Подгрупповые занятия /4ч/.
Мелкогрупповые /2ч/.
Индивидуальные /Зч/.
1. Продолжение тренинга по всем разделам «Техника речи» и изучение методики работы над технической речью.
2. Изучение принципов работы с прозой, воспитание элементов словесного действия: выявление идейного смысла произведения, определение сверхзадачи, логический анализ текста, речевые такты, логические, текстовые, фразовые ударения, интонирование знаков препинания, работа над видением в тексте, отношением, над вскрытием подтекста. Поиск предлагаемых обстоятельств.
Индивидуальные.
1. Проверка индивидуальных заданий, выполненных студентами в межсессионный период.
2. Работа над прозаическим отрывком.
3. Методические рекомендации по составлению «речевого портрета» однокурсника.
Содержание экзамена 2 семестра
1. Общий голосо-речевой тренинг.
2. Демонстрация выполнения индивидуальных заданий по исправлению своих недостатков в речи.
3. Исполнение прозаического отрывка, подготовленного с педагогом.
|
|
4. Собеседование по темам: «Техника речи» и «Орфоэпия».
Экзаменационные требования
1. Наличие натренированного речевого слуха, способного контролировать качество выполнения упражнений по голосу, дикции, орфоэпии, подмечающего ошибки в речи однокурсников.
2. Владение правильным произношением в подготовленном тексте.
3. Точное видение мысли в прозаическом тексте. Активное словесное действие.
4. Владение теорией по темам «Техника речи», «Орфоэпии»
Вопросы для собеседования по темам
«Техника речи», «Орфоэпия»
1. Единство речи и мышления. И.П. Павлов о второй сигнальной системе.
2. Особенности сценической речи и ее творческая природа.
3. К.С. Станиславский о речевой технике актера.
4. Дикция. К.С. Станиславский о дикции актера,
5. Анатомия дыхательного аппарата. Дыхательный процесс. Типы дыхания.
6. Анатомия голосового и речевого аппарата. Голосо-речевой процесс.
7. Миоэластическая и нейрохронаксическая теории голосообразования.
8. Принципы опосредованного воздействия на голосо-речевой аппарат.
9. Тренировка речи в движении.
10. Положительные стороны групповых занятий по голосу.
11. Тембр голоса, роль тембра в сценической речи.
12. Атака голоса, её характеристики.
13. Характеристика упражнений, воспитывающих собранность звука.
14. Понятие «диапазон голоса», его значение в сценической речи.
15. Значение речевого слуха в воспитании голоса.
16. Резонаторы и их роль в воспитании голоса.
17. Содержание терминов «опора дыхания», «опора голоса».
18. Голосовые недостатки.
19. Основные задачи дикционного тренинга.
20. Качество звучания согласных звуков при зажатой челюсти, пассивности губ и языка.
|
|
21. Роль дыхания, резонаторов в образовании согласных звуков.
22. Основные признаки отработанных согласных звуков: точные по артикуляции, чёткие по произношению, энергичные по звучанию, выровненные между собой.
23. Сочетание согласных и гласных. Необходимость их тренинга.
24. Взаимосвязь дикции с интонационными особенностями речи.
25. Роль согласных в сценической речи.
26. Причины возникновения «тсяканья» и «дзяканья». Способы устранения этого недостатка.
27. Типы скороговорок, тренировки с их помощью.
28. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы.
29. Необходимость владения литературными нормами произношения в разговорной речи и, особенно, в сценической.
30. Понятие «транскрипция». Знаки обозначения звуков, применяемые для транскрибирования текста.
31. Характеристика ударного и безударного слогов в слове.
32. Правило произношения гласных звуков А и О.
33. Правило произношения гласных звуков Е и Я.
34. Изменение гласного И, стоящего в начале слова, если ему предшествует слово, оканчивающееся на твердый согласный, илипредлог, выраженный согласным звуком, при слитности их произношения.
35. Правило произношения предлогов.
36. Произношение старорусских союзов - коль, коли, хоть, кабы и вводных слов старорусской речи - мол, дескать и других.
37. Произношение прилагательных множественного числа, оканчивающихся на ИЕ, ЫЕ.
38. Закон произношения звонких согласных в конце слова и перед глухими согласными.
39. Закон озвончения согласных.
40. Звучание согласных звуков Ж, Ш, Ц в сочетаниях с гласными А, Е.
41. Правила произношения сочетания ЧН.
42. Смягчение согласных звуков перед мягкими согласными.