Раздел I. Общее положение

Основной закон о социализации земли

27 января (9 февраля) 1918 г.

Ст. 1. Всякая собственность на землю, недра, воды, леса и живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской Республики отменяется навсегда.

Ст. 2. Земля без всякого (явного или скрытого) выкупа отныне переходит в пользование всего трудового народа.

Ст. 3. Право пользоваться землей принадлежит лишь тем, кто обрабатывает ее собственным трудом, кроме случаев, особо предусмотренных настоящим законом.

Ст. 4. Право пользования землей не может быть ограничено: ни полом, ни вероисповеданием, ни национальностью, ни подданством.

Ст. 5. Распоряжение недрами земли, лесами, водами и живыми силами природы предоставляется, в зависимости от их значения, уездной, губернской, областной и федеральной Советской власти, под контролем последней. Порядок пользования и распоряжения недрами, лесами, водами и живыми силами природы будет определен особым законом.

Ст. 6. Весь частновладельческий живой и мертвый сельскохозяйственный инвентарь переходит без всякого выкупа из нетрудовых хозяйств в распоряжение, в зависимости от их значения, земельных отделов: уездного, губернского, областного и федерального Советов.

Ст. 7. Все постройки означенных в ст. 6 хозяйств, а равно имеющиеся при них сельскохозяйственные предприятия, без всякого выкупа переходят, в зависимости от их значения, в распоряжение уездного, губернского, областного и федерального Советов.

Ст. 8. Все неработоспособные лица, которые в силу настоящего закона об отчуждении земель, лесов, инвентаря и прочего, находящегося на сих землях имущества, совершенно лишатся средств к существованию, могут по удостоверению местных судов и земельных отделов Советской власти, впредь до издания общего закона о страховании неработоспособных граждан, пользоваться правом получения пенсий (по смерть или до совершеннолетия) в размере существующей солдатской пенсии.

Ст. 9. Распределением земель сельскохозяйственного значения между трудящимися ведают сельские, волостные, уездные, губернские, областные, главные и федеральный земельные отделы Советов, в зависимости от значения этих земель.

Ст. 10. Запасным земельным фондом в каждой республике ведают земельные отделы главных и федерального Советов.

Ст. 11. В задачи распоряжения землей со стороны земельных отделов местной и центральной Советской власти, помимо справедливого распределения земель сельскохозяйственного значения среди трудового земледельческого населения и наиболее продуктивного использования национальных богатств, входит:

а) Создание условий, благоприятствующих росту производительных сил страны, в смысле увеличения плодородия земли, поднятия сельскохозяйственной техники и, наконец, поднятия уровня сельскохозяйственных знаний в трудовых массах земледельческого населения.

б) Создание запасного фонда земель сельскохозяйственного значения.

в) Развитие сельскохозяйственных промыслов, как-то: садоводства, пчеловодства, огородничества, скотоводства, молочного хозяйства и проч.

г) Ускорение перехода от малопроизводительных к более производительным системам полеводства в различных поясах путем равномерного расселения трудящихся земледельцев.

д) Развитие коллективного хозяйства в земледелии, как более выгодного в смысле экономии труда и продуктов, за счет хозяйств единоличных, в целях перехода к социалистическому хозяйству.

Ст. 12. Распределение земли между трудящимися должно производиться на уравнительно-трудовых началах так, чтобы потребительно-трудовая норма, применяясь в данном районе к исторически сложившейся системе землепользования, не превышала трудоспособности наличных сил каждого отдельного хозяйства и, в то же время, давала бы возможность безбедного существования семье земледельца.

Ст. 13. Общим и основным источником права на пользование землей сельскохозяйственного значения является личный труд. Кроме того, предоставляется органам Советской власти для поднятия сельскохозяйственной культуры (устройства сельскохозяйственных образцовых ферм или опытных и показательных полей) занимать из фонда запасных земель (бывших монастырских, казенных, удельных, кабинетских и помещичьих) определенные участки земли и обрабатывать их трудом, оплачиваемым государством. Труд этот подчиняется общим нормам рабочего контроля.

Ст. 14. Все граждане, занятые земледелием, должны быть застрахованы за счет государства на случай смерти, болезни, увечья, делающих их нетрудоспособными.

Ст. 15. Все нетрудоспособные земледельцы и неработоспособные члены их семейств должны быть призреваемы за счет органов Советской власти.

Ст. 16. Каждое трудовое сельское хозяйство должно быть застраховано от пожара, падежа скота, от неурожая, на случай засухи, градобития и других стихийных бедствий путем взаимного советского страхования.

Ст. 17. Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти.

Ст. 18. Торговля сельскохозяйственными машинами и семенами монополизируется органами Советской власти.

Ст. 19. Торговля хлебом, как внешняя, так и внутренняя, должна быть государственной монополией.

33. Несмотря на трудности гражданской войны, сложную социально-экономическую и политическую обстановку, РКП (б) не ослабляла внимания к решению земельного вопроса, понимая, что он является одним из наиболее важных для становления и развития социалистической системы хозяйства. Первый Всероссийский съезд земотделов, комбедов и сельскохозяйственных коммун, проходивший 10-20 декабря 1918 г. в Москве, принял постановление о необходимости урегулирования землепользования и расширении масштабов землеустроительных работ на территории всей страны. ВЦИК 14 февраля 1919 г. утвердил специальное постановление, получившее известность как Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, которое определило новое по своей сути и содержанию социалистическое землеустройство, перед которым была поставлена задача всемерно способствовать созданию коллективных хозяйств. “Землеустройству подвергается вся площадь сельскохозяйственного фонда... Этот земельный фонд используется в первую очередь - для нужд советских хозяйств и коммун, во вторую очередь - для нужд трудовых артелей и товариществ и для общественной обработки, в третью - для добывания средств к существованию единоличных землепользователей.

В соответствии с Положением все земли РСФСР объявлялись единым государственным фондом, еще раз подтверждалось, что основой советского земельного строя является национализация земли; с целью организации сельского хозяйства на основах социализма подчеркивалась необходимость перехода от единоличных форм землепользования к “товарищеским”, которым предоставлялись преимущества (первоочередной отвод земли, денежные пособия на организацию производства и социально-бытовые нужды, первоочередное снабжение техникой и др.). Государственные и коллективные хозяйства признавались опорными пунктами Советской власти; в частности, определялись место, роль и задачи совхозов Первостепенное значение в Положении было уделено землеустройству, проведению его в широких масштабах. Наряду с формированием новых землепользований и дополнительными отводами земель уже существующим хозяйствам предусматривались землеустроительные работы по ликвидации недостатков землепользований, которые остались от дореволюционного времени или появились в результате уравнительного распределения земли. Поэтому одно из главных требований закона заключалось в сведении земли, находящейся в пользовании землепользователей, к одному месту. Прежнее распыление земельных массивов заменялось собиранием земель и рациональным размещением их.

Согласно инструкции от 11 марта 1919 г. по применению Положения о социалистическом землеустройстве отводы и выделы земель должны были обязательно представлять собой один сплошной массив. При этом должны были обязательно уничтожаться чересполосность, вклинивание или вкрапливание, дальноземелье, неправильность очертаний и прочие недостатки.

Нарушение в период военного коммунизма экономических связей через торговлю, свертывание товарооборота отрицательно сказывались на всех отраслях народного хозяйства, но особенно на сельском хозяйстве. Начались крестьянские волнения (антоновщина, махновщина, кронштадтский мятеж, поднятый матросами из крестьян). Но не политический кризис 1921 года стал причиной отмены военного коммунизма, он лишь подтолкнул, ускорил этот процесс, придал ему форму быстрой и фронтальной перестройки, а названные выше объективные условия. Не затрагивая всех сфер народного хозяйства, анализируя лишь положение на селе, необходимо подчеркнуть, что крестьянам нужно было дать возможность воспользоваться результатами своего труда. Наступил период новой экономической политики (нэп).

34. Разгромив интервентов и внутреннюю контрреволюцию, советский народ должен был немедленно приступить к восстановлению хозяйства, разоренного четырьмя годами первой мировой и тремя годами гражданских войн. Положение в стране было крайне тяжелым.

Сельское хозяйство России к концу гражданской войны находилось в состоянии упадка и тяжелейшего кризиса. Резко сократились посевные площади, из-за ухудшения обработки земель снизилась урожайность, почти вдвое уменьшились валовые сборы зерна, что вызвало острый недостаток хлеба в стране. Значительно уменьшилось поголовье скота, особенно тяглового. Крайне тяжелое положение с продовольствием еще более усугубил неурожай 1920 г. Упадок сельского хозяйства гибельно отражался на развитии промышленности. Недостаток сырья, топлива, нехватка продовольствия вынуждали пролетариат покидать заводы и фабрики и уходить в деревню. Тревожным симптомом стали крестьянские мятежи на Тамбовщине и в Сибири, Кронштадское восстание матросов в марте 1921 г., которые, хотя и были быстро подавлены, показали необходимость радикального изменения политического курса. Одной из главных причин массового недовольства и кризиса в сельском хозяйстве была продразверстка, которая, будучи вынужденной мерой, оправдывала себя в разгар гражданской войны, но по ее окончании вошла в противоречие с объективными требованиями экономики.

Нужно было срочно менять систему военного коммунизма. В. И. Ленин указывал, что нельзя развивать промышленность, если нет сырья, нет продовольствия для рабочих, нет сколько-нибудь развитого сельского хозяйства, которое представляет рынок для промышленности. Поэтому он предложил восстановление народного хозяйства, переорганизацию самого фундамента народного хозяйства начать с сельского хозяйства. Решение о переходе к новой экономической политике принято X съездом партии в марте 1921 г.

Продразверстка была заменена продналогом. Продналог по количеству сдаваемых государству продуктов был значительно меньше продразверстки, и все то, что оставалось сверх налога, поступало в полное распоряжение крестьянина, которому предоставлялась свобода торговли этими излишками. Это решение, создав необходимые условия для личной заинтересованности крестьянина в увеличении доходности сельскохозяйственного производства, а следовательно, повышения производительности его труда, скоро дало свои результаты, получив полное оправдание в жизни.

Переход к нэпу был рассчитан на то, чтобы укрепить, упрочить союз рабочих и крестьян, укрепить диктатуру пролетариата, создать все необходимые условия для скорейшего восстановления народного хозяйства и победоносного строительства социализма.

Последовательное осуществление этих мероприятий привело к быстрому развитию сельскохозяйственного производства. По мере роста промышленности и сельского хозяйства расширялся товарооборот между городом и деревней. Значительную роль в развитии всех отраслей производства и товарооборота сыграла организация кредита. В 1924 г. был учрежден Центральный сельскохозяйственный банк, на местах создана широкая сеть сельскохозяйственной кредитной кооперации. При помощи великого русского народа, благодаря самоотверженному труду рабочих и крестьян, национальные республики за эти годы успели сделать очень многое для восстановления своего хозяйства.

.

В сельском хозяйстве господствующее положение продолжало занимать единоличное крестьянское хозяйство. Колхозы и совхозы были в то время еще слабыми ростками социализма. Нужно было ликвидировать технико-экономическую отсталость страны и подготовить материальные предпосылки для социалистического преобразования всего народного хозяйства, в том числе и земледелия.

35. Первый Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

В первый же год после Октябрьской революции были предприняты попытки кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Проект включал основные положения Декретов о земле и о социализации земли. В нем предусматривалось закрепление права государственной собственности на землю, впервые давалось определение единого государственного земельного фонда, указывались формы и виды землепользования. Особое внимание уделялось землепользованию совхозов и коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о сельскохозяйственных землях, землях городских, землях транспорта. Подробно говори лось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров.

В целях упорядочения и создания устойчивого трудового еди­ноличного хозяйства третья сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г. приняла Закон "О трудовом землепользовании" и постанов­ление "По вопросу о кодексе земельных законов".

Кодексом довольно подробно регулировалось землепользова­ние совхозов, сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке земли. Другая его задача заключалась в правовом регулировании землепользования единоличных кресть­янских хозяйств, в обеспечении устойчивости их землепользова­ния, которое, как и все другие виды землепользования, считалось производным от права исключительной государственной собствен­ности на землю. Большое внимание в Кодексе уделено правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора.

36. Начиная с 1928 г., в период сплошной коллективизации (1928-1932 гг.), землеустройство было направлено на создание земле­пользовании колхозов и совхозов. Характер землеустройства в это время определялся директивами XV съезда ВКП(б) к составле­нию пятилетнего плана развития народного хозяйства, в которых указывалось на необходимость форсировать работу по землеуст­ройству, являющемуся предпосылкой внедрения коллективных форм хозяйствования.

В первой пятилетке было осуществлено землеустройство новых совхозов на площади в 80 млн. га. Внутрихозяйственное землеуст­ройство совхозов заключалось в размещении центральных усадеб, дорог, водных сооружений; ограничении сельскохозяйственных уго­дий и разбивке пахотных земель на клетки. Оно было неполным и представляло собой упрощенную форму землеустройства, в рамках которого производство могло быть организовано и размещено только простейшим образом.

В это время характер землепользования существенным образом изменялся. Массовое объединение единоличных крестьянских хозяйств в колхозы, организация совхозов определили основные фор­мы землепользования, которые могли успешно существовать только при соблюдении его устойчивости, которое к этому периоду уже сложилось.

Процесс коллективизации сельского хозяйства к 1937 г. практи­чески завершился. В колхозы и совхозы было вовлечено 93% от общего числа крестьянских хозяйств. В связи с созданием крупных по разме­рам земельной площади колхозов и совхозов возникла необходимость их организационного и экономического укрепления, способствующего налаживанию производства продукции.

Центр тяжести землеустройства постепенно начал перемещать­ся в сторону территориальной организации общественного произ­водства сельскохозяйственных предприятий. С 1933 г. в колхозах и совхозах страны были начаты работы по введению и освоению сево­оборотов. В этот период землеустройство сельскохозяйственных пред­приятий было направлено в основном на организацию территории пахотных земель — установление площадей севооборотов, размеще­ние полей и бригадных участков.
С переходом к сплошной коллективизации землеустройство еди­ноличных крестьянских хозяйств откладывалось, за исключением не­которых национальных районов и отдельных районов потребляющей полосы, где коллективное движение не получило еще широкого раз­вития. На первое место становилось землеустройство колхозов и совхозов. Межселенное и внутриселенное землеустройство сменялось межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством — двумя основными видами землеустройства.


Основным содержанием внутрихозяйственного землеустройства являлась организация и размещение элементов земельного устрой­ства отдельных сельскохозяйственных предприятий.

37. Закон о социализации земли устанавливал следующие виды землепользования:

1. совхозы;

2. сельскохозяйственные коммуны;

3. сельскохозяйственные товарищества;

4. сельские общества;

5. отдельные лица и семьи.

Землепользование колхозов создавалось путем обобществления наделов единоличных крестьянских дворов, вступивших в артель. Кроме того, колхозам были переданы земли кулацких хозяйств, а в ряде случаев - земли государственного земельного фонда.

Формирование землепользования при сплошной коллективизации проходило в течение нескольких лет. При этом непрерывно изменялся количественный состав членов колхоза, в связи с чем изменялось и землепользование колхоза.

При сверстании земельных участков бывших единоличных крестьянских хозяйств в единые массивы учитывались, прежде всего, требования колхозного производства. Как правило, земли колхозам отводились ближе к населенным пунктам и лучшие по качеству. Колхозы в большинстве случаев создавались по принципу - “колхоз-село”. Размеры их определялись в основном размерами сел и деревень. Однако имелись крупные села с несколькими колхозами.

В 1935-1937 годы в центрально-черноземных областях проведены большие землеустроительные работы по выдаче сельскохозяйственным артелям Государственных актов на бессрочное (вечное) пользование землей, в результате чего было создано устойчивое колхозное землепользование. При этом не только определялись площади и границы земель, но устранялись недостатки в землепользовании колхозов.

Годы второй пятилетки были годами завершения коллективизации и, в определенной степени, осуществления организационно-хозяйственного укрепления колхозов.

38. Вскоре после начала Второй мировой войны, Главное управление землеустройства и земледелия (с 1941 г. – Министерство земледелия) приняло решение поручить кооперативным организациям, в том числе в Западной Сибири, взять на себя значительную часть заготовок хлеба, овса и мяса для армии. Такое внимание к кооперативам было не случайным. Они представляли серьезную экономическую силу, объединявшую в своих рядах значительную часть трудоспособного населения. Особенно бурно в предвоенный период развивалась в регионе кредитная кооперация.

Во второй заготовительный сезон 1943 – 1944 гг. в регионе значительно вырос удельный вес закупаемой для армейских нужд мясо – молочной продукции. Прежде всего, речь шла о крупномасштабных закупках сливочного масла. Правительство, с целью гарантированного обеспечения вооруженных сил этим продуктом питания, в сентябре 1943 г. приняло решение о запрете вывоза масла из Западной Сибири на срок до 1 мая 1944 г.

Пик активности кооперативов региона на поприще продовольственного снабжения армии пришелся на вторую половину 1944 – начало 1945 г. В масштабах всей России к 1945 г. было более 50 тыс. потребительских и кредитных кооперативов.

Таким образом, использование властями в годы войны кооперации для решения такой важнейшей государственной проблемы как продовольственное обеспечение армии, было попыткой восполнить пробел в рыночных механизмах регулирования экономики. Кооперативы и их союзы налаживали разрушаемые экономические связи, организуя сбыт и закупку определенных продуктов и товаров. Возникнув как элемент рыночного хозяйства, кооперация в период войны играла роль своеобразного связующего звена между мелкими производителями и государственными ведомствами на внутреннем рынке.

После второй мировой войны стране необходимо было подниматься после человеческих и материальных потерь. Отдельно для отрасли землеустройства была организовано Бюро землеустройства, которое должно было восстанавливать и совершенствовать данную отрасль.

Бюро землеустройства (ВЬМ) было учреждено в 1946 г. Основными функциями бюро являлись следующие:

- ведение земельных информационных систем;

- проведение кадастровых съемок, землеустройства и межевания земель;

- ведение земельных архивов 31 штата;

- подготовка планов территориального развития регионов;

- проведение съемок земель;

- выпуск лицензий и других разрешений на использование земель и полезных ископаемых;

- инспектирование правильности использования выданных лицензий и

разрешений;

- проектирование и строительство дорог, других коммуникаций и зданий;

- мониторинг природных ресурсов;

- продажа федеральных земель и покупка земель в федеральную собственность.

Указанные функции выполнялись специалистами и экспертами бюро на местах и координировались с другими органами государственной власти соответствующих уровней (федерация, штат, графство).

Работа Бюро землеустройства являлось одним из источников денежных поступлений в федеральный бюджет. Главные статьи дохода — осуществление землеустроительной деятельности и продажа древесины и общественных земель, сдача в аренду пастбищ, а также дорог для проезда к собственности, продажа разрешений на разработка землеустроительных мероприятий по защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий, а также по мелиорации и рекультивации нарушенных земель, в целях предотвращения или ликвидации крупномасштабных экологических последствий или улучшения земель на больших территориях, когда отдельные землевладельцы и землепользователи не могут самостоятельно осуществить эти мероприятия, а государство напрямую, заинтересовано в их проведении.

Организация проведения землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения в целях их перераспределения, разделения или консолидации» если участники землеустройства не могут решить эти вопросы с участием частных землеустроительных фирм и обратились за помощью в органы государственной власти или местного самоуправления за помощью в осуществлении таких работ.

39. Первая попытка реформирования командно-администра-тивной системы в 1950-1960-е годы тесно связана с окончанием в марте 1953 года сталинского периода в истории СССР. Вследствие сложной борьбы на политическом “Олимпе” к власти пришел Н. С. Хрущев. Переломным моментом в истории советской деревни по праву считается сентябрь 1953 года. Одним из первых мероприятий нового руководства страны было снижение сельскохозяйственного налога, списание недоимок по налогам за прошлые годы, увеличение размеров личных подсобных хозяйств колхозников и приусадебных участков рабочих и служащих в городах и поселках. Были снижены нормы обязательных поставок государству продукции животноводства, увеличены закупочные цены на продукцию колхозов и совхозов, расширены возможности развития колхозных рынков. На сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК партии Н. С. Хрущев выступил с предложением о поднятии целинных и залежных земель, но оно не получило должной поддержки у других руководителей партии и государства. И лишь февральско-мартовский (1954 г.) Пленум ЦК КПСС специально рассмотрел зерновую проблему и принял постановление “О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоение целинных и залежных земель”, была определена Программа нового массового этапа освоения и заселения целинных земель в районах Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа и Казахстана.

В результате освоения целинных и залежных земель в восточных и юго-восточных районах нашей страны площадь пахотных земель увеличилась. Поэтому в 1954-1955 гг. крупные землеустроительные работы проводились в связи с решением важнейшей государственной задачи того времени - выявления и освоения целинных и залежных земель и организаций на них новых совхозов.

Однако это новое грандиозное начинание в первые же годы столкнулось с обычной бесхозностью, беспечностью. Не были построены зернохранилища или простые укрытия для зерна, и огромное количество собранного хлеба лежало на токах под открытым небом, мокло под дождем, развевалось ветром. Не было железных дорог, не хватало автомашин, чтобы вывозить хлеб на элеваторы. Трудовой героизм молодежи оказался никому не нужным. Каждый год в восточные целинные области приходилось перебрасывать технику и людей для уборки урожая из центральных и южных районов, где урожай созревал и убирался раньше. Все это требовало значительных расходов. На освоение новых земель были направлены огромные государственные ресурсы, которые забирались у традиционных зерновых районов, оказавшихся из-за этого в тяжелом положении. Страна во многом стала зависеть от урожаев на целине, большие массивы которой (особенно в Казахстане) находились в зоне рискованного земледелия.

При освоении и использовании целинных и залежных земель были допущены ошибки. Наряду с относительно плодородными землями были распаханы большие площади солонцов и легких песчаных почв, подвергающихся ветровой эрозии и дающих низкие урожаи. Однако в целом освоение новых земель явилось мероприятием по увеличению производства зерна в стране.

40. К середине 60-х годов многие сельскохозяйственные предприятия превратились в крупные по площади хозяйства, достаточно оснащенные техникой и производственными фондами. В 1965 г. в среднем на колхоз приходилось 6,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, 2,9 тыс. га посевов, а на совхоз - 24,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий и 7,6 тыс. га посевов. Однако ощутимых результатов для увеличения производства продукции сельского хозяйства получено не было. Экстенсивные методы ведения сельскохозяйственного производства не обеспечивали планируемых приростов урожайности культур и продуктивности животных.

В 1961-1964 гг. темпы развития сельского хозяйства СССР значительно снизились, планы закупок систематически не выполнялись. В соответствии с решениями мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС начали осуществляться меры по подъему сельского хозяйства и его интенсификации. Одним из важнейших факторов интенсификации сельского хозяйства является мелиорация.

В России землеустройство в это время осуществлялось на основе постановления Совета Министров РСФСР от 23 марта 1966 г. "О мерах по улучшению землеустройства, введению и освоению правильных севооборотов в колхозах и совхозах".

Министерство сельского хозяйства СССР 27 мая 1968 г. утвердило Основные положения землеустройства, которыми были определены задачи, содержание и общий порядок проведения землеустроительных работ.

В 70-е годы объективные потребности развития народного хозяйства привели к дальнейшему расширению сферы землеустройства. Быстро увеличивается объем работ по бонитировке почв и экономической оценке земель, по улучшению естественных кормовых угодий. Бурное развитие энергетического, транспортного и других видов строительства увеличили масштабы операций по изъятию и отводу земель для различных народно-хозяйственных нужд. С 1971 года вновь значительно расширяются работы по составлению и выдаче Госактов на право пользования землей несельскохозяйственным землепользователям.

В 70-е годы появляется новый вид землеустроительных действий – подготовка проектно-сметной документации на проведение работ по улучшению или инженерному оборудованию отдельных участков территории для целей более эффективного их использования. Поскольку объем и содержание проектов внутрихозяйственного землеустройства не позволяли осуществлять детальные расчеты объемов и стоимости работ для каждого отдельного участка, возникла необходимость в дополнениях к ним в виде специальных документов, получивших название технорабочих или рабочих проектов. Такие проекты были весьма разнообразны, отличаясь по характеру, объемам, направленности. Наибольшее распространение получили проекты упорядочения приусадебных земель, террасирования крутых склонов, мелиорации солонцеватых земель, культуртехнических мероприятий, создания и устройства территории культурных пастбищ и сенокосов, осуществления противоэрозионных мероприятий. Эти проекты позволяли колхозам, совхозам, другим землепользователям хозяйственным способом или с помощью подрядных организаций поэтапно осуществить предложения, предусмотренные в проектах межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства.

41. Государственный земельный кадастр в СССР введен в соответствии с основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и содержит в себе совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.
Земельный кадастр, как и государственное землеустройство в СССР, является комплексным мероприятием, направленным на обеспечение рационального использования земель для целей планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель, химизации сельского хозяйства, а также осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земли.
Земельный кадастр, как и землеустройство, включает систему государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей, и является основой решений по образованию и упорядочению землепользовании, организации их территории, особенно при составлении проектов землеустройства и определении комплекса мероприятий по эффективному использованию и охране земель, проведению научно обоснованных технологических приемов по выращиванию сельскохозяйственных культур и отображению этих сведений в соответствующих земельно-кадастровых документах. Эти сведения согласуются с данными землеустройства, специальных обследований и отображением их в текстовых и графических материалах.
Земельный кадастр при его проведении в СССР должен удовлетворять следующим требованиям и принципам проведения:
разработка форм, содержания земельно-кадастровых документов осуществляется централизованно, а их заполнение осуществляется на основе разработанных инструкций и методических указаний;
объективность, точность, полнота и достоверность сведений, отражаемых в земельно-кадастровых документах, с соблюдением геодезических и картографических основ их отображения на планах, картах в соответствующем масштабе;
непрерывность ведения земельного кадастра во времени и пространстве. Все эти принципы составляют единство системы земельного кадастра с другими мероприятиями по организации и использованию земель.
Государственный земельный кадастр тесно примыкает к таким государственным мероприятиям, как рациональное использование земель, землеустройство, мелиорация, учет земель и т. д.
Земельный кадастр базируется на знании законов общественного развития, на марксистско-ленинском понимании взаимосвязи процессов и явлений. Так, при проведении земельного кадастра в полной мере используются данные работ, непосредственно связанных с вопросами использования и оценки земельного фонда страны.

42. К началу 1990 г. в стране была сложена система землеустройства, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием использования земель, организацией территории, осуществлением комплекса мероприятий по защите земель и повышению их плодородия.

Вместе с тем, в использовании земель, организации производства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие всей экономики страны. Все это привело к необходимости земельной реформы и новому этапу землеустройства, который начался в 1990 г.

Верховный Совет РСФСР Законом РСФСР от 14 июля 1990г. в соответствии с решениями Первого съезда народных депутатов о государственном суверенитете РСФСР утвердил Государственный комитет РСФСР по земельной реформе.

Совет Министров РСФСР Постановлением от 25 октября 1990 г. установил, что Государственный комитет РСФСР по земельной реформе:

- осуществляет свою деятельность по разработке программ проведения земельной реформы и механизма ее осуществления

- создает социально-экономические и организационно-хозяйственные условия для развития и укрепления новых высокоэффективных форм организации и использования земли;

- организует работу по перестройке системы землепользования.

Этим же Постановлением определено, что Государственный комитет РСФСР по земельной реформе осуществляет:

- выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель

- ведение мониторинга земель, землеустройства, государственного земельного кадастра;

- разработку механизма экономического стимулирования рационального использования земли;

- организацию и проведение топографо-геодезических работ;

- организацию системы научно-технической информации по вопросам использования земель и земельной реформы.

В декабре 1990 г. созданы комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам в республиках, входящих в состав РСФСР, автономных областях, автономных округах, краях и областях, городах и районах.

Положение о комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам республик, входящих в состав РСФСР, утверждалось в соответствии с законодательством этих республик.

Основными задачами Комитета являлись:

проведение земельной реформы;

разработка мер экологического стимулирования равноправного развития различных форм хозяйствования на земле;

создание социально-экономических и организационно-хозяйственных условий для рационального использования земель

государственный контроль за использованием и охраной земель;

ведение мониторинга земель.

Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные акты, регулирующие земельные отношения, правовые нормы, в которых располагаются в порядке, отражающем систему земельного права.

Первый Земельный кодекс РСФСР был принят в 1922 году. Действующий Земельный кодекс РСФСР, принятый в 1991 г., устарел и не отражает изменений в земельных отношениях, происходящих в связи с введением частной собственности на землю и созданием земельного рынка в стране. В настоящее время идет подготовка проекта нового Земельного кодекса Российской Федерации.

43. 1. Исполкомам местных Советов народных депутатов предлогает осуществить в 1991 году передачу земель в распоряжение местных Советов народных депутатов и провести инвентаризацию земель (выборочно) по всем категориям землевладений и землепользований.

2. Исполкомам местных Советов народных депутатов, Госкомзему РСФСР обеспечить:

проведение межхозяйственного землеустройства по перераспределению земель;

выделение земельных участков для ведения крестьянского хозяйства;

увеличение площади земель в личных подсобных хозяйствах;

выделение земельных участков для садоводства и огородничества.

3. Госкомзему РСФСР, Минсельхозпроду РСФСР в 1991 - 1992 годах произвести в 17 тыс. хозяйств внутрихозяйственную оценку земли.

4. Госкомзему РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов определить в 1991 году ставки земельного налога по регионам республики.

5. Госкомзему РСФСР годах разработать и осуществить республиканскую и региональные программы защиты земель от деградации, консервации деградированных земель и их восстановление.

6. Госкомзему РСФСР, исполкомам местных Советов народных депутатов в 1991 - 1995 годах провести землеустройство крестьянских хозяйств с комплексом топографических изысканий.

44. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы

2) пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.


45. В Минсельхозе РФ уже создан департамент земельной политики, имущественных отношений и госсобственности. По мнению Алексея Гордеева, министра сельского хозяйства России, данная структура должна заниматься одним из рисков Госпрограммы 2008-12 гг., связанным с проблематикой земельных отношений.

Но кто и каким образом будет осуществлять земельную политику в России в дальнейшем, покажет время.

Однако возрастание некоторых проблем должно ускорить и поиск ответов на них.

Так, на сегодняшний же день особо остро вопросы урегулирования земельных отношений для земель и сельскохозяйственного назначения, и несельскохозяйственного.

Часто они связаны с нехваткой этих самых земель под нужды или с использованием их не по назначению. Человеческий фактор при этом играет не последнюю роль.


Что же до земель сельхозназначения, то, по мнению Д. Медведева, "земля должна стать основным объектом залога для предоставления сельскохозяйственных кредитов".
Этой проблеме был посвящен и прошедший в ноябре 2007 г. в Совете Федерации круглый стол "Земельно-ипотечное кредитование как источник привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс: проблемы и перспективы развития".

По мнению участников круглого стола, текущее состояние земельно-ипотечного рынка в России можно охарактеризовать как состояние развития, однако довольно высокий потенциал ипотечного кредитования, который мог бы быть использован для финансирования агропромышленного производства, все еще остается незадействованным.

Было отмечено, что основная законодательная база существует по первой части земельной ипотеки, которая связана с предоставлением кредита под залог земельного участка. При этом практика правоприменения свидетельствует о необходимости существенно доработать подзаконные акты и нормы, регулирующие документооборот и процедуры оформления залога земли и прав на землю.

Для второй части, связанной с аккумулированием земли, с превращением ее в ликвидные активы, эмиссией и обращением ценных бумаг, привлечением средств и рефинансированием кредитных организаций, есть достаточно серьезные законодательные препятствия.

Понятно, что это одни из немногих проблемных вопросов, связанных с землей - пока существует земля, будут существовать и недовольные решением земельных вопросов стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: