САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
И.А. Кох
СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по образованию в области театрального искусства
в качестве учебного пособия для студентов вузов,
обучающихся по направлению подготовки (специальностям)
«Актерское искусство», протокол № 2 от 19.04.07 г.
Санкт-Петербург 2008
ББК 85.334 К75
Ответственный за выпуск
А. А. Михайлов, заведующий кафедрой истории СПбГУП,
доктор исторических наук, профессор
Научный редактор
Е. И. Стурова, профессор кафедры режиссуры
и актерского искусства СПбГУП
Рецензенты: А. Д. Мовшович, профессор кафедры пластического воспитания Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина, Заслуженный тренер России, Заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук;
А. С. Шведерский, профессор кафедры актерского мастерства
Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства,
обладатель «Золотого диплома» независимой актерской премии
|
|
им. В. И. Стржельчика в номинации «Учитель»
Рекомендовано к публикации
редакционно-издательским советом СПбГУП,
протокол № 14 от 24.04.07
Кох И. Э.
К75 Сценическое фехтование. — СПб.: Изд-во СПбГУП,
2008.—440 е., ил.
ISBN 978-5-7621-0384-8
Учебный курс «Сценическое фехтование» занимает особое место среди дисциплин, призванных совершенствовать двигательную культуру студентов театральных учебных заведений. Основоположником и создателем этого предмета по праву считается И. Э. Кох — выдающийся театральный педагог. В 1948 году для театральных вузов страны он написал учебное пособие «Сценическое фехтование», до недавнего времени это было единственное пособие по предмету.
Отличие этого труда от теоретического исследования И. Э. Коха 1948 года состоит в том, что почти все разделы переведены в практические упражнения, абсолютно доступные и ясные в изложении.
Кроме того, в новое издание включены главы, в которых приведены исследования И. Э. Коха, касающиеся творчества В. Шекспира. Несомненный интерес у читателя вызовет его режиссерская разработка пьесы «Гамлет».
Издание адресовано преподавателям и студентам высших и средних театральных учебных заведений, гуманитарных вузов, а также искусствоведам, режиссерам, театральным художникам и историкам.
ББК 85.334
© Стурова Е. И., составление, 2008
ISBN 978-S-7621-0384-8
© СПбГУП, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ............................................................................................................................................................................ 5
ОБ ЭТОЙ КНИГЕ И ЕЕ АВТОРЕ..................................................................................................................................................... 6
|
|
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................... 9
Часть I
ТЕОРИЯ................................................................................................................................................................................................ 13
Глава I
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА
СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ.......................................................................................................................................... 13
Глава II
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ................................................................................................................................................................. 14
Глава III
РУССКОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ
И ВООРУЖЕНИЕ.......................................................................................................................................................................... 25
Глава IV
ТЕХНИКА БОЯ НА ХОЛОДНОМ ОРУЖИИ......................................................................................................................... 31
Часть II
ШКОЛА СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ.................................................................................................................................................. 38
Глава V
ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ОРУЖИЯ......................................................................................................................................................... 38
Глава VI
ОБУЧЕНИЕ С ОРУЖИЕМ.......................................................................................................................................................... 41
Глава VII
ПРОСТЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ................................................................................................................................................. 52
Глава VIII
СЛОЖНЫЕ БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ............................................................................................................................................... 58
Глава IX
ОТВЕТНЫЕ АТАКИ (РИПОСТЫ) И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ................................................................................................... 62
Глава X
АТАКА НА ОРУЖИЕ................................................................................................................................................................... 68
Глава XI
АТАКИ С ЗАВЯЗЫВАНИЕМ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ........................................................................................................... 70
Глава XII УКЛОНЕНИЯ............................................................................................................................................................. 73
Глава XIII ПОВТОРНЫЕ АТАКИ И ЗАЩИТЫ ОТ НИХ................................................................................................... 74
Глава XIV ВЗДВОЕННЫЕ АТАКИ И КРУПНО-ВЗДВОЕННЫЕ УКОЛЫ.................................................................. 77
Глава XV ФЕХТОВАЛЬНАЯ ФРАЗА...................................................................................................................................... 79
Часть III
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ................................................................................................................................................ 81
Глава XVI МЕЧ И ЩИТ.............................................................................................................................................................. 81
Глава XVII ДВУРУЧНЫЙ МЕЧ И МЕЧ «В ПОЛТОРЫ РУКИ»....................................................................................... 88
Глава XVIII КОПЬЕ, АЛЕБАРДА, РОГАТИНА, ДУБИНКА И ВИНТОВКА СО ШТЫКОМ................................... 97
Глава XIX РЫЦАРСКИЙ КИНЖАЛ, БЫТОВОЙ НОЖ И НАВАХА............................................................................ 105
Глава XX ШПАГА И ДАГА..................................................................................................................................................... 113
Глава XXI ШПАГА И КИНЖАЛ............................................................................................................................................ 131
Глава XXII ШПАГА И ПЛАЩ................................................................................................................................................ 136
Часть IV
БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ................................................................................................................................................................ 142
Глава XXIII НОЖНЫ И ПОРТУПЕИ.................................................................................................................................... 143
Глава XXIV ПЛАЩ.................................................................................................................................................................... 145
Глава XXV ШИРОКОПОЛАЯ ШЛЯПА И ТРЕУГОЛКА.................................................................................................. 148
Глава XXVI БЫТОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО ШПАГОЙ......................................................................................................... 151
Глава XXVII ОБЕЗОРУЖИВАНИЕ....................................................................................................................................... 155
Глава XXVIII РАНЕНИЯ И ПАДЕНИЯ............................................................................................................................... 163
Часть V
МЕТОДИКА...................................................................................................................................................................................... 169
|
|
Глава XXIX
СЦЕНИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ
КАК ТРЕНИНГ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ АКТЕРА........................................................................................ 169
Глава XXX
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА................................................................... 170
Глава XXXI
СВЯЗЬ СЦЕНИЧЕСКОГО ФЕХТОВАНИЯ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ............................................................... 174
Глава XXXII
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЕ СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ, ИСТОРИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ И БЫТОВЫМ НАВЫКАМ.......................................................................................................................................................................................................... 177
Глава XXXIII МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА..................................................................................... 183
Глава XXXIV
ПОДГОТОВКА РЕЖИССЕРОВ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ.................................................................. 186
Глава XXXV
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ФЕХТОВАНИЮ............................................................................ 188
ПЕРВЫЙ УРОК....................................................................................................................................................................... 189
ВТОРОЙ УРОК........................................................................................................................................................................ 191
ТРЕТИЙ УРОК........................................................................................................................................................................ 191
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК............................................................................................................................................................... 193
ПЯТЫЙ УРОК......................................................................................................................................................................... 195
ШЕСТОЙ УРОК...................................................................................................................................................................... 196
СЕДЬМОЙ УРОК................................................................................................................................................................... 197
ВОСЬМОЙ УРОК................................................................................................................................................................... 198
ДЕВЯТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................................... 200
ДЕСЯТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................................... 201
ОДИННАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................... 202
|
|
ДВЕНАДЦАТЫЙ УРОК....................................................................................................................................................... 204
ТРИНАДЦАТЫЙ УРОК........................................................................................................................................................ 204
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................. 205
ПЯТНАДЦАТЫЙ УРОК....................................................................................................................................................... 206
ШЕСТНАДЦАТЫЙ УРОК................................................................................................................................................... 207
СЕМНАДЦАТЫЙ УРОК...................................................................................................................................................... 208
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ УРОК............................................................................................................................................... 208
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ УРОК.................................................................................................................................................. 208
ДВАДЦАТЫЙ УРОК............................................................................................................................................................. 208
ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК............................................................................................................................................... 210
ДВАДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК............................................................................................................................................... 210
ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК................................................................................................................................................ 211
ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК....................................................................................................................................... 212
ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ УРОК................................................................................................................................................. 212
ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ УРОК.............................................................................................................................................. 213
ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЙ УРОК........................................................................................................................................... 214
ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЙ УРОК........................................................................................................................................... 215
ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЫЙ УРОК........................................................................................................................................... 215
ТРИДЦАТЫЙ УРОК.............................................................................................................................................................. 216
ТРИДЦАТЬ ПЕРВЫЙ УРОК................................................................................................................................................ 217
ТРИДЦАТЬ ВТОРОЙ УРОК................................................................................................................................................ 218
ТРИДЦАТЬ ТРЕТИЙ УРОК................................................................................................................................................. 218
ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК........................................................................................................................................ 218
ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ ПРЕДЗАЧЕТНЫЙ УРОК............................................................................................................... 219
ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ ЗАЧЕТНЫЙ УРОК...................................................................................................................... 219
Часть VI............................................................................................................................................................................................ 221
ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА..................................................................................................................................................... 221
Глава XXXVI
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ................................................................................................................................................................. 221
Глава XXXVII
ИСКУССТВО СЦЕНИЧЕСКОГО БОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ШЕКСПИРА.................................................................. 227
Глава XXXVIII
ЭКСПОЗИЦИЯ ПОЕДИНКА В ТРАГЕДИИ «ГАМЛЕТ». ТИПОВОЙ ПОДБОР ПРИЕМОВ В БАТАЛЬНЫХ СЦЕНАХ ТРАГЕДИИ «КОРОЛЬ ЛИР». БАТАЛЬНАЯ СЦЕНА — ПОЕДИНОК В ОПЕРЕ Ш. ГУНО «ФАУСТ»....................................... 235
ОСНОВНЫЕ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ............................................................................................... 253