Тиртханкары

Следующие тиртханкары упоминаются по именам:

1. Вардхамана: одиннадцать надписей (№ 5, 8, 9, 19, 30, 34, 36, 37, 75, 79 и 84); Махавира - одна (№ 16); Махавира и Вардхамана - одна (№ 67).

2. Самбхава - одна (надпись Хувишки на джайнской статуе из музея Лакхнау).

3. Ришабха - одна (№ 56); Ушабха - одна (№ 82)

4. Ариштанеми - одна (№ 28).

5. Шантинатха - одна (№ 29).

Помимо этих, существуют ещё и дарственные надписи: одна, посвящённая Немеше, который может быть Негамешей (№ 13), и одна - Нандьяварте (№ 59), а точнее - 18-ому тиртханкаре Аринатхе, символом которого является Нандьяварта[116]. Есть также четыре дарственных надписи (№ 22, 26, 27 и 41), посвящённые статуям сарватобхадра. Это четырёхсторонние скульптуры с образами тиртханкаров с каждой стороны.

Из вышеизложенного вполне понятно, что самым популярным тиртханкарой среди матхурских джайнов в те дни был Махавира. Весьма примечательным фактом является отсутствие имени Паршвы.

Многие из жертвователей упоминали свои профессии. В случае с женщинами порой упоминаются профессии их мужей. Отсюда мы знаем, что большинство жертвователей принадлежали к торговому сословию, хотя некоторые были ремесленниками. Ниже приводится список профессий или занятий параллельно с номерами надписей, в которых они встречаются (номера даны по «Джайн шилалекха самграха»):

1.Купец 19, 26

2.Торговец 71

3.Ювелир 31

4.Торговец железными изделими 31

5.Золотых дел мастер[117] 67

6.Караванщик 33

7.Торговец благовониями 41, 42, 62, 69

8.Кузнец 54, 55

9.Проститутка 8

10.Танцор 15

11.Чтец 22

12.Деревенский староста 44

13.Торговец хлопком 56

Таким образом, мы получаем представление о том, как жили люди всех тех занятий, которые были обычными для большой провинциальной столицы тех дней. По крайней мере одна проститутка не постыдилась открыть тайну своей профессии на каменной табличке. Из тех надписей мало что можно узнать о социальных обычаях. В этом отношении интересна надпись № 14: здесь женщина по имени Лахастини (Балахастини?) говорит, что она вместе со своими родителями и родителями мужа, возвела религиозную арку. Согласно настоящему индийскому обычаю, женщина выполняет религиозные обязанности с семьёй мужа и ей нечего делать в данных вопросах со своими родителями. Выполнение религиозного акта замужней женщиной вместе с её родителями в Матхуре того времени, возможно, показывает, что эти люди были иностранцами (шаками или кушанами), недавно обращёнными в джайнизм, и всё ещё придерживающимися своих старых традиций.

Имена некоторых жертвователей также показывают иностранное влияние: Мосини (22). Бубу (52), Вадхара (31), Хуггу (31), Джабхака (35), Нада (8).

Другое влияние шаков очевидно в испорченном образе Сарасвати, найденном в Канкали-тиле: с каждой стороны от богини находятся помощники и один из них - шака.

Современный джайнский обычай длительных постов, выполняемых женщинами, был известен в Матхуре и в дни Хувишки: в надписи № 52 некая Виджаясири, жена Раджьявасу, говорит, что она провела месячный пост.

Джайнская иконография в те времена уже была стандартизирована. Все образы тиртханкаров носят на груди знак шриватсы - символ благополучия (возможно, это делалось и для того, чтобы отличить их от образов Будды, не имеющих такого знака).

Невозможно сказать с определённостью, принадлежали ли люди, спонсировавшие создание статуй и прочих религиозных предметов, к шветамбарам или дигамбарам. Жертвователи упоминают свои ганы, кулы и т.д. в сопровождающих надписях. Некоторые из этих ган и кул подобны тем, которые упоминаются в Кальпа-сутре. Калпа-сутра - сугубо шветамбарская работа, не признаваемая дигамбарами. Кроме того, только шветамбары верят в то, что бог Харинегамеша перенёс эмбрион Махавиры в лоно Тришалы, тогда как дигамбары напрочь отвергают эту историю. Следовательно, если имя «Немеша», содержащееся в одной из матхурских надписей, представляет собой сокращение «Харинегамеши», то джайнов Матхуры необходимо считать шветамбарами. С другой стороны, все статуи тиртханкаров, найденные в Канкали-тиле, - обнажённые. Все джайнские статуи тех веков, например, найденные в Кахаоне (460 г.) в округе Горакхпур, изображают тиртханкаров обнажёнными. Добавим к этому ещё и тот факт, что в наше время большинство джайнов в штатах Уттар-Прадеш и Бихар относятся к дигамбарам. Так что трудно быть уверенными в том, к какой секте принадлежали джайны Матхуры в кушанский период. Вполне вероятно, что раскол между шветамбарами и дигамбарами в те времена ещё не был столь ясно выраженным. В любом случае шветамбары, если они уже существовали тогда как отдельная секта, ещё не начали поклоняться одетым образам тиртханкаров, ибо пока ещё не найдено таковых, датируемых ранее, чем 5-м в.

Итак, Матхура продолжала быть центром джайнизма в течение длительного времени: там было обнаружено много джайнских скульптур, относящихся и к более позднему периоду, включая эпоху Гуптов и раннее средневековье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: