Формирование инвестиционной стратегии компании (фирмы) является довольно сложным творческим процессом, требующим высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, формирование стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности (инвестиционного климата) и конъюнктуры инвестиционного рынка как в целом, так и в разрезе отдельных его сегментов.
Сложность этого процесса заключается в том, что при формировании инвестиционной стратегии идет обширный поиск и оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений, наиболее полно соответствующих имиджу компании и задачам ее развития. Определенная сложность формирования инвестиционной стратегии заключается также в том, что она не является неизменной, а требует периодической корректировки с учетом меняющихся внешних условий и новых возможностей роста компании (фирмы).
Исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии является общая стратегия экономического развития компании (фирмы). По отношению к ней инвестиционная стратегия носит подчиненный характер и должна согласовываться с ней по целям и этапам реализации. Инвестиционная стратегия при этом рассматривается как один их главных факторов обеспечения эффективного развития компании в соответствии с избранной ею общей экономической стратегией. Процесс формирования инвестиционной стратегии компании (фирмы) проходит ряд этапов (приложение 1).
Одним из этапов процесса разработки инвестиционной стратегии организации является этап, заключающийся в и сследовании факторов внешней инвестиционной среды и конъюнктуры инвестиционного рынка.Такое исследование предполагает изучение экономико-правовых условий инвестиционной деятельности предприятия и возможного их изменения в предстоящем периоде.
Кроме того, на данном этапе разработки инвестиционной стратегии анализируется конъюнктура инвестиционного рынка и определяющие её факторы, а также разрабатывается прогноз конъюнктуры в разрезе отдельных сегментов этого рынка, связанных с предстоящей инвестиционной деятельностью предприятия.
Необходимость и важность данного этапа заключается в том, что важнейшим из условий разработки инвестиционной стратегии организации является интенсивность изменений факторов внешней инвестиционной среды.
Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной активностью организаций, темпы научно-технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной инвестиционной политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют эффективно управлять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов финансового менеджмента. Основные этапы процесса разработки инвестиционной стратегии организации представлены в приложении 1.
В этих условиях отсутствие разработанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, может привести к тому, что инвестиционные решения отдельных структурных подразделений организации будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности инвестиционной деятельности в целом[1].
К числу наиболее известных и широко применяемых методов разработки стратегии организации относятся SWOT-анализ и Gap-анализ. В действительности они являются не чем иным, как методами выбора стратегии организации, позволяющими остановить свой взгляд на том или ином типе известной эталонной, конкурентной или другой стратегии деятельности организации.
Инвестиционный SWOT-анализ заключается в последовательном изучении внутреннего финансового состояния организации, в поиске положительных и отрицательных сторон, а также прогнозировании предполагаемых возможностей или угроз со стороны инвестиционной среды. На основании SWOT-анализа строится такая инвестиционная стратегия организации, которая учитывает сильные стороны и возможности и компенсирует недостатки, минимизирует при этом угрозы и снижает риск.
Инвестиционный Gap-анализ заключается в нахождении той разницы, которая существует между нынешней тенденцией развития организации и потенциально возможным путем ее развития. Ключевой вопрос Gap-анализа можно поставить следующим образом: какую стратегию должна избрать организация, чтобы активизировать свою деятельность? На основании Gap-анализа из четырех возможных стратегий избирается оптимальное направление инвестиционной деятельности.
Инвестиционный Gap-анализ предполагает построение графика (рис. 1) с использованием двух важнейших инвестиционных (и экономических вообще) переменных - деньги и время. Суть построения графика заключается в том, что спроецировать нынешнюю тенденцию развития в будущее, а также найти способы оптимизации этой тенденции.
Рисунок 1- Графическая модель инвестиционного Gap-анализа
Основными переменными данной графической модели являются показатели T и S, то есть период и ожидаемая инвестиционная отдача (эффект). Показатель Т0 характеризует нынешний, современный период развития организации, а линия a - тенденцию стратегического развития организации, экстраполированную на основе предыдущих результатов деятельности. Линия а стремится к инвестиционному эффекту S0, стратегическому периоду Т1 (Т1 - как минимум, пятилетний период), то есть к тому сроку, когда реализация стратегической инвестиционной программы должна быть завершена.
Компания, функционирующая в условиях внутренней инвестиционной закрытости, в лучшем случае обречена на относительно стабильное положение на рынке. Лидерства на рынке и роста компании можно добиться только с помощью инвестиционных способов активизации (на графике обозначены соответственно буквами c, d, e, f), соединяющих нынешнюю тенденцию развития организации с потенциальным, возможным путем ее роста.
Линия b отражает ту тенденцию, которая произойдет в случае инвестиционных вливаний в ту или иную сферу деятельности организации. При этом существует четыре основных направления инвестиционной деятельности, которые позволяют эту тенденцию осуществить. Четыре стратегических направления инвестиционной деятельности различаются сразу по нескольким параметрам:
- длительность ожидания базового инвестиционного эффекта;
- величина требуемых первоначальных и предполагаемых последующих вложений;
- степень риска и вероятность достижения стратегической инвестиционной цели (SGI – Strategic Goal of Investment1);
- оптимальный ожидаемый инвестиционный эффект.
Показатель Gap означает ту разницу, которую можно компенсировать четырьмя основными способами.
1. Инвестиционная стратегия оптимизации (на графике обозначена как c). В случае использования данного способа реализации стратегии компания инвестирует дополнительные средства в оптимизацию ныне существующих товаров (услуг).
2. Инвестиционная стратегия инновации (на графике обозначена как d): компания инвестирует средства в приобретение новых технологий, разработку новых товаров (услуг).
3. Инвестиционная стратегия сегментирования (на графике обозначена как e): компания инвестирует финансовые ресурсы с целью охвата новых рынков.
4. Инвестиционная стратегия диверсификации (на графике обозначена как f): наиболее дорогостоящий и рискованный способ реализации стратегии, заключающийся во вложении значительных средств в расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции и др.
Таким образом, стратегическая инвестиционная деятельность тесно связана с такими функциями управления организацией, как маркетинг, инновация, производство и др., что означает максимально широкую компетентность финансового менеджера, отвечающего за формулирование и реализацию инвестиционной стратегии.