Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875)

Я каждый день молю Бога сделать меня похожим на ребенка, иными словами, дать мне дар смотреть на природу тем непредвзятым взглядом, которым обладают только дети.

Жан-Батист Камиль Коро (1796-1875)


Мысль о том, чтобы рисовать, приводит вас в ужас? Если это так, отбросьте неуместный страх и скажите себе: «Не нужно ничего бояться, я просто отправляюсь в удивительное приключение!». Именно так я приучаю думать своих студентов, и это помогает им не бояться неудач и избавляет от неуверенности. Очень скоро они начинают воспринимать сам процесс рисования как увлекательное путешествие, помогающее им открывать и любить окружающую нас природу. Как говорил по этому поводу Джон Раскин: «Лучше я буду учить моих учеников любить природу, чем учить их смотреть на природу как на объект для рисования». Теперь такая возможность есть и у вас.
Генри Муру принадлежит фраза, которая очень помогает сосредоточиться на процессе рисования: «Рисунок подразумевает поиск вашего собственного взгляда на жизнь, который быстро формируется в процессе постоянных проб и ошибок». Обратите внимание, что здесь ничего не говорится о «результатах»! Конечный результат, разумеется, приходит, однако все зависит от поставленной цели. Если научиться ставить перед собой цель и наслаждаться процессом ее достижения - результат непременно придет. Однако нет и не может быть конечной цели, и достижение одной из них тут же открывает перед нами следующую. В этом смысле рисование можно воспринимать как бесконечное путешествие с короткими остановками на пути. Или, как сказал о рисунке Пол Гарднер: «Он никогда не кончается, но просто обрывается на самых интересных местах».

Из книги "Учимся рисовать красиво", Ричард Бокс, изд. "Кристина-Новый век", 2007

Золотое сечение

Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Золотое сечение – гармоническая пропорция
В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений:

a: b = c: d


Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами:

1. на две равные части – АВ: АС = АВ: ВС;
2. на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);
3. таким образом, когда АВ: АС = АС: ВС.

Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему

a: b = b: c или с: b = b: а.

В числах это выражается как 0,62 к 0,38.

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.


В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре Леонардо да Винчи, художник и ученый, видел, что у итальянских художников эмпирический опыт большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из которых называлась «О перспективе в живописи». Его считают творцом начертательной геометрии.

Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли «Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее «божественную суть» как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).

Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: