Живопись 19 века

Первый автопортрет Тараса Шевченко (1814-1861), 1840

Мария (иллюстрация к поэме А.С.Пушкина " Полтава "), 1840

Портрет Архипа Куинджи (1841-1910) работы В.М.Васнецова, 1869

Эльбрус. Лунная ночь. Худ. Архип Куинджи, 1890-95

Портрет И.К.Айвазовского (1817-1900) работы А. Тирянова (1841)

Порт Одессы на Черном море, худ. И.К.Айвазовский, 1852

Илья Репин (1844-1930), автопортрет, 1878

Украинская хата, худ. И. Репин, 1880

Пасха, М.К.Пимоненко

Николай Ге (1831-1894). Портрет кисти Николая Ярошенко

Quod Est Veritas? Христос и Пилат. Худ. М.Ге, 1890

С.И.Василькивський (1854-1917). Портрет кисти М.Уварова. Холст, масло. Около 1917

Хотя в XIX веке главным центром образования в Российской империи и далее была Академия художеств в Петербурге, многих художников привлекает Украина - "новая Италия", как ее тогда называли.

Переход к реализма инициировал ученик Боровиковского, украинская греческому корнями Нежин Алексей Венецианов (1779 - 1847). Он имел в своей мастерской в Петербургской академии художеств большую группу учеников. Но авторитет и блестящая художественная манера Карла Брюллова поразила учеников Венецианова больше и они перешли к модной метра.

Среди учеников Брюллова были и последние украинские мастера классического живописи - Иван Сошенко, Тарас Шевченко, Дмитрий Безперчий и др.. Тарас Шевченко, гений украинского слова, был по специальности художник. Его творчество охватило несколько отраслей живописи: портретную, жанровую, пейзажную, религиозную.

Как представитель последней эпохи классицизма (времена Бидермайер), Шевченко уходил крупных академических полотен, а его творчество лучше оказывалась в небольших интимных вещах. Правда, он не избегал и больших образов масляными красками (например, "Катерина"), особое же художественную славу ему получили портреты - элегантные женские, индивидуальные мужские. В романтических картинах "Крестьянская семья", "Цыганка-гадалка" и других уже заметен отход от чистого академизма. Разносторонний талант художника отразилось и в художественном графике (серия "Живописная Украина" и др.). 1860 Тарасу Шевченко присвоено звание академика гравюры Петербургской академии художеств. К сожалению, ссылки и запрет рисовать помешали раскрыться в полной мере его живописном таланта.

Другой представитель классицизма, русский художник Василий Тропинин говорил, что Украина заменила ему Академию. Он много лет жил и работал на Подолье и посвятил украинской теме немало портретов: "Девушка с Подолья", "Мальчик с топором", "Свадьба в селе Кукавке", "Украинский", "Портрет подольского крестьянина".

Тесно связанной с Украиной была судьба художника-мариниста Ивана Айвазовского, который значительную часть жизни провел в родной Феодосии и заповедал этому городу свою картинную галерею. Украинская тема звучит в его работах "Камыши на Днепре близ городка Алешки "и уникальной для художника жанровой картине" Свадьба на Украине ".

Новаторской для пейзажа стало творчество Архипа Куинджи, который родился близ Мариуполя. Первая же выставленная им картина - "Ночь на Днепре" - стала сенсацией в Петербурге. Художник обладал невероятным талантом писать пейзажи и игру света на облаках, деревьях, скалах.

Главная тенденция изобразительного искусства второй половины 19 века - движение к реализма - главная тенденция творческих усилий членов Товарищества передвижных художественных выставок. Знаменитый живописный портрет Тараса Шевченко написано инициатором создания и идейным руководителем общества передвижников украинский с Острогорский на Слобожанщине Иваном Крамским. Многие выдающихся художников-передвижников были также родом из Украины: Александр Литовченко (с Кременчуг), Николай Ярошенко (с Полтава), а Николай Ге долгие годы жил на хуторе близ Харьков.

Родом из-под Чугуева был художник-реалист Илья Репин. Даже после отъезда в России, скучал по Родине и возвращался к ней. Він часто гостював у маєтку "Качанівка" українських меценатів поміщиків Тарновських. В їх родинній садибі "Качанівці" Рєпін створив перші етюди до знаменитої картини "Запорожці пишуть листа турецькому султану". Таким чином, в його творчості та житті Україна посідала значне місце.

Видатним майстром побутового жанру був Микола Пимоненко. Більшість його робіт, написаних на теми селянського життя, відрізняються щирістю, емоційністю, високою живописною майстерністю: "Святочні ворожіння", "Весілля в Київській губернії", "Проводи рекрутів", "Свати", "Жнива", "По воду", "Ярмарок", інші. Пимоненко - автор близько 715 картин і малюнків. Він один з перших у вітчизняному малярстві поєднав побутовий жанр і поетичний український пейзаж, заснував у Києві художню школу.

"Шукачем сонця" називали Володимира Орловського, одного з засновників нового українського реалістичного пейзажу. Найкращим українським портретистом кінця 19 - початку 20 століть вважається Олександр Мурашко - учень Іллі Рєпіна, автор уславленої "Каруселі", "Дівчини в червоному капелюшку", "Старого вчителя", "Парижанок біля кафе".

Поєднання мистецтва з усвідомленням національної ідеї вперше відбувається в творчості Сергія Васильківського. Свою майстерність він повністю віддає Україні: пише пейзажі Подніпров'я, Подолье, Слобожанщини, архітектурні пам'ятники, жанрові картини, історичні полотна (зокрема "Козаки в степу", "Козача левада", портрет Тараса Шевченка). Одночасно вивчає і збирає пам'ятки старовинного українського мистецтва.

1900 Васильковский совместно с художником-баталистом Николаем Самокишем создает альбом "Из украинской старины?, комментарии к акварелей Васильковского пишет историк Дмитрий Яворницкий, основатель музея в Екатеринославе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: