Объяснительная записка

Воспитание и обучение

глухих детей

дошкольного возраста

Рекомендовано

Управлением по дошкольному воспитанию

Гособразования СССР

Авторы:

Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д.,

Т.В. Пелымская, Р.Т. Есимханова, А.А. Катаева,

Г.В. Короткова, Г.В. Трофимова.

Москва «Просвещение» 1991 год

Содержание

Объяснительная записка……………………………………………………………………………1

Программа………………………………………………………………………………………….21

Физическое воспитание……………………………………………………………………..--

Труд…………………………………………………………………………………………..32

Игра…………………………………………………………………………………………..37

Изобразительная деятельность и конструирование………………………………………48

Ознакомление с окружающим миром……………………………………………………...63

Развитие речи………………………………………………………………………………..73

Развитие слухового восприятия и обучение произношению…………………………….86

Формирование элементарных математических представлений………………………...101

Музыкальное воспитание………………………………………………………………….106

Приложение……………………………………………………………………………………….113

Примерный словарь (для всех разделов программы)……………………………………..---

Методические рекомендации к разделу «Ознакомление с окружающим»…………….119

Методические рекомендации к разделу «Развитие речи»………………………………123

Методические рекомендации к разделу «Игра»…………………………………………135

Методические рекомендации к разделу «Развитие слухового

восприятия и обучение произношению»…………………………………………………137

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для работы с глухими детьми преддошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4, 4—5, 5—6, б—7лет) по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и подготовку его к школьному обучению.

Программа строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов. Содержание программы глухих дошкольников направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения:

обеспечивать общее разностороннее развитие глухих дошкольников на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащим сверстникам;

организовывать специальную коррекционно-воспитательную работу с учетом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;

осуществлять деятельностный подход к воспитанию глухих детей, т. е. проводить все виды воспитательной работы (образовательную и коррекциояную) в русле основных видов детской деятельности;

широко использовать и развивать остаточный слух у глухих детей и применять звукоусиливающую аппаратуру коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и в режимные моменты;

использовать речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях

общения с детьми;

осуществлять преемственные связи между специальным дошкольным учреждением для глухих детей и соответствующим типом школы.

Учебный материал программы сгруппирован в разных разделах по темам, которые являются как бы сквозными на весь период дошкольного обучения и отрабатываются в процессе разнообразных видов деятельности с помощью единых речевых средств.

Усвоение программных требований и сведений об окружающем мире осуществляется тремя способами: действием, изображением, речью (устной, письменной, дактильной) в различном их соотношении в зависимости от этапа обучения и условий коммуникации.

Перечисленные принципы отражают современное понимание проблемы развития аномальных детей дошкольного возраста и путей коррекции дефекта.

Программа рассчитана на выполнение ее во всем объеме при условии пребывания детей в дошкольном учреждении не менее четырех лет, необходимой материальной базы и соответствующей квалификации педагогов (высшее дефектологическое образование учителя, среднее или высшее дошкольное образование воспитателя при систематическом повышении его квалификации в области дефектологических знаний).

Программа ставит задачи: помочь педагогам в психолого-педагогическом изучении ребенка; способствовать обогащению общего развития ребенка; осуществлять коррекцию аномального развития; подготовить ребенка к обучению в школе.

Решение конкретных задач воспитательно-образовательной работы, стоящих в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, тесной взаимосвязи в работе учителя-дефектолога и воспитателя, а также участия родителей в воспитании детей, в реализации единых требований к работе с ними. Ответственность за выполнение программы полностью возлагается на работников дошкольного учреждения. Роди­тели привлекаются к обучению детей на время пребывания их в семье (особенно в выходные дни, каникулярное время, дни болезни). Кроме того, их информируют об успехах или трудностях в усвоении программы детьми.

Программа состоит из девяти разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям (умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха). Разделы программы расположены в определенной последовательности с учетом особенностей воспитания аномальных детей. Некоторые глухие дети поступают в дошкольное учреждение со второго года обучения. Поэтому содержание работы, программные требования первого года обучения в какой-то мере повторяются на втором году.

Вначале представлены разделы, направленные на обеспечение основной задачи воспитания и обучения дошкольников — физическое развитие, развитие основных движений, охрану здоровья детей и организацию их быта в специальном дошкольном учреждении.

Затем излагаются содержание работы и требования к ней по основным видам деятельности ребенка-дошкольника. Вслед за разделами, дающими материал по развитию игровой, продуктивной и элементарной трудовой деятельности, идут разделы «Развитие речи» и «Формирование элементарных математических представлений».

Самостоятельным разделом программы представлена коррекционная работа по развитию речи — развитие остаточного слуха и обучение произношению.

«Музыкальное воспитание» — последний раздел программы, но тем не менее по своей коррекционной нагрузке, задачам эстетического воспитания и развития детей он ни в коей мере не может считаться второстепенным или малозначимым.

Помимо основного содержания в программе в качестве приложения даны необходимые для организации работы материалы — режим дня и учебный план для каждого года обучения.

К разделам программы «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим», «Развитие слухового восприятия и обучение произношению», «Игра» даны методические рекомендации.

Материал программы расчитан на шестидневную рабочую неделю. Продолжительность учебного года — с 1 сентября по 15 июня. Четыре недели в году (две в начале сентября и две — в начале июня) отводятся на проверку уровня знаний детей по всем разделам программы (кроме музыкального воспитания). В эти сроки в утреннее время педагог проводит только индивидуальные занятия. В вечернее время на фронтальных занятиях воспитатель проверяет умения детей по видам деятельности (игра, труд, изобразительная деятельность, физическое воспитание, ознакомление с окружающим). Материал для проверок подбирается из программы соответствующего квартала или полугодия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: