Пример эквивалентности и неэквивалентности двух экспопар

«16 – 1/30» и «11 – 1/60» – эквивалентные экспопары. «16 – 1/30» и «11 – 1/15» – неэквивалентные экспопары, потому что экспозиция при первой экспопаре меньше, чем экспозиция при второй экспопаре на 2 EV. Перефразирую. Количество света, воспринимаемое светочувствительным материалом, при первой экспопаре меньше количества света, воспринимаемого светочувствительным материалом, при второй экспопаре в 4 раза.

Как может пригодиться на практике умение определять эквивалентность экспопар и оценивать разницу экспозиций в EV? Покажу на примере. Я сделал снимок, но оказалось, что он переэкспонирован примерно на 1 EV. Я хочу сделать нормально экспонированный снимок. На первых шагах работы с фотоаппаратом я вижу два пути. Первый, сделать несколько снимков с другими значением диафрагмы и выдержки, полагаясь на интуицию. Второй, посчитать в уме точное значение диафрагмы и выдержку и сделать второй снимок желаемым.

Особенностью первого пути является то, что Вы тратите время, пока подбираете наугад, а снимаемая сцена может измениться. Также Вы расходуете ресурс затвора, делая бесполезные кадры. Но Вам достаточно поверхностного понимания связей между выдержкой, значением диафрагмы и экспозицией, а значит Вы затратите меньше времени на обучение и приобретение опыта.

Особенностью второго пути является время, которое Вы тратите на изучение связей между выдержкой, значением диафрагмы и экспозицией, а также произведение расчётов в уме во время съёмки. При этом Вам достаточно сделать один «пристрелочный» кадр и второй «контрольный». Таким образом, Вы, скорее всего, успете сфотографировать меняющуюся сцену и сохраните ресурс затвора. Также, к преимуществам второго пути я отнесу более стабильное качество снимков и более гибкие, широкие возможности для творчества в сравнении с первым путём. Например, при съёмке силуэтов, при прямом солнечном свете, при съёмке в студии и т.д.

Оба пути сосуществуют и в действительности комбинируются. Практикуясь, Вы приобретёте опыт, благодаря которому сможете получать желаемые снимки «не задумываясь».
Для закрепления пройденного материала предлагаю выполнить домашнее задание и ответить на вопросы. Ключи к домашнему заданию и вопросам я приведу в следующей статье – второй части «основ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: