Причины гиперактивности

При этом, исходя из имеющегося объема информации, выделяют следующие возможные причины гиперактивности:

1) Генетическая предрасположенность (якобы те дети болеют СДВГ, у которых болели родители). Некоторые источники говорят о наследственности синдрома в 30% случаев. По факту: генетические изменения, которые наблюдаются у людей, страдающих гиперактивностью, действительно есть. Но откуда они взялись, как сильно влияют, мутация это или что-то другое – пока остается вопросом. Чем хороша эта версия? Во-первых, от нее, как говорится «ни холодно, ни жарко». И врачу хорошо, т.к. он ответственность не несет, соответственно и лечить не может. Генетика – штука сложная. И вам хорошо: можно с чистой совестью умыть рученьки и пустить воспитание ребенка на самотек. А во-вторых, из-за того, что диагноз в приблизительном соотношении ставится мальчикам в три раза чаще, чем девочкам, можно легко определить виновного в непослушании ребенка или «источник порочных ген», коим станет папа.

2) Несовместимость родителей ребенка по резус-фактору. Достаточно странная версия. А как же рожали в 20-ые, 50-ые или 80-ые годы прошлого столетия? Почему тогда родители не жаловались докторам на их гиперактивных детей? Или все женились исключительно по совместимости крови?

3) Беременность или родовые травмы, осложнения. Эта теория действительно имеет право на существование. К сожалению, не многие женщины ответственно относятся к процессу вынашивания ребенка в своей утробе. Недостаток кислорода, вызванный маленьким количеством прогулок на свежем воздухе, нервные срывы и переживания, связанные с ежедневными житейскими трудностями, перенесение инфекционных заболеваний, прием лекарств, травмы в области живота, курение и употребление алкоголя – все это становится возможной причиной психических отклонений малыша. Также возможны травмы позвоночника и других важных органов ребенка при родах, что может повлечь за собой нарушение нервной системы.

4) Инфекции или тяжелые вирусные болезни, перенесенные самим ребенком в младенческом возрасте. Опять же не доказано, но логика есть. Если учесть, что существует множество болезней (и это действительно факт), вызывающих поражение нервной системы (таких как корь, дифтерия, паротит эпидемический, коклюш, астма, пневмонии, диабет, грипп и др.), то неудивительно, если бы это поражение приобрело форму синдрома СДВГ.

5) Первые годы жизни. Этот период очень важен для формирования полноценного здоровья в будущем малыша. Травмы, болезни, инфекции, высокая температура – абсолютно все отрицательно влияет на формирование нервной системы ребенка, т.к. доказано, что до 12 лет мозг проходит основной период формирования.

6) Питание. Это не просто версия, а практически доказанная теория. То, что сегодня употребляют в пищу дети с первых лет жизни, вызывает ужас диетологов и врачей в целом. Консерванты, пищевые красители, ароматизаторы, искусственные наполнители, заменители пагубно влияют на нейрохимические процессы, протекающие в организме детей. Чипсы, газированные напитки, мороженое, конфеты, печенье, пицца, фастфуд, шоколадные батончики. Вы часто покупаете своим детям эти лакомства? Остановитесь и подумайте об их будущем. Их здоровье в ваших руках.

7) Домашний климат. Одна из версий существования СДВГ говорит о том, что отношения в семье между родителями играют важнейшую роль в формировании личности ребенка и влияют на его психическое развитие. В отличие от взрослых, которые умеют логически думать и анализировать события, дети воспринимают мир вокруг себя на уровне эмоций. Даже скрытые негативные чувства между родителями ощущаются ребенком и вносят свою «корректировку» в его психику. О скандалах, побоях и пьянстве говорить не стоит. Воспитывая ребенка в атмосфере криков, ненависти и злобы (что в наше время не редкость), родители рискуют превратить своего малыша в психически больную личность.

Теперь вы сами можете проанализировать ваш конкретный случай и найти те причины, которые теоретически могли вызвать СДВГ у вашего малыша. Помните, что лучше вас вашего ребенка никто не знает: ни врачи, ни учителя, ни знакомые. Вы и только вы способны оценить его «нормальность». А оценивая, не забывайте, что каждый ребенок индивидуален и имеет право быть личностью, не похожей на других. Детская гиперактивность

Маленькие дети в определенном возрасте проявляют повышенную активность. Как правило, это происходит до 7 лет. Восновном, ребенок не может усидеть на одном месте, бегают, прыгают, что-то ломают, им все интересно. Стремление к познанию мира достигает своего апогея в 3-4 летнем возрасте, когда словарный запас малыша сильно обогащается. В этом возрасте дети постоянно в действии. Такое нормально для маленького ребенка. Однако, существуют случаи, когда применим термин "гиперактивность".

Гиперактивные дети все время бегают, суетятся, у них рассеянное внимание, не могут сконцентрироваться на одном предмете, не могут долго заниматься одной деятельностью, постоянно переключаются на другие виды деятельности. Это отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Получается дисфункция нейромедиаторных систем мозга и нарушение регуляции активного внимания и тормозящего контроля. В психологии это явление имеет название "синдром дефицита внимания с гиперактивностью". Зачастую такие дети на первом году жизни развиваются быстрее своих сверстников. Раньше начинают ходить, говорить. Что создает впечатление некоторой одаренности ребенка. Но уже к 3-4 годам можно заметить, что малыш не может сконцентрировать внимание на одном действии и быстро переключается на другое. В школе такой ребенок не может спокойно сидеть на уроке, отвлекается, разговаривает, встает. Это вызвано импульсивностью и повышенной возбудимостью. Первые признаки гиперактивности проявляются вместе с пиками психоречевого развития. Это 1-2 года, когда закладываются навыки речи, 3 года, когда увеличивается словарный запас и 6-7 лет, когда формируются навыки чтения и письма. Повышенная двигательная активность исчезает, как привило, в подростковом возрасте. Но импульсивность и дефицит внимания остается у 70% подростков и 50% взрослых. Первопричиной гиперактивности является минимальная мозговая дисфункция.

Причины гиперактивности детей:

· Органические поражения центральной нервной системы (ЦНС).

· Генетические причины. Или наследственная.

· Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время беременности. Таких, как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы.

· Неблагоприятные роды. Патология родов.

· Инфекция и итоксикация первых лет жизни ребенка.

· Если родители страдают алкоголизмом или наркоманией. Даже небольшая доза алкоголя пагубно воздействуют на нервную систему плода.

· Благоприобретенная гиперактивность Неправильное воспитание. Например, чрезмерная требовательность и строгость родителей к ребенку, или чрезмерная опека. Или гиперактивность, появившаяся в школе. Это получается, когда не сразу возникает контакт ребенка с педагогом. Если ребенок не внимателен, педагог постоянно ругает и упрекает его за это, то может возникнуть защитная реакция. Ребенок чувствует себя в роли "хулигана" и начинает соответствовать своему образу в поведении.

Признаки:

· Отвлекаемость

· Импульсивность

· Повышення активность. Такие дети постоянно в движении, теребят одежду, мнут что-то в руках, стучат пальцами, ерзают на стуле, крутятся, не могут спокойно усидеть на одном месте, жуют что-то, растягивают губы, прикусывают язык.

· Плаксивость, беспокойство, капризы.

· Неусидчивость.

· Нарушение концентрации внимания.

· Негативизм. То есть ребенок все отрицает.

· Агрессивность.

· Повышенный тонус мышц.

· Беспокойный сон.

· Рассеянность.

· Повышенная возбудимость.

Следствия:

· Слабая успеваемость в школе.

· Низкая самооценка.

· Трудность принятия любви окружающих.

Лечение

Не надо подавлять повышенную активность таких детей. Энергия, не найдя выхода, будет копиться внутри ребенка и когда-нибудь "взорвется". Нужно направить ее в позитивное русло. Лечение гиперактивности проходит в совместных действиях психолога, невропатолога и родителей. Ребенку необходимо:

· Утренняя зарядка.

· Подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физическая упражнения ребенка и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если малыш плохо спить, лучше вечером также играть в активные игры.

· Активные игры, которые одновременно развивают мышление.

· Массаж. Он уменьшает частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.

· Хорошо бы отдать ребенка в спортивную секцию. Хороши такие виды спорта, где ребенок учится соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками. Это командные игры. Такие как, хоккей, футбол, баскетбол.

· У гиперактивных детей может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например, музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.

· В школе такого ребенка нужно привлекать к общественным мероприятиям, сажать за первую парту, чаще спрашивать у доски, давать задания. Таким образом учеба в школе тоже станет активным и интересным занятием для ребенка.

Некоторые специалисты считают, что дети с синдромом гиперактивности имеют определенные компенсаторные возможности. Но для их активизации нужны конкретные условия. Такой ребенок должен строго соблюдать режим сна и бодрствования. Атмосфера вокруг ребенка должна быть спокойной, благоприятной, ровной в эмоциональном плане. Для таких детей наиболее подходит обучение с четвертым классом, где школьная программа не сжата. Обучение должно проходить в игровой форме. Таким образом, будет эмоциональная стимуляция ребенка, что приведет к большему интересу к учебе.

Гиперактивный ребенок зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть твердым, спокойным, без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не переутомлялся.

У 70% гиперактивных детей этот симптом сохраняется в подростковом возрасте. У 50% детей синдром гиперактивности сохраняется во взрослом возрасте. В подростковом и взрослом возрасте остается утомляемость, неспособность к обучению, невнимательность. Часто гиперактивные дети талантливы. Признаки гиперактивности наблюдались у множества известных людей, например, у Томаса Эдисона, Линкольна, Сальвадора Дали, Моцарта, Пикассо, Диснея, Эйнштейна, Бернарда Шоу, Ньютона, Пушкина, Александра Македонского, Достоевского. В чем состоит коррекция синдрома гиперактивности у детей?

Коррекция:

· Гиперактивным детям необходимо задавать чёткие и последовательные правила, которые просто понять и соблюдать. Нужно поощрять за выполнение, а не только критиковать за неправильное поведение.

· Задавать рамки в поведении, чтобы было понимание, чего от них ожидают окружающие.

· Сконструировать чёткую систему дисциплины. Родителям необходимо обучится методам поддержания дисциплины и реакции на негативное поведение, с применением штрафов или отсутствием привилегий.

· Создание чёткого плана изменения поведения, с целью устранить негативные качества, без травм для ребёнка. Как пример – ежедневно играть на протяжении часа и если ребёнок не будет отвлекаться – награждать его. Постепенно коррекция даст положительные плоды.

· Необходима помощь в организации деятельности ребёнка, расписание будет замечательным помощником. Должен быть график каждодневных одинаковых занятий, от начала дня до времени сна. Тут должно быть указано время, отведённое на игры, прогулку, еду, обучение и т.д.

· Порядок должен присутствовать везде, в школьных вещах, игрушках, предметах обихода, одежде, предметах туалета. Обязывайте ребёнка поддерживать постоянно и во всём аккуратность.

· Выполнение домашнего задания осуществляется в тихом месте, где никто не мешает, и получены чёткие инструкции, выделенное время для отдыха. Несение ответственности за выполнение, а родители не должны делать то, что ребёнок может сделать сам.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) встречается у детей часто, о чем свидетельствуют исследования, проведенные, например, в США (4-20%), Германии (9-18%) и др. Впервые в России эпидемиологические исследования по распространенности СДВГ были проведены А.Г. Платоновой и Е.В.Касатиковой под руководством И.П. Брязгунова и В.Р. Кучмы в Москве и Московской области и в г. Владимире и Владимирской области. В г. Москве распространенность СДВГ по сравнению с г. Владимиром в 1,8 раза выше, у мальчиков – чаще по сравнению с девочками (в 1,5 раза – в Москве, в 2,5 раза – во Владимире).

Причины заболевания еще не выяснены. Считают, что эпидемиология СДВГ носит комбинированный характер при доминирующей роли биологических факторов.

Существует ряд концепций, описывающих возможные механизмы развития синдрома:

· 1. Генетическая: у детей с СДВГ были выявлены аномалии в структуре генов дофаминового рецептора и дофаминового транспортера, но экспериментальных доказательств пока недостаточно.

· 2. Нейропсихологическая теория. У детей с синдромом выявлены отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, внимание, оперативную память, которые могут приводить к развитию синдрома.

· 3. Одна из последних (нейрохимическая) предполагает нарушение метаболизма дофамина и норадреналина, выполняющих роль нейромедиаторов ЦНС.

· Для установления диагноза СДВГ используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией и опубликованные в 4-ом издании "Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-IV)" (таблица).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: