В противоположность хемминговой сети модель Кохонена (T.Kohonen, 1982) выполняет обобщение пред'являемой информации. В результате работы НС Кохонена получается образ, представляющий собой карту распределения векторов из обучающей выборки. Таким образов, в модели Кохонена выполняется решение задачи нахождения кластеров в пространстве входных образов.
Данная сеть обучается без учителя на основе самоорганизации. По мере обучении вектора весов нейронов стремятся к центрам кластеров - групп векторов обучающей выборки. На этапе решения информационных задач сеть относит новый пред'явленный образ к одному из сформированных кластеров, указывая тем самым категорию, к которой он принадлежит.
Рассмотрим архитектуру НС Кохонена и правила обучения подробнее. Сеть Кохонена, также как и сеть Липпмана-Хемминга, состоит из одного слоя нейронов. Число входов каждого нейрона равно размерности входного образа. Количество же нейронов определяется той степенью подробности с которой требуется выполнить кластеризацию набора библиотечных образов. При достаточном количестве нейронов и удачных параметрах обучения НС Кохонена может не только выделить основные группы образов, но и установить "тонкую структуру" полученных кластеров. При этом близким входным образам будет соответствовать близкие карты нейронной активности.
|
|
Рис. 7.2. Пример карты Кохонена. Размер каждого квадратика соответствует степени возбуждения соответствующего нейрона.
Обучение начинается с задания случайных значений матрице связей . В дальнейшем происходит процесс самоорганизации, состоящий в модификации весов при пред'явлении на вход векторов обучающей выборки. Для каждого нейрона можно определить его расстояние до вектора входа:
Далее выбирается нейрон m=m*, для которого это расстояние минимально. На текущем шаге обучения t будут модифицироваться только веса нейронов из окрестности нейрона m*:
Первоначально в окрестности любого из нейронов находятся все нейроны сети, в последствии эта окрестность сужается. В конце этапа обучения подстраиваются только веса самог`о ближайшего нейрона. Темп обучения (t)<1 с течением времени также уменьшается. Образы обучающей выборки пред'являются последовательно, и каждый раз происходит подстройка весов. Нейронная сеть Кохонена может обучаться и на искаженных версиях входных векторов, в процессе обучения искажения, если они не носят систематический характер, сглаживаются.
Для наглядности представления карты нейроны Кохонена могут быть упорядочены в двумерную матрицу, при этом под окрестностью нейрона-победителя принимаются соседние (по строкам и столбцам) элементы матрицы. Результирующую карту удобно представить в виде двумерного изображения, на котором различные степени возбуждения всех нейронов отображаются квадратами различной площади. Пример карты, построенной по 100 нейронам Кохонена, представлен на рис.7.2.
|
|
Каждый нейрон несет информацию о кластере - сгустке в пространстве входных образов, формируя для данной группы собирательный образ. Таким образом НС Кохонена способна к обобщению. Конкретному кластеру может соответствовать и несколько нейронов с близкими значениями векторов весов, поэтому выход из строя одного нейрона не так критичен для функционирования НС Кохонена, как это имело место в случае хемминговой сети.