С древности основу скульптуры составляет теория пропорций. Отношения частей человеческого тела связываются с формулой золотого сечения. Пропорции золотого сечения создают впечатление гармонии красоты. Поэтому скульпторы используют их в своих произведениях.
Греческий скульптор Леохар создал знаменитую статую Аполлона Бельведерского воплотившую представление древних греков о красоте. Если высоту статуи разделить в отношении золотого сечения и то же самое проделать с каждой частью, то точки деления придутся на талию, каленную чашечку, адамово яблоко. Та же закономерность распространяется в отдельности на лицо, руку, кисть.
Великий древнегреческий скульптор Фидий часто использовал «Золотое сечение» в своих произведениях. Самыми знаменитыми из них являются статуя Зевса Олимпийского (которая считается одним из Чудес света) и статуя Афины Парфенос.
|
|
| ||||||
Работы известного скульптора XV века Донателло, вдохновленные классическими образцами, удивительно реалистичны. Статуя «Давид» (1430-е гг.) - изящно выполненный из бронзы торжествующий победитель, поставивший ногу на отсеченную голову поверженного Голиафа, - стала первым со времен античности скульптурным изображением свободно стоящей
|
|
|
|
Статуя «Дорифор» полна спокойной уверенности, гармония линий, уравновешенность частей олицетворяют могущество физической силы. Широкие плечи почти равны высоте туловища, половина высоты тела приходится на лонное сращение, высота головы 8 раз укладывается в высоте тела, а золотой пропорции отвечает положение пупка Дорифор
на теле атлета.
Ещё одна работа, в которой прослеживаются пропорции золотого сечения – статуя из белоснежного мрамора Афродиты (Венеры) Милосской. Автор этого изваяния
Афродита Милосская Агесандр или Александр (точно неизвестно) жил в конце III или в начале II века до н.э. Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, - такой изобразил скульптор Афродиту - богиню
любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна. В настоящий момент статуя хранится в Париже, в музее Лувра, в отдельном зале, как одно из самых больших сокровищ этого музея.
|
|
Скульптурные творения греческих мастеров Фидия, Политекта, Мирона, Праксителя по праву считаются эталонами красоты человеческого тела. Оценивая фигуру того или иного человека, мы невольно сравниваем её с этими признанными эталонами.