Глава 5. Фохат и Высшее «Я» человека (Атма-Фохат)

Дальнейшие выкладки основаны на том, что Дух (или Вселенское сознание) и Материя должны быть рассматриваемы не как независимые реальности, но как два символа или аспекта Абсолюта[112], Парабрамана, составляющего основу обусловленного Бытия, субъективного или объективного. Так как Бытие является категорией субъективной то, согласно Теософии, мир, который воспринимается нашими органами чувств, есть иллюзия, Майа[113]. Другими словами, у каждого живущего на Земле есть свой мир, своя Великая Иллюзия.

«Майа или Иллюзия является элементом, входящим во все конечные предметы, ибо всё, что существует, имеет не абсолютную, но лишь относительную реальность, так как видимость, в которую облекается скрытый нумен для данного наблюдателя, зависит от познавательных способностей последнего. Для неразвитого глаза дикаря любая картина явится сперва бессмысленным хаосом полос и мазков красок, тогда как воспитанный глаз тотчас же увидит лицо или пейзаж. Ничто не постоянно, за исключением единого, скрытого, абсолютного Бытия, заключающего в себе нумены всех реальностей. Существования, принадлежащие к каждому плану бытия вплоть до высочайших Дхиан-Коганов, являются как бы аналогичными теням, отброшенным волшебным фонарём на бесцветном экране. Тем не менее, все вещи относительно реальны, ибо познающий также есть отражение и потому все постигаемые им вещи являются для него такими же реальными, как и он сам. Какой бы реальностью не обладали вещи, реальность эта должна быть найдена в них до или после того, как они промелькнут, подобно молниеносной вспышке в нашем материальном мире; ибо мы не можем познать подобное существование непосредственно, пока имеющиеся у нас чувства-инструменты могут передавать лишь материальное существование в поле нашего сознания. На каком бы плане наше сознание ни действовало, мы и предметы, принадлежащие этому плану, являемся на это время единственными нашими реальностями. Но, по мере нашего продвижения в развитии, мы постигаем, что в стадиях, через которые мы прошли, мы приняли тени за реальности и, что восходящий процесс Эго [114] состоит из целого ряда прогрессивных пробуждений, и каждое продвижение приносит с собою убеждение, что, наконец, теперь, мы достигли «реальности». Но только, когда мы достигнем абсолютного Сознания и сольём с ним наше сознание, только тогда будем мы освобождены от заблуждений, порожденных Майей» [115].

Сокровенное Знание также учит, что всё в этой Вселенной, от атома до солнечной системы, от простейшего организма до высочайшего Божества, должно постоянно развиваться. И этому развитию нет ни постижимого начала, ни воображаемого конца. Ибо наша Вселенная является лишь одной из бесконечных, бесчисленных Вселенных, каждая из которых является следствием предыдущей и причиной по отношению к последующей. Следуя этому принципу, я и развиваю своё понимание Вселенной, в которой сейчас проживаю, и делюсь с этим с другими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: