Основные законы термодинамики.
В замкнутой системе, энергия тратится на выполнение работы.
С точки зрения термодинамики, живой организм - открытая, макромолекулярня, постоянно самообновляющаяся чистема, с непрерывном обменом веществами и энергией с окружающей средой.
Источник веществ и енергии - пища.
Пищевые вещества: органические (белки жиры углеводы витамины); неорганические (вода, минеральные элементы). питательные вещества способные всасываться в кровь, примерно 90% (аминокислоты, жирные кислоты, моноглицериды, моносахариды, минеральные вещества, вода, витамины). Те вещества которые всасались называются - усвоенные вещества.
В клетках протекают два процесса: анаболизм (усвоение питательных веществ клеткой, ситез белков жиров улеводов); катаболизм (распад веществ до конечных продуктов, с выделением энергии). Промежуточный метаболизм - обмен между клеткой и внутренней средой организма (тканевая жидкость, кровь и тд).
Конечные продукты распада - СО2, вода, мочевина, мочевая кислота, креатони. Они попадают кровь, затем в ораганы выделения.
|
|
Обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой - это совокупсноть двух процессов: ассимиляция и диссимиляция.
Ассимиляция:
1) поступление пищевых веществ в организм (в ЖКТ)
2) расщемление органических макромолекул до простых веществ, способных всасаться в кровь
3) всасывание этих простых веществ в кровь
4) усвоение питательных веществ клеткой
5) синтез собственных органических веществ с накоплением энергии (3,4,5 процессы анаболизма)
Диссимиляция:
1) внутриклеточное расщепление орагнических веществ до конечных продуктов обмена (со2, вода, мочевая кислота, креатинин) с выделением энергии (атф)
2) выделение конечных продуктов в кровь
3) доставка этих продуктов кровью к органам выделения (легкие почки и тд)
4) выделение конечных продуктов в окружающую среду
Значение ассисиляции:
1) синтез и обновление клеточных и внутриклеточных структур организма и необходимых для жизнедеятельности биологичечки активных веществ (ферментов, гормонов, медаторов)
2) созданиеьзапаса энерегии в макроэнергетических связях органических полимеров.
Значение диссимиляции:
1) выделение энергии (тепло, атф). АТФ - используется для обеспечения энергозависимых функций организма (механическая, осмотическая (всасывание воды), электрическая, химическая, активный транспорт).
2) распад старых структур для их обновления.
Продукты ассимиляции и дисимиляции
Ассисиляция:
1) исходные продукты - чужеродные органически евещества, которые содержутся в пище.
2) конечные продукты - собственные органические вещества (продукты внутриклеточных процессов биосинтеза).
|
|
Диссимиляция:
1) исходные - собственные органические вещества (белки жиры углеводы)
2) конечные - продукты распада собственных органических веществ (со2 вода мочевина и тд), которые должны быть удалены из организма.
Возвратсная программа ОВиЭ
1 группа - от 0 до 25 лет
В этой возратсной группе отмеыается высокая интенсивность обоих процессов, но процессы ассисиляции преобладают в связи с ростом орагнизма. А>Д
2 группа - от 25 до 60 лет (здоровые взрослые)
Интенсивность обоих процессов сбалансирована, т.е А=Д
3 группа - выше 60 лет
Интенсивность процессов распада (диссимиляция) преобладает над синтезом А<Д
В основе оценки состяония ОВиЭ - исследование соотношения между ассимиляцией и диссимиляцией.
1) приход вещетсв и энергии -> усвоенные В и Э = БЖУ пищи (оценивается химическим путем или по таблицам) - БЖУ кала (в норме 10%)
2) расход веществ и энергии -> по конечным продуктам обмена.
В норме приход и расход БЖУ равны и соотносятся как 1:1:4
Дыхательный коэффициент:
- соотноешние объема выделяемого со2, к объему вдыхаемого о2
- в состоянии покоя ДК для углеводов 1,0; для жиров 0,7
БЕЛКИ
особенности обмена белков
Белки - преимущественно пластческий субстрат. они входят в состав клеточных структур, служат ферментами и гормонами, но не используются специально для получения энергии.
При избыточном потреблении белков они превращаются в липиды для азпасания энергии.
При недостатке других субстратов белки могут использоваться для получения энергии.
Белки не депонируются. Они могут задерживаться в организме при росте новых структур.
Белки интеснвивно расходуются, т.к в организме постонно происходит обновление стурктур.
Белки не могут образовываться из других веществ.
Азотистый баланс:
1) азотистое равновесие
2) положительный азотистый баланс - приход азота больше чем расход
3)