Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста

Многолетний опыт обучения будущих журналистов работе в аналитических жанрах показал, что к самым распространенным ошибкам относятся нарушения логических связей при построении концепции произведения.
Вопрос, на который предполагает ответить автор, нередко ставится "не по теме" (или со значительным отклонением от темы, заявленной в начале текста). Идея не оказывается ответом на поставленный вопрос; связь идеи с проблемой может потеряться просто потому, что автора отвлекла яркая деталь, случайная ассоциация и т.п. При этом самому автору текст представляется вполне логичным, если он строит изложение по этапам сбора материала либо следует рассуждениям людей, от которых получал информацию. Автору бывает трудно выделить в собственном произведении основные элементы содержания - тему, проблему, идею, а формулировка концепции ищется в таком случае в последних абзацах текста. Но конечный вывод не всегда вытекает из того, что журналист написал выше.....
Задача заключается в том, чтобы, не пересказывая все произведение, быстро и ясно показать автору, что он на самом деле сказал, - и помочь увидеть это глазами читателя.
Читатель воспринимает журналистское произведение, интуитивно подчиняясь всеобщему закону гармонии, согласно которому наиболее важные смысловые элементы концепции располагаются по правилу золотого сечения. Для этого читателю не требуются никакие измерения, не нужно ничего знать о секретах "прекрасных пропорций" 3:2 или 5:3. Образное выражение "воспринимать сердцем" обретает почти буквальный смысл, если, вытянув текст в одну колонку, представить его длину как рост человека и провести линию через сердце: это и есть линия золотого сечения. На этом месте обычно заканчивается описание ситуации (введение читателя в тему) и обозначается проблема произведения. На таком же расстоянии от конца текста всегда высказывается идея - истинная мысль автора, которая далее может быть развита, аргументирована, а может быть и подменена заранее заданным, "нужным" выводом.
Если даже тема не определилась в первой трети текста или проблему автор сформулировал еще в заголовке, или главную мысль высказал в самом начале, - все равно опорные точки концепции окажутся на "золотых" местах, только главный вопрос и ответ на него прозвучат на этот раз в другой форме.
Чтобы увидеть, как представлена читателю проблема, нужно просто на глаз отмерить треть текста и прочитать 1-2 предшествующих абзаца. Здесь, как правило, оказывается либо слово "но", "однако", "хотя" - проблема может быть обозначена через конфликт, через сопоставление двух противоположных фактов или утверждений. Здесь - место главного вопроса, отсюда видно, как он связан с темой.
На таком же расстоянии от конца текста (1/3, 2/5 плюс-минус абзац) - вторая линия золотого сечения. Здесь автор выразил свою главную мысль, но не обязательно в виде рационального высказывания: возможно, через значимую деталь, реплику из диалога... В заключительных строках текста идея обычно повторяется - либо в более четкой формулировке, либо в образной форме. Именно поэтому при сокращении последних абзацев (что случается очень часто) страдает композиция, но текст не обессмысливается.
Таким образом, при редактировании своего или чужого текста, заглянув предварительно в места золотого сечения, можно сразу "схватить" концепцию произведения, оценить ее логичность и далее, читая весь текст, следить уже за тем, как концепция будет развернута.


80.Аудиовизуальные средства создания образа в экранной публицистике.

Телевидение и кино говорят на одном аудиовизуальном языке. Язык – это средство передачи информации. Одни языки, склонны к абстрактному, другие сохраняют изобразительность (китайский). Например, слово «хорошо» на китайском представляет собой картинку на которой изображена мать, ведущая ребенка к солнцу. Китайское «хорошо» заданно, это счастливая жизнь именно в таком виде. Киноязык возвращает языку конкретику с помощью визуального воплощения. Минусы: он навязывает образ, унифицирует восприятие, не дает поле для фантазий. Так часто экранизация книги вызывает у нас разочарование, потому что каждый видит визуализацию образа по-своему. Кино родилось немым (великий немой относится к кинематографу). Первые режиссеры пытались уйти от эффекта однозначного восприятия. Оно воспринималось как развлечение или аттракцион, в отличие от радио, которое сразу стало инструментом воздействия. Например, голова человека, показанная крупным планом воспринималась как отрезанная при показе первых фильмов у нас в России на ярмарке в Нижнем Новгороде в 1896 г.
Язык (совокупность технических приемов и изобразительно-выразительных средств, с помощью которых творец воплощает свой замысел.
Монтаж – (montage - по-французски "сборка", "подбор") расстановка кадров в определенном порядке. Фильм – это целлулоидная лента, состоящая из кадриков. Кино – это 24 кадра, которые протаскиваются через кинопроекционный аппарат в секунду за счет чего получается эффект движения.
Кадр. (Изображение части пространства, заключенного в рамку экрана, видимое в каждый момент, называется кадром. Одно изображение в рамке – это кадрик (кадр состоит из определенного количества моментальных фотографий, каждая из них называется кадриком. Кадр- это то, что снято одним взглядом камеры. Кадр связан с пространством и со временем. Кадрик существует в пространстве.
План - масштаб изображения, содержащегося в кадре. Понятие «план» выражает степень крупности изображаемой фигуры или предмета, зависит от дистанции между камерой и снимаемой фигурой и от фокусного расстояния объектива. Виды: общий план. Такая крупность позволяет видеть в целом пространстве. Его антипод – макроплан, план-деталь, крупный план. Существует также средний план, поясной портрет. (Общеупотребительное деление планов на три вида: общий, средний и крупный. У кинематографистов принято более дробное деление: дальний план, общи план, средний план, поясной план, крупный план, микроплан.
Технический монтаж экономит время, это тезисный план, он не изменяет логику и последовательность действия.
Творческий монтаж. Основоположники монтажа: Кулешов, Пудовкин, Эйзенштейн. Классический пример такого монтажа: два куска пленки, отснятые в разных местах и в разное время. На одной ребенок, который куда-то смотрит, на другой человек, который ест бутерброд. После того, как эти два сюжета были объединены, получилась следующая ситуация: человек ест бутерброд на глазах голодного ребенка. В результате творческого монтажа с произведением появляется третий смысл, которые не несут два сюжета по отдельности
Контрапункт – подтекст, отсылка к другому. Момент, когда рождается третий смысл в результате монтажа. Монтаж пришел из кинематографа. Теоретиком монтажа является Эйзенштейн. Сегодня монтаж используют и дизайнеры. Он лежит в основе восприятия мира. Мы не можем видеть все сразу. Изучая теорию монтажа на примере кинематографа можно понять алгоритм творчества.

By Volkova: Это язык экрана, кадр, монтаж, план (крупный, сред, наезд и тд). Элементы изображения- средства создания образа. Спецэффекты, шум, синхрон. Еще один инструмент – контрапункт- создание 3-его образа (сумма изображения и звука рождает этот 3 образ). Надо привести пример, можно из фильма или передачи. Волкова еще на лекции рассказывала пример, как в одно кадре мальчик бежит, а в другом кадре человек ест бутерброд, и потом эти 2 кадра если совместить, получится 3-ий смысл. Вобщем, музыка,например, играет одна, а изображение под музыку вообще не подходит, зато рождается 3-ий смысл).


81.Основные подходы к классификации телепрограмм. Практическое значение классификаций.

Основные подходы классифик. программ:

1. Адресные- (кому адресованы).

2. Функциональные (в зависимости от цели, это информ, развлекат, обучающ., воспитывающ. Цели)

3. Содержательный подоход (о чем программа, на каком канале, еще можно рассказать про концепцию канала).

4. Подход по жанрам: для кого, чего, как и о чем.

Наприм, новости: жанр новостей. Есть новости для детей, есть «другие новости». Но один жанр - новостной.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: