Isbn 978-s-7621-0384-8

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ

И.А. Кох

СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением

по образованию в области театрального искусства

в качестве учебного пособия для студентов вузов,

обучающихся по направлению подготовки (специальностям)

«Актерское искусство», протокол № 2 от 19.04.07 г.

Санкт-Петербург 2008

ББК 85.334 К75

Ответственный за выпуск

А. А. Михайлов, заведующий кафедрой истории СПбГУП,

доктор исторических наук, профессор

Научный редактор

Е. И. Стурова, профессор кафедры режиссуры

и актерского искусства СПбГУП

Рецензенты: А. Д. Мовшович, профессор кафедры пластического воспитания Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина, Заслуженный тренер России, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук;

А. С. Шведерский, профессор кафедры актерского мастерства

Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства,

обладатель «Золотого диплома» независимой актерской премии

им. В. И. Стржельчика в номинации «Учитель»

Рекомендовано к публикации

редакционно-издательским советом СПбГУП,

протокол № 14 от 24.04.07

Кох И. Э.

К75 Сценическое фехтование. — СПб.: Изд-во СПбГУП,

2008.—440 е., ил.

ISBN 978-5-7621-0384-8

Учебный курс «Сценическое фехтование» занимает особое место среди дис­циплин, призванных совершенствовать двигательную культуру студентов теат­ральных учебных заведений. Основоположником и создателем этого предмета по праву считается И. Э. Кох — выдающийся театральный педагог. В 1948 году для театральных вузов страны он написал учебное пособие «Сценическое фех­тование», до недавнего времени это было единственное пособие по предмету.

Отличие этого труда от теоретического исследования И. Э. Коха 1948 года состоит в том, что почти все разделы переведены в практические упражнения, абсолютно доступные и ясные в изложении.

Кроме того, в новое издание включены главы, в которых приведены иссле­дования И. Э. Коха, касающиеся творчества В. Шекспира. Несомненный инте­рес у читателя вызовет его режиссерская разработка пьесы «Гамлет».

Издание адресовано преподавателям и студентам высших и средних теат­ральных учебных заведений, гуманитарных вузов, а также искусствоведам, ре­жиссерам, театральным художникам и историкам.

ББК 85.334

© Стурова Е. И., составление, 2008

ISBN 978-S-7621-0384-8

© СПбГУП, 2008


СОДЕРЖАНИЕ


ОТ СОСТАВИТЕЛЯ............................................................................................................................................................................ 5

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ..................................................................................................................................................... 6

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................... 9

Часть I
ТЕОРИЯ................................................................................................................................................................................................ 13

Глава I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА
СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ.......................................................................................................................................... 13

Глава II
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ................................................................................................................................................................. 14

Глава III
РУССКОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ
И ВООРУЖЕНИЕ.......................................................................................................................................................................... 25

Глава IV
ТЕХНИКА БОЯ НА ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ......................................................................................................................... 31

Часть II
ШКОЛА СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ.................................................................................................................................................. 38

Глава V
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ......................................................................................................................................................... 38

Глава VI
ОБУЧЕНИЕ С ОРУЖИЕМ.......................................................................................................................................................... 41

Глава VII
ПРОСТЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ................................................................................................................................................. 52

Глава VIII
СЛОЖНЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ............................................................................................................................................... 58

Глава IX
ОТВЕТНЫЕ АТАКИ (РИПОСТЫ) И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ................................................................................................... 62

Глава X
АТАКА НА ОРУЖИЕ................................................................................................................................................................... 68

Глава XI
АТАКИ С ЗАВЯЗЫВАНИЕМ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ........................................................................................................... 70

Глава XII УКЛОНЕНИЯ............................................................................................................................................................. 73

Глава XIII ПОВТОРНЫЕ АТАКИ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ................................................................................................... 74

Глава XIV ВЗДВОЕННЫЕ АТАКИ И КРУПНО-ВЗДВОЕННЫЕ УКОЛЫ.................................................................. 77

Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА...................................................................................................................................... 79

Часть III
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ................................................................................................................................................ 81

Глава XVI МЕЧ И ЩИТ.............................................................................................................................................................. 81

Глава XVII ДВУРУЧНЫЙ МЕЧ И МЕЧ «В ПОЛТОРЫ РУКИ»....................................................................................... 88

Глава XVIII КОПЬЕ, АЛЕБАРДА, РОГАТИНА, ДУБИНКА И ВИНТОВКА СО ШТЫКОМ................................... 97

Глава XIX РЫЦАРСКИЙ КИНЖАЛ, БЫТОВОЙ НОЖ И НАВАХА............................................................................ 105

Глава XX ШПАГА И ДАГА..................................................................................................................................................... 113

Глава XXI ШПАГА И КИНЖАЛ............................................................................................................................................ 131

Глава XXII ШПАГА И ПЛАЩ................................................................................................................................................ 136

Часть IV
БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ................................................................................................................................................................ 142

Глава XXIII НОЖНЫ И ПОРТУПЕИ.................................................................................................................................... 143

Глава XXIV ПЛАЩ.................................................................................................................................................................... 145

Глава XXV ШИРОКОПОЛАЯ ШЛЯПА И ТРЕУГОЛКА.................................................................................................. 148

Глава XXVI БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО ШПАГОЙ......................................................................................................... 151

Глава XXVII ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ....................................................................................................................................... 155

Глава XXVIII РАНЕНИЯ И ПАДЕНИЯ............................................................................................................................... 163

Часть V
МЕТОДИКА...................................................................................................................................................................................... 169

Глава XXIX
СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
КАК ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ АКТЕРА........................................................................................ 169

Глава XXX
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА................................................................... 170

Глава XXXI
СВЯЗЬ СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ............................................................... 174

Глава XXXII
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЕ СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ, ИСТОРИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ И БЫТОВЫМ НАВЫКАМ.......................................................................................................................................................................................................... 177

Глава XXXIII МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА..................................................................................... 183

Глава XXXIV
ПОДГОТОВКА РЕЖИССЕРОВ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ.................................................................. 186

Глава XXXV
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ............................................................................ 188

ПЕРВЫЙ УРОК....................................................................................................................................................................... 189

ВТОРОЙ УРОК........................................................................................................................................................................ 191

ТРЕТИЙ УРОК........................................................................................................................................................................ 191

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК............................................................................................................................................................... 193

ПЯТЫЙ УРОК......................................................................................................................................................................... 195

ШЕСТОЙ УРОК...................................................................................................................................................................... 196

СЕДЬМОЙ УРОК................................................................................................................................................................... 197

ВОСЬМОЙ УРОК................................................................................................................................................................... 198

ДЕВЯТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................................... 200

ДЕСЯТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................................... 201

ОДИННАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................... 202

ДВЕНАДЦАТЫЙ УРОК....................................................................................................................................................... 204

ТРИНАДЦАТЫЙ УРОК........................................................................................................................................................ 204

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................. 205

ПЯТНАДЦАТЫЙ УРОК....................................................................................................................................................... 206

ШЕСТНАДЦАТЫЙ УРОК................................................................................................................................................... 207

СЕМНАДЦАТЫЙ УРОК...................................................................................................................................................... 208

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ УРОК............................................................................................................................................... 208

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................. 208

ДВАДЦАТЫЙ УРОК............................................................................................................................................................. 208

ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК............................................................................................................................................... 210

ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК............................................................................................................................................... 210

ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК................................................................................................................................................ 211

ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК....................................................................................................................................... 212

ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ УРОК................................................................................................................................................. 212

ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ УРОК.............................................................................................................................................. 213

ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ УРОК........................................................................................................................................... 214

ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ УРОК........................................................................................................................................... 215

ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ УРОК........................................................................................................................................... 215

ТРИДЦАТЫЙ УРОК.............................................................................................................................................................. 216

ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК................................................................................................................................................ 217

ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК................................................................................................................................................ 218

ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК................................................................................................................................................. 218

ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК........................................................................................................................................ 218

ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ ПРЕДЗАЧЕТНЫЙ УРОК............................................................................................................... 219

ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ ЗАЧЕТНЫЙ УРОК...................................................................................................................... 219

Часть VI............................................................................................................................................................................................ 221

ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА..................................................................................................................................................... 221

Глава XXXVI
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ................................................................................................................................................................. 221

Глава XXXVII
ИСКУССТВО СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ШЕКСПИРА.................................................................. 227

Глава XXXVIII
ЭКСПОЗИЦИЯ ПОЕДИНКА В ТРАГЕДИИ «ГАМЛЕТ». ТИПОВОЙ ПОДБОР ПРИЕМОВ В БАТАЛЬНЫХ СЦЕНАХ ТРАГЕДИИ «КОРОЛЬ ЛИР». БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА — ПОЕДИНОК В ОПЕРЕ Ш. ГУНО «ФАУСТ»....................................... 235

ОСНОВНЫЕ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ............................................................................................... 253




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: