Инструкция: «Сейчас я покажу тебе картинки. На них нарисованы разные предметы, но у каждого предмета чего-то не хватает, что-то недорисовано. А ты мне попробуй сказать, чего там не хватает, или покажи пальцем. Хорошо? Ну, вот, например, что здесь недорисовано?» Показать картинку №1 и включить секундомер.
Начинать с задания №1. При неудаче помочь и перейти к заданию №2. При неудаче снова помочь и перейти к заданию №3. Больше не помогать! Прекратить при 3-х неудачах подряд. Время для выполнения каждого задания - 15 сек. Оценки: 1 балл за каждый правильный ответ.
Общие правила
1. Для получения положительной оценки не обязательно правильно называть обнаруженную недостающую деталь. Достаточно, если испытуемый покажет на нее пальцем. Например, в задании №14 ответы «Пальца (или ногтя) на одной ноге», показанные правильно, являются приемлемыми так же, как и ответ «шпора».
2. При указании на другие отсутствующие детали быстро спросить: «А что еще?»
3. При ответе: «Здесь все есть», быстро сказать: «Нет, у каждого предмета чего-то не хватает».
Субтест 8. «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ КАРТИНКИ»
Процедура
Для детей младше 8-ми лет, а также для детей старше 8 лет, подозреваемых в умственном снижении: начинать с картинки «А».
Картинка «А» («Собака»).
1. Разместить карточки в порядке номеров.
2. Объясняя, правильно сложить.
3. Смешать части рисунка и снова разместить карточки в порядке номеров.
4. Предложить испытуемому сложить рисунок: «Теперь сделай сам, чтобы собака снова получилась целой». Включить секундомер.
5. При удаче - перейти к «В». При неудаче: а) повторить демонстрацию без объяснения; б) разместить карточки в порядке номеров и предложить собрать. Оценки: за выполнение с первой попытки - 2 балла, со второй - 1 балл. Переходить к «В» при любых обстоятельствах.
Картинка «В» («Мать»).
1. Разместить карточки в порядке номеров.
2. Предложить испытуемому собрать рисунок. При удаче переходить к «С». При неудаче показать правильное сложение и перейти к «С». Оценки: за порядок TOY - 2 балла, за порядок OYT - 1 балл.
Картинка «С» («Поезд»).
1. Разместить карточки в порядке номеров.
2. Предложить испытуемому собрать рисунок. Оценки: за порядок IRON - 2 балла, за порядок IR-ON (отдельно собраны паровоз и вагон) - 1 балл. Переходить к «Д», если из заданий «А», «В» и «С» любые два выполнены (на один или два балла). В противном случае прекратить тестирование.