Общий обзор инвестиционного климата Республики Беларусь

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с инвестиционной деятельностью на территории Республики Беларусь, является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001 N 37-З. Следует отметить, что Республика Беларусь является единственным государством СНГ, которое приняло кодифицированный акт в данной сфере.

Указанный кодекс включает 6 разделов, 18 глав, 105 статей и состоит из общей части, которая содержит основные понятия инвестиционного законодательства, предоставляемые инвесторам гарантии и меры государственного регулирования инвестиционной деятельности, а также особенной части, в которой описаны виды государственной поддержки в данной сфере, особенности осуществления инвестиционной деятельности на основе концессий, особенности деятельности на территории Республики Беларусь коммерческих организаций с иностранными инвестициями и другие.

Важно указать, что ИК распространяет свое действие как на иностранных, так и на национальных инвесторов. Таким образом, с принятием этого кодекса в Республике Беларусь произошел переход к общему регулированию инвестиций (в отличие от ранее действовавшего специального режима иностранных инвестиций, предоставляемого Законом Республики Беларусь от 14.11.1991 N 1242-XII "Об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь" (утратил силу)). В этой связи на иностранных инвесторов в полной мере распространяется действие национальных нормативных правовых актов (Налогового кодекса Республики Беларусь, Таможенного кодекса Республики Беларусь и т.д.)

Особое значение для регулирования инвестиционной деятельности имеют акты Президента Республики Беларусь, которыми предусмотрены дополнительные гарантии и льготы при осуществлении инвестиционной деятельности, в частности, Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 N 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". Данным Декретом предусмотрен порядок заключения инвестиционных договоров между инвестором (национальным или иностранным) и Республикой Беларусь, а также предоставляемые в связи с этим гарантии и льготы.

Ряд актов Президента, согласно которым предоставляется особый режим для инвестиций, направлен на решение экономических и социальных задач в той или иной приоритетной для государства сфере.

Например, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 N 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)" предусмотрено специальное правовое регулирование для коммерческих организаций (как с национальными, так и иностранными инвестициями) при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь с местом нахождения в населенных пунктах с численностью населения 50 тыс. и менее.

Большое внимание уделяется развитию в стране высоких технологий (Декрет Президента Республики Беларусь от 22.09.2005 N 12 "О Парке высоких технологий», инновационной деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 N 1 "Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. N 495") и т.п.

Создаются свободные экономические зоны со специальным правовым режимом (Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 N 213-З "О свободных экономических зонах", Указ Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 N 262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь").

Правительство Республики Беларусь планирует и далее развивать инвестиционное сотрудничество с другими странами и в этих целях создает благоприятные, комфортные условия для работы на своей территории иностранного инвестора и в итоге нацелено на увеличение инвестирования зарубежного капитала в экономику.

Условия ведения бизнеса и привлечения инвестиций в Республике Беларусь позитивно оцениваются международными организациями.

По индексу легкости ведения бизнеса из 183 стран, охваченных исследованием Всемирного банка « Doing Business-2011 », республика заняла 68-е место, поднявшись со 115-го места в 2008 году. Для сравнения: Российская Федерация занимает 123-е, Украина – 145-е место.

По итогам отчетов «Ведение бизнеса 2009» и «Ведение бизнеса 2010» Беларусь вошла в первую пятерку стран-реформаторов условий ведения бизнеса. Кроме того, республика лидирует в своем регионе по показателю «открытие бизнеса» (7-е место) и опережает такие страны, как Австрия, Великобритания, Испания, Ирландия, Польша, Чехия и Франция, а также США и Япония.

Принятые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата и выбранный Правительством Республики Беларусь курс на либерализацию экономических отношений получили признание в ежегодном докладе Всемирного банка о регулировании ПИИ в государствах мира «Investing Across Borders 2010».

Беларусь в 2010 году заняла 54-е место в данном страновом рейтинге, оценивающем факторы процветания с точки зрения их влияния на экономический рост и долгосрочное благополучие населения,.оередив Россию (63-е место) и Украину (69-е место).

По индексу экономической свободы фонда Heritage-2010 Беларусь поднялась на 150-е место (167-е место в 2009 г.), по индексу восприятия коррупции – на 127-е место (была на 151-м).

Создана специализированная организация – ГУ «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (далее – агентство), занимающаяся комплексом вопросов по привлечению иностранных инвестиций и приватизацией предприятий госсектора. Работа агентства соответствует принципам «одного окна», что означает оказание на безвозмездной основе существующим и потенциальным инвесторам информационной и иной поддержки и содействия по инвестированию в Республику Беларусь.

Основной деятельностью агентства является реализация государственной политики в сфере инвестиций и приватизации, в том числе поиск и привлечение иностранных инвесторов; участие в подготовке проектов решений о приватизации объектов (долей в уставных фондах), находящихся в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц; разработка и реализация мероприятий по формированию инвестиционного имиджа Республики Беларусь; создание и ведение единой информационной базы по вопросам инвестиционной деятельности, включая единый реестр инвестиционных проектов для привлечения ПИИ, в том числе в связи с приватизацией государственного имущества; участие и сопровождение компаний в рамках процесса IPO; организация и проведение в Республике Беларусь и за рубежом форумов, конференций, других мероприятий по вопросам инвестиционной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: