Аль-Баша, 'Абд-ар-Рахман Рафат 8 страница

Раби'а-ар-райй 113


шая, и сидели, боясь шевельнуться — будто на головах у них сидели птицы. Несколько человек повторяли сказанное учителем слово в слово, чтобы даже сидящие в последних рядах ничего не упустили.

Фаррух постарался увидеть учителя, но он стоял слишком далеко и не смог ничего разглядеть. Его поразило красноречие учителя, ясные, чёткие объяснения, его бьющее ключом знание, его удивительная память. Но ещё больше его поразило то, с каким смирением сидели люди на его собрании.

Закончив свой урок, учитель поднялся, и люди устремились к нему, обступив его, и он покинул мечеть, со всех сторон окружённый провожавшими его людьми.

Тогда Фаррух повернулся к человеку, который сидел рядом с ним, и спросил:

— Заклинаю тебя Господом твоим, скажи, кто этот шейх?

Его собеседник с удивлением спросил:

— Разве ты не из жителей Медины?

Фаррух ответил:

— Да, я из Медины.

Его собеседник сказал:

— Неужели в Медине найдётся хотя бы один человек, не знающий шейха?!

Фаррух ответил:

— Ты уж извини меня, но я не знаю его, потому что около тридцати лет провёл далеко от Медины и вернулся только вчера.

Его собеседник сказал:

— Что ж, понятно... Садись возле меня, я расскажу тебе немного о шейхе. Шейх, которого ты сейчас слушал, — господин последователей сподвижников и один из самых выдающихся мусульман. Он мединский знаток хадисов и факих, и он — имам Медины, несмотря на молодость.

114 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Фаррух сказал:

— Как пожелал Аллах, и нет силы ни у кого, кроме как от Аллаха!

Тем временем его собеседник продолжил:

— На его собраниях присутствуют, как ты видел, Малик ибн Анас*, Абу Ханифа ан-Ну'ман, Яхья ибн Са'ид аль-Ансари, Суфьян ас-Саури, 'Абд-ар-Рахман ибн 'Амр аль-Авза'и, аль-Лейс ибн Са'д и многие другие...

Фаррух сказал:

— Но ты...

Но его собеседник не дал ему закончить:

— Он к тому же весьма благородный, скромный, благонравный, великодушный и щедрый человек. Жители Медины не знают человека более щедрого по отношению к другу и сыну друга и более равнодушного к мирским благам и больше стремящегося к тому, что у Аллаха...

Фаррух сказал:

—Но ты не назвал мне его имя.

Его собеседник ответил:

—Ах да... Это Раби'а-ар-райй...

Фаррух повторил с удивлением:

—Раби'а-ар-райй?

Его собеседник ответил:

— Ну да... Его зовут Раби'а. Но учёные и шейхи Медины прозвали его Раб'иа-ар-райй**, потому что, когда они не могут найти текста в Книге Аллаха или хадиса Посланника Аллаха по какому-нибудь вопросу, они обращаются к нему, и он делает иджтихад и проводит аналогию между


* Имам Малик, основатель мали ките кого мазхаба.

* «Райи» означает «мнение», а всё прозвище, таким образом, — «Раби'а, [имеющий] мнение».

Раби'а-ар-райй 115


теми вопросами, относительно которых есть тексты*, и теми, относительно которых текстов нет. И он выносит для них решение по вопросам, которые вызывают у них затруднения, — такое решение, которое с готовностью принимают души и сердца...

Фаррух сказал взволнованно:

— Но ты не назвал мне его полное имя...

Его собеседник сказал:

— Он Раби'а, сын Фарруха, носившего кунью Абу 'Абд-ар-Рахман. Он родился после того, как его отец покинул Медину, отправившись сражаться на пути Аллаха, а мать занималась его воспитанием и обучением. Перед самой молитвой я слышал, как люди говорили, что прошлой ночью его отец вернулся домой...

Из глаз Фарруха упали две крупные слезы. Его собеседник не догадывался о причине.

Фаррух поднялся и поспешил домой.

Мать Раби'а, увидев слёзы в глазах мужа, спросила его:

— Что с тобой, о Абу Раби'а?

Он ответил:

— Ничего, кроме хорошего. Я видел у нашего сына Раби'а такое знание, почёт и с лаву, которых не видел ни у кого прежде...

Мать Раби'а восспользовалась представившейся возможностью и сказала:

— Скажи, что дороже для тебя — тридцать тысяч динаров или то знание и почёт, которые обрёл твой сын?

Фаррух ответил:

— Клянусь Аллахом, это дороже для меня, и я предпочёл бы это всему богатству, которое только есть в мире!

 
 


* То есть аяты и хадисы.

116 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Она сказала:

— Я израсходовала на него всё, что ты оставил мне. Одобряешь ли ты то, что я сделала?

Он ответил:

— Да... И да воздастся тебе благом — и от меня, и от него, и от мусульман!

РАДЖА' ИБН ХАЙВА

Поистине, в Кинде были три человека, благодаря которым Аллах посылал дождь и помогал против врагов... Одним из них был Раджа' ибн Хайва.

Масляма ибн 'Абд-аль-Малик

Б ыли в Кинде в век последователей сподвижников трое мужчин, подобных которым их современники не знали. Как будто они встретились в день назначенный и завещали друг другу истину и терпение и договорились придерживаться блага и благочестия и посвятили свою жизнь богобоязненности и знанию. А также служению Аллаху и Его Посланнику, а также простым верующим и влиятельным из их числа.

Это Мухаммад ибн Сирин в Ираке, аль-Касим ибн Мухаммед ибн Абу Бакр в Хиджазе и Раджа' ибн Хайва в Шаме.

Давайте же проведём эти благодатные мгновения в обществе одного из этих прекрасных, благочестивых людей. Это Раджа' ибн Хайва.

 
 


Раджа' ибн Хайва родился в Бисане на территории Палестины в конце правления 'Усмана ибн 'Аффана. Точная дата его рождения неизвестна. Раджа' относился к арабскому племени Кинда. Таким образом, Раджа' был палестинским арабом из племени Кинда.

 
 


Юноша из Кинды с младых ногтей воспитывался в покорности Аллаху. Аллах любил его и внушил Своим творениям любовь к нему.

118 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Раджа' рано начал приобретать знания. Сердце его было прекрасной почвой для полезного знания, и в нём было достаточно места, которое быстро заполнилось знанием, которое прочно закрепилось в нём.

Главной его заботой было тщательное изучение Книги Аллаха и хадисов Посланника Аллаха ,. Разум его озарился светом Корана, а пророческое руководство сняло пелену с его внутреннего взора. Грудь его наполнилась наставлениями и мудростью. А кому дарована мудрость, тому даровано великое благо.

Ему посчастливилось застать многих благородных сподвижников, в том числе Абу Са'ида аль-Худри, Абу ад-Дарда, Му'авию ибн Абу Суфьяна, 'Абдаллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса, ан-Навваса ибн Сам'ана и других. Они стали для него светочами истинного пути и факелами знания.

 
 


Юноша создал для себя свод принципов, которые повторял и которым следовал до конца жизни.

Он говорил:

— Что прекраснее ислама, украшенного верой! И что прекраснее веры, украшенной богобоязненностью! И что прекраснее богобоязненности, украшенной знанием! И что прекраснее знания, украшенного деянием! И что прекраснее деяния, украшенного мягкостью!..

 
 


Раджа' ибн Хайва был визирем при нескольких халифах из династии Омейядов, начиная с 'Абд-аль-Малика ибн Мервана и заканчивая 'Умаром ибн 'Абд-аль-'Азизом.

Однако с Сулейманом ибн 'Абд-аль-Маликом и 'Умаром ибн 'Абд-аль-'Азизом у него была более тесная связь, чем с предыдущими халифами.

Раджа' ибн Хайва 119


Сердца омейядских халифов привязались к Раджа' из-за взвешенности и обоснованности его мнений, его чистосердечия, искренности его намерений и его мудрого подхода к любым вопросам. И наконец, всё это венчало равнодушие к сосредоточенным в руках халифов мирским благам, за которыми охотились очень многие.

 
 


Связь Раджа' с омейядскими халифами стала для них великой милостью и почётом от Всевышнего. Он призывал их к благу и указывал им на пути, ведущие к нему.

И он удерживал их от зла и закрывал перед ними его двери.

И он показывал им истину и побуждал их следовать ей.

И он указывал им на ложное и предостерегал их от следования ему.

И он проявлял чистосердечие по отношению к Всевышнему Аллаху, Его Посланнику, предводителям мусульман и простым мусульманам.

С Раджа' случилась история, которая осветила ему путь в его отношениях с халифами и чётко обозначила его задачу в общении с ними. Он сам рассказывал эту историю:

— Однажды я стоял с Сулейманом ибн 'Абд-аль-Маликом в окружении множества людей и вдруг увидел человека, который направлялся к нам сквозь толпу. У него была благородная наружность. И я не сомневался, что он идёт к халифу. Оказавшись напротив меня, он подошёл. Встал рядом со мной, после чего поприветствовал меня и сказал: «О Раджа'! Поистине, этот человек — твоё испытание». Сказав это, он указал на халифа, а затем продолжил: «В близости к нему много блага и много зла. Сделай же свою близость к нему благом для тебя и для людей. И знай, о Раджа', что занимающий достойное место при султане и передающий халифу просьбы слабых людей,

120 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


не имеющих возможности обратиться к нему с этой просьбой самостоятельно, встретит Всевышнего Аллаха для расчёта лёгкого. Помни, о Раджа', о том, что Аллах помогает тому, кто помогает своему брату-мусульманину. И знай, о Раджа', что одно из самых любимых дел для Всевышнего Аллаха — доставлять радость сердцу мусульманина». И пока я размышлял о его словах в ожидании продолжения его речи, халиф позвал: «Где Раджа' ибн Хайва?» Я приблизился к нему и сказал: «Вот он я, о повелитель верующих». И он задал мне какой-то вопрос. Ответив ему, я повернулся к тому человеку, дававшему мне наставление, но никого не обнаружил. Я обыскал всё, но так и не смог найти никаких следов того наставника...


В жизни Раджа' было немало историй, главными героями которых были помимо него омейядские халифы. Рассказы о его поступках остались на страницах истории, и они передаются из поколения в поколение.

Так, рассказывают, что однажды он был на собрании 'Абд-аль-Малика ибн Мервана, и халифу рассказали об одном человеке, питающем злобу к Омейядам. Ему сказали:

— Он поддерживает 'Абдаллаха ибн аз-Зубайра* и помогает ему...

И доносчик рассказал ему о словах и делах того человека достаточно, чтобы разгневать халифа, и он сказал:

— Клянусь Аллахом, если я доберусь до него, то сделаю с ним то-то и то-то! И я обязательно отрублю ему голову!

И очень скоро Аллах предал этого человека в руки халифа и его привели к нему.


* Он был соперником 'Абд-аль-Малика ибн Мервана и тоже претендовал на власть.

Раджа' ибн Хайва 121


Халиф был вне себя от гнева и уже собирался исполнить свою угрозу. Но Раджа' ибн Хайва поднялся и сказал:

— О повелитель верующих! Поистине, Всевышний Аллах сделал для тебя то, чего ты желал, предав его в твои руки. А теперь сделай для Аллаха то, что Он любит, — прости этого человека.

И гнев халифа улёгся. Он простил этого человека, отпустил его и оказал ему благодеяние.

 
 


В 91 году хиджры аль-Валид ибн 'Абд-аль-Малик совершил хадж. Его сопровождал Раджа' ибн Хайва. Добравшись до Медины, они посетили мечеть Пророка. Их сопровождал 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз.

Халиф изъявил желание расширить мечеть и сделать её шириной в двести локтей. Людям велели выйти из мечети, чтобы халиф мог внимательно осмотреть её.

В мечети не осталось никого, кроме Са'ида ибн аль-Мусайяба, которого стража не посмела выгнать.

'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз, который в то время был правителем Медины, послал к нему гонца, который сказал:

— Было бы хорошо, если бы ты вышел из мечети, как и все остальные люди.

Са'ид ибн аль-Мусайяб ответил:

— Я не покину мечеть до наступления времени, в которое я покидаю её' каждый день.

Ему сказали:

— Ты бы встал и поприветствовал повелителя верующих.

Са'ид ответил:

— Я пришёл сюда, чтобы стоять пред Господом миров.

Когда гонец передал ему слова Са'ида, 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз, показывая халифу мечеть, старался не подводить

122 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


его к тому месту, где сидел Са'ид. А Раджа' старался занять его разговором, зная о вспыльчивости халифа.

Но в конце концов аль-Валид всё-таки спросил их:

— Кто этот шейх? Разве это не Са'ид ибн аль-Мусайяб?

Они ответили:

— Да, это он, о повелитель верующих. И стали рассказывать халифу о его религии, знании, достоинствах и богобоязненности. Рассказав ему немало, они сказали:

—Если бы старец увидел, что здесь повелитель верующих, он, конечно, поднялся бы и поприветствовал его. Однако у него очень слабое зрение.

Аль-Валид сказал:

—Я знаю, что он действительно таков, как вы сказали, и он имеет больше прав на то, чтобы мы сами подошли к нему и поприветствовали его.

И он подошёл к Са'иду и, остановившись перед ним, поприветствовал его и спросил:

—Как поживает шейх?

Са'ид ответил, не поднявшись со своего места:

—По милости Аллаха и Ему принадлежит хвала и благо... А как поживает повелитель верующих, да поможет ему Аллах в том, что Он любит и чем Он доволен?..

И аль-Валид ушёл со словами:

—Это последние из настоящих людей. Последние из праведных предшественников в этой общине...

 
 


Когда власть перешла к Сулейману ибн 'Абд-аль-Малику, Раджа' ибн Хайва занимал при нём даже более почётное место, чем при его предшественниках. Сулейман доверял ему и полагался на него и старался следовать его мнению и в важных, и в незначительных вопросах.

Раджа' ибн Хайва 123


Известно много историй, главными героями которых были Раджа' ибн Хайва и Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик. Но, пожалуй, самым важным для ислама и мусульман деянием Раджа' в эпоху халифа Сулеймана стало его отношение к передаче власти по наследству и роль, которую он сыграл в присяге людей 'Умару ибн 'Абд-аль- 'Азизу.

 
 


Раджа' ибн Хайва рассказывал:

— В первую пятницу месяца сафар* 99 года хиджры мы были вместе с повелителем верующих Сулейманом ибн 'Абд-аль-Маликом в Дабике. А он послал огромное войско к Константинополю под командованием его брата Маслямы ибн 'Абд-аль-Малика. Вместе с ним был его сын Дауд и много его родственников. Он поклялся не покидать Мардж Дабик, пока Аллах не предаст Константинополь в его руки или пока он сам не умрёт.

Незадолго до пятничной молитвы халиф совершил малое омовение самым тщательным образом, затем облачился в зелёное одеяние и надел зелёную чалму. После этого он взглянул на себя в зеркало взглядом человека, довольного своим внешним видом и своей молодостью. Ему тогда было всего около сорока лет.

Затем он вышел, чтобы совершить молитву с людьми. А вернулся из мечети он уже с горячкой.

В следующие дни болезнь только усилилась. Он попросил меня быть возле него. Однажды я зашёл к нему и обнаружил, что он что-то пишет. Я спросил: «Что ты делаешь, о повелитель верующих?» Он ответил: «Завещаю власть своему сыну Айюбу». Я сказал: «О повелитель верующих.


* Сафар — второй месяц мусульманского календаря.

124 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Среди того, что оберегает халифа в могиле и очищает его совесть перед Господом, — назначение им своим преемником праведного человека. А твой сын Айюб — мальчик, не достигший совершеннолетия, и ты не можешь определить, праведным он будет или нет».

Тогда он изменил своё решение: «Это всего лишь написанное мною. Я хочу обратиться к Господу моему, чтобы Он указал мне правильное решение. У меня не было решительного намерения...» И он порвал написанное. Спустя день или два он позвал меня и сказал: «Что ты думаешь о моём сыне Дауде, о Абу аль-Микдам?» Я ответил: «Он отправился вместе с войском в Константинополь, и ты не знаешь даже, жив он или нет...» Он спросил: «Кого бы ты предложил, о Раджа'?» Я ответил: «Решение за тобой, повелитель верующих». Я хотел посмотреть, кого он назовёт, чтобы отвергнуть их одного за другим, пока он не назовёт 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза. Он спросил: «Что ты думаешь об 'Умаре ибн 'Абд-аль-'Азизе?» Я ответил: «Клянусь Аллахом, я знаю его как человека достойного, безупречного, разумного, набожного...» Он сказал: «Ты прав. Клянусь Аллахом, он такой и есть... Но если я назначу своим преемником его и оставлю ни с чем детей 'Абд-аль-Малика*, то будет смута. Они никогда не позволят ему править собой». Я сказал: «Что ж, привлеки одного из них к участию: назначь его преемником 'Умара». Халиф сказал: «Ты прав. Это успокоит их. И они удовольствуются и примут его». Потом он взял бумагу и написал своей рукой: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного! Это послание раба Аллаха Сулеймана ибн 'Абд-аль-Малика, повелителя верующих, 'Умару ибн ' Абд-аль-


* Он имел в виду своих братьев.

Раджа' ибн Хайва 125


'Азизу. Я назначаю тебя своим преемником и назначаю твоим преемником Язи да ибн 'Абд-аль-Малика. Слушайте меня и повинуйтесь, и бойтесь Аллаха и не разделяйтесь. А иначе коварные и корыстные люди захотят одолеть вас...» Закончив писать, он вручил мне послание. Затем он послал за Ка'бом ибн Хамизом, начальником стражи, и сказал ему: «Вели моим родным собраться и сообщи им, что послание, которое у Раджа' ибн Хайвы, написано моей рукой, и вели им присягнуть тому, кто упомянут в этом послании». Когда они собрались, я сказал им: «Это послание повелителя верующих. Он назначил своего преемника и велел мне принять вашу присягу тому, кого он назначил». Они сказали: «Слушаемся и повинуемся повелителю верующих. И мы обещаем быть покорными его преемнику». После этого они велели мне попросить у повелителя верующих разрешения зайти к нему и попрощаться с ним. Я сказал: «Хорошо».

Когда они вошли к нему, он сказал им: «Поистине, это послание, которое держит в руках Раджа' ибн Хайва, написано моей рукой. Это мой завет моему преемнику. Слушайтесь и повинуйтесь тому, кого я назначил, и присягните тому, кто упомянут в этом послании».

И они присягнули друг за другом. Потом я вышел с запечатанным посланием, содержание которого было известно только мне и повелителю верующих.

Когда люди разошлись, 'Умар ибн 'Абд-аль-'Азиз пришел ко мне и сказал: «О Абу аль-Микдам! Поистине, повелитель верующих хорошего мнения обо мне, и он сделал Мне много добра и неоднократно выказывал своё расположение ко мне... И я боюсь, что он поручил мне что-то из этого дела. И я заклинаю тебя Аллахом и прошу тебя ради нашей дружбы: есть ли в послании повелителя верующих

126 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


что-то касающееся меня, чтобы я успел попросить его освободить меня от этой ответственности, пока не поздно?» Я ответил: «Нет, клянусь Аллахом, я не сообщу тебе ни одной буквы из того, о чём ты спрашиваешь!» И он ушёл, гневаясь на меня. Потом ко мне подошёл Хишам ибн Абд-аль-Малик и сказал: «О Абу аль-Микдам! Я знаю о твоём многолетнем уважении и любви ко мне. И я буду очень благодарен тебе, если ты сообщишь мне о том, что в послании повелителя верующих. И если он назначил своим преемником меня, то я промолчу, а если он назначил другого, то я будут говорить, потому что подобного мне не отстраняют от такого дела! И я клянусь тебе Аллахом, что не стану упоминать твоё имя». Я сказал ему: «Нет, клянусь Аллахом, я не сообщу тебе ни одной буквы из того, что доверил мне повелитель верующих». И он ушёл, ударяя рукой о руку и восклицая: «Кому же будет поручено это дело, если меня отодвинут в сторону? Неужели власть уйдёт от детей 'Абд-аль-Малика? Клянусь Аллахом, ведь я лучший из детей 'Абд-аль-Малика!» Потом я зашёл к халифу, который уже лежал при смерти. Как только мне начинало казаться, что душа вот-вот покинет его тело, я поворачивал его в сторону киблы. Но он говорил: «Ещё не время, Раджа'...» Я проделал это дважды, а на третий он сказал: «Сейчас, Раджа'... Если хочешь что-то сделать, то делай... Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад — Посланник Аллаха». Я повернул его в сторону киблы, и очень скоро он скончался.

Тогда я закрыл ему глаза, прикрыл его зелёным покрывалом и вышел, закрыв за собой дверь. Его жена послала ко мне кого-то, спрашивая о халифе и изъявляя желание увидеть его. Я приоткрыл дверь и сказал её посланцу: «Посмотри на него, он наконец-то уснул после долгого бодрствова-

Раджа' ибн Хайва 127


ния. Оставьте его». Посланец вернулся к ней и сообщил ей, и она поверила, что он действительно уснул.

После этого я запер дверь, посадил возле неё стражника, которому доверял, и велел ему не двигаться с места, пока я не вернусь, и никого не пускать к халифу.

Я вышел, и люди, встретив меня, спросили, как повелитель верующих. Я ответил: «Он никогда не был таким спокойным, как сейчас...» Они сказали: «Хвала Аллаху». Потом я послал к Ка'бу ибн Хамизу, начальнику стражи. Он собрал членов семьи повелителя верующих в мечети Дабика. Я сказал: «Присягайте тому, чьё имя упомянуто в послании повелителя верующих». Они сказали: «Но мы уже присягнули один раз! Мы что, должны присягнуть ещё раз?» Я сказал: «Это веление повелителя верующих. Присягайте так, как он велел, тому, чьё имя упомянуто в этом запечатанном послании». И они присягнули один за другим. Увидев, что присяга окончена, я сказал: «Поистине, ваш товарищ умер. И поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». И я зачитал им послание, и когда я упомянул имя 'Умара ибн 'Абд-аль-'Азиза, Хишам ибн 'Абд-аль-Малик воскликнул: «Мы никогда не станем присягать ему!» Я сказал: «Тогда я, клянусь Аллахом, отрублю тебе голову! Встань и присягни». Он нехотя поднялся. Дойдя до 'Умара, он сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Он сказал это потому, что власть перешла к 'Умару, а не к братьям покойного халифа — сыновьям 'Абд-аль-Малика. 'Умар сказал: «Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся». Он произнёс эти слова, потому что власть перешла к нему, несмотря на то, что он не хотел этого.

Это была присяга, посредством которой Аллах вернул исламу его юность и возвысил Свою религию.

128 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников

       
 
 
   


Блажен халиф мусульман Сулейман ибн 'Абд-аль-Малик. Он очистил совесть свою перед Аллахом, назначив своим преемником праведного человека. И блажен его искренний помощник — Раджа' ибн Хайва. Он был чистосердечен по отношению к Аллаху, Его Посланнику и предводителям мусульман. И да вознаградит Аллах благом его праведное окружение. Через сияние их мнения наилучшие из обладателей власти, которым Аллах оказывал содействие, находят правильный путь...

'АМИР ИБН ШУРАХБИЛЬ АШ-ША'БИ

Аш-Ша'би обладал обширными познаниями и был очень кратким... и в исламе он занимал достойное место.

Аль-Хасан аль-Басри

Ч ереэ шесть лет после того, как 'Умар стал халифом, в одной мусульманской семье на свет появился худенький мальчик. Он был таким потому, что в утробе матери он был вместе с братом, не оставившим ему места для роста. Но позже ни его брат, ни другие люди не могли опередить его в знании, кротости, заучивании наизусть, понимании и одарённости. Это был 'Амир ибн Шурахбиль аль-Химьяри, известный как аш-Ша'би. Это был один из самых выдающихся мусульман своей эпохи.

 
 


Аш-Ша'би родился и вырос в Куфе. Но сердце его стремилось в пресветлую Медину. Время от времени он приезжал туда, чтобы встретиться с благородными сподвижниками Посланника Аллаха и перенять от них знание. Благородные сподвижники тоже приезжали в Куфу, чтобы отправляться оттуда в походы на пути Аллаха или просто жить там.

Аш-Ша'би посчастливилось встретить около пятисот благородных сподвижников. Он передавал хадисы от очень известных сподвижников, в том числе от 'Али ибн Абу Талиба, С а'да ибн Абу Ваккаса, Зейда ибн Сабита, 'Убады ибн ас-Самита, Абу Мусы аль-Аш'ари, Абу Са'ида аль-АУдри, ан-Ну'мана ибн Башира, 'Абдаллаха ибн 'Умара,

130 Рафат аль-Баша. Эпизоды из жизни последователей сподвижников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: