Глава XV фехтовальная фраза

Одним из основных методических приемов при обучении школе сценического боя является тренинг не отдельных движений, а непре­рывное чередование атакующих приемов с защитами от них, ответ­ными атаками, уклонениями и другими способами защиты, то есть с применением всего того, что может создать впечатление картины средневекового боя на холодном оружии. Одним из средств обуче­ния фехтовальным навыкам является фехтовальная фраза.

Фразой называется сочетание действий нападения одного парт­нера и защитой другого, с немедленно следующей ответной атакой защищавшегося, с защитой и контратакой нападавшего.

Приемы нападения и защиты, непрерывно чередующиеся одни за другими, при условии, что в такой цепочке не меньше одной атаки, одной защиты и одной ответной атаки, называются фехтовальными фразами.

Сочетание одного приема нападения с одной защитой называется фехтовальным темпом.

Таким образом, фехтовальная фраза является сочетанием фехто­вальных темпов, непрерывно следующих один за другим. Приемы могут быть с передвижениями или на месте, с выпадами и без них. Фразы могут быть усложнены повторными и вздвоенными атаками, вздвоенными уколами и иметь все виды воздействия на оружие. Все это может входить в композицию фразы только при условии, если атаки и защиты будут следовать одна за другой.

Фраза заканчивается, если один из партнеров отошел на дистан­цию, когда оружие не может соприкасаться, даже если оба остались в положении боевой стойки. Это может быть, когда один из бойцов «ранен», «убит» или обезоружен.

В зависимости от конструкции оружия и особенностей историче­ской эпохи, от характера персонажей и, главным образом, режиссер­ских задач в постановке фехтовального эпизода в пьесе, сценический бой может складываться как из фехтовальных фраз, длинных или коротких, так и из отдельных фехтовальных приемов в один-два тем­па. Все компоненты боя могут прерываться репликами дерущихся или других находящихся на сцене действующих лиц.

Действия подготовки атаки: сближения, перемены соединения, нажимы, толчки (батманы) не входят в фехтовальную фразу. Фра­за начинается только тогда, когда один из противников начал ата­ковать. Фехтовальная композиция создается по следующему плану: действия, связанные с подготовкой атаки, затем фраза из нескольких темпов и отход противников на длинную дистанцию, затем снова сближение, подготовка и опять фраза.

Сочетания приемов во фразе должны быть более легкими, чем выполняемые на уроках отдельные фехтовальные темпы. Так, на­пример, включение во фразу одного из завязываний, пройденного на этом же уроке, будет явной ошибкой.

Техника, которая еще недостаточно освоена и не перешла на уро­вень полуавтоматических движений, обязательно в какой-то степени будет разрушена, и та часть урока, в которой ею занимались, по су­ществу, пройдет бесцельно. Торопиться с усложнением и удлинени­ем фехтовальных фраз, при недостаточно оттренированной технике, не надо. Это явная методическая ошибка.

Разучивать в уроке отдельные темпы — еще большая ошибка, поскольку бой нередко представляет собой довольно длинные фех­товальные сочетания, причем чем выше подготовленность бойцов, тем длиннее будут фразы. Фраза оставалась основным средством в фехтовании на шпагах, что было весьма типично для европейско­го фехтования конца XVII столетия. Что касается рубящего оружия, то бой на нем характеризуется отдельными темпами и небольшими в 3-4 темпа фразами.



Часть III
ИСТОРИЧЕСКОЕ ФЕХТОВАНИЕ

Прежде чем начать работу по изучению приемов исторического фехтования, использовавшихся в различные периоды жизни обще­ства, следует знать об эволюции холодного оружия и изменениях в технике его применения. Материал для такой беседы содержится в теоретической части учебника. Его желательно сопровождать прак­тической демонстрацией или показом учебного видеофильма. Инте­ресными, но менее показательными будут иконографические мате­риалы (рисунки, гравюры, фотографии).

Следует обратить внимание студентов не только на изменение в конструкции оружия и манере его носить, но и на аксессуары к не­му. Важно понять конструкцию одежды и предметов вооружения воинов, диктующие как типичные положения тела, характер пере­движений, так и технику приемов.

Глава XVI МЕЧ И ЩИТ

Упражнение № 111. Держание и обнажение оружия

Построение: в одну шеренгу. Исходное положение: свободная стойка.

Техника исполнения. По команде «За мечи!» следует, повернувшись в полповорота влево, положить правую кисть на рукоять меча так же как это выполняется при вынимании шпаги из ножен. Левая рука придержи­вает верхний конец ножен. По команде «Вынимай!» следует обнажить меч так, как обнажали шпагу. Положение тела должно быть свободным. Ноги расставлены, левая впереди и несколько влево, корпус слегка по­вернут влево (рис. 73).

Рукоять меча держится следующим образом: рукоятка плотно охва­тывается всеми пальцами, большой палец противостоит остальным

четырем. Держать меч следует плотно и в об­хват, причем та сторона рукояти, которая соот­ветствует одному из лезвий, должна находиться в промежутке ладони между указательным и большим пальцами (рис. 74).

Салют

Для исполнения официального привет­ствия воины стучали рукоятью меча в свой щит (рис. 75), а иногда производили удар клинком плашмя (древнеримское приветствие). Для ис­полнения дружественного приветствия подни­маются сразу щит и меч, причем подъемы чере­дуются с опусканием щита к груди.

Упражнение № 112. Боевая стойка

Построение и исходное положе­ние: те же, что в предыдущем упраж­нении.

Техника исполнения. По команде «К бою!» воин стоит на почти прямых ногах, тяжесть тела распределена рав­номерно. Между стопами расстояние большого шага. Положение ног — пят­ки шире, чем носки. Колени слегка согнуты, и все тело бойца готово как к нападению, так и к защите (рис. 76).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: