке и по Интернету просмотреть литературы и дополнительные материалы и информационные ресурсы по данной теме.

3. В заключение по теме выполнить глоссарий, объяснить те или иные термины, выполнить задание и сдать в письменной форме преподавателю.

№ 11 Задания к СРС и СРСП

Задания 1.

Объясните, как ставка дисконтирования влияет на оптимальную траекторию потребления ресурса с течением времени. Какие выводы вы можете сделать в этой связи по отношению к устойчивости потребления природного ресурса и благосостоянию?

Задания 2. Опишите правило Хартвика для устойчивого потребления невозобновимых ресурсов. Предложите несколько примеров, для которых это правило было бы наиболее реалистичным.

Задания 3. Почему эффективное использование возобновимого ресурса может быть связано с полным и одновременным исчерпанием его запаса, даже если существует траектория его устойчивого потребления? Покажите, как правило Хартвика для возобновимых ресурсов может быть применено для определения устойчивого потребления в этих условиях, предложите дополнительные правила, которые могут быть необходимы для достижения экологической и экономической устойчивости.

Методические указания выполнению СРС и СРСП

1. Выполнение заданий СРС и СРСП требует тщательного изучения лекционных материалов и рекомендуемой литературы

2.Выполненные задания сдать в письменной форме преподавателю на проверку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: