Международно-правовые формы сотрудничества государств по пресечению контрабанды в мировой торговле

Контрабанда как вид преступной деятельности международного характера известна с давних пор. По своему объективному признаку она посягает на порядок в области внешней торговли, наносит ущерб прогрессивному развитию экономических отношений между государствами и нарушает их государственный и экономический суверенитет.

В силу того, что она подрывает экономическую основу государства, контрабанда является наиболее опасной из всех видов таможенных правонарушений. Поэтому хотелось бы особенно подробно остановиться на правовом анализе именно этого вида таможенных правонарушений.

Общим для всех правонарушений, наносящих ущерб международному экономическому и социально-культурному развитию, в том числе и контрабанды, является объект их посягательства — государственные интересы. В силу общей заинтересованности государств в борьбе с контрабандой она становится объектом их международного сотрудничества.

Есть лишь случаи закрепления в международных документах некоторых отдельных понятий, относящихся к тому или иному виду контрабанды. В частности, понятие «военная контрабанда», которое дано в Декларации о морской войне от 4 (16) апреля 1856 г.* и Декларации о праве морской войны от 26 (13) февраля 1909 г.** в свете указанных деклараций в понятие «военная контрабанда» входят материалы и предметы, которые не только могут служить военным целям, но и такие материалы и предметы, которые сами по себе могут одинаково служить как для мирных, так и для военных целей, если в каждом отдельном случае может быть доказано, что эти предметы и материалы, непосредственно или после предварительной обработки, предназначены служить целям нападения или обороны.

* См.: Мартенс Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными державами. СПб., 1909. Т. XII. С. 332—333.

** См.: Международное право в избранных документах. М., 1957. Т. III. С. 151-161.

В Декларации о праве морской войны наряду с понятием военной контрабанды впервые была закреплена существовавшая до этого международная практика деления военной контрабанды на абсолютную и условную. Так, в соответствии со ст. XXII Декларации: «Почитаются, по праву, военной контрабандой нижеследующие предметы и материалы, именуемые контрабандой абсолютной:

1. Всякого рода оружие, включая и охотничье, а также и отдельные принадлежащие к нему части.

2. Снаряды, заряды и патроны всякого рода и отдельные принадлежащие к ним части.

3. Порох и взрывчатые вещества, специально употребляемые на войне.

4. Пушечные станки, ящики, передки, фургоны, полевые кузницы и отдельные принадлежащие к ним части.

5. Предметы, специально относящиеся к военному обмундированию и снаряжению.

6. Специально военная упряжь всякого рода.

7. Верховые, обозные и вьючные животные, могущие служить для войны.

8. Предметы лагерного снаряжения и отдельные принадлежащие к ним части.

9. Брони.

10. Военные суда, шлюпки и отдельные части, по своим особенностям не могущие быть использованы иначе, как на военном судне.

11. Инструменты и приборы, исключительно предназначенные для изготовления боевых припасов, для выделки и починки оружия и предметов военного снаряжения, сухопутного или морского».

Контрабандой условной в свете ст. XXV Декларации считаются съестные припасы, подвижной состав железных дорог и т.д.; другие предметы и материалы, служащие как военным, так и мирным целям, которые могут быть дополнены к списку условной контрабанды путем особого объявления. Процедура особого объявления закрепляется в ст. ст. XXV и XXVI.

В соответствии с нормами современного международного права понятие военной контрабанды значительно расширено. Так, «нейтральные государства не имеют права предоставлять воюющим государствам суда, вооружение и т.д. Предметы и материалы, которые служат военным целям или могут быть использованы для таких целей и перевозятся на торговых судах нейтральных стран, являются военной контрабандой и в связи с этим могут быть конфискованы воюющими государствами»*.

* Международное право. М., 1982. С. 513.

Таким образом, несмотря на то, что контрабанда как вид правонарушения международного характера известна с давних пор, тем не менее ее определение закрепляется в основном в национальном праве государств.

Например, в Российском государстве закрепление в национальном законодательстве определения контрабанды и осуществление мероприятий по борьбе с ней берет свое начало уже с первых лет существования самого государства. Так, еще весной 1918 г. российская власть приступила к восстановлению охраны государственных границ, к воссозданию таможенных учреждений.

14 мая 1920 г. подписано Постановление Совета Труда и Обороны «О борьбе с контрабандой в торговле»*, 4 декабря 1920 г. — Декрет об утверждении «Временных правил ввоза из-за границы и обратного вывоза за границу иностранных товаров»**. Декрет установил, что товары, ввозимые с отступлением от указанного порядка, «считаются контрабандными и конфискуются таможенными учреждениями».

* СУ 1920, № 43. С. 196.

** СУ 1920, № 93. С. 510.

В соответствии со ст. 100 Таможенного кодекса СССР 1964 г. контрабандой признается:

а) незаконное перемещение через государственную границу СССР грузов (товаров, ценностей и иных предметов), то есть перемещение грузов помимо таможенных учреждений с нарушением требований настоящего Кодекса или с сокрытием от таможенного контроля, а также хранение, перемещение, продажа и покупка таких грузов на территории СССР;

б) хранение иностранных грузов в количестве, превышающем для собственного потребления норму, если хранителями или собственниками этих грузов не будет доказано законное получение их;

в) ввоз или получение из-за границы грузов, хотя бы при наличии установленных разрешений и с уплатой пошлины, если ввоз или получение этих грузов связаны с незаконным вывозом, переводом или пересылкой за границу валюты СССР, валютных ценностей, платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий;

г) незаконный вывоз, ввоз, пересылка и перевод за границу и из-за границы валюты СССР, валютных ценностей, платежных документов в рублях, приобретаемых за иностранную валюту без права обращения их в такую валюту, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий;

д) совершение всякого рода подготовительных действий к нарушениям, перечисленным в настоящей статье*.

* См.: Таможенный кодекс Союза ССР: Официальный текст. М., 1965. С. 25—27; Таможенный кодекс СССР: Официальный текст// Известия. 1991. 18 апреля.

В соответствии с Таможенным кодексом СССР 1991 г. под контрабандой понимается «перемещение предметов через таможенную границу СССР помимо или с сокрытием от таможенного контроля, совершенное в крупных размерах, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой, а равно такое перемещение наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов (кроме гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему) является и наказывается в соответствии с уголовным законодательством» (ст. 82)*.

* См.: Таможенный кодекс СССР 1991 г.

Однако определение контрабанды в национальном законодательстве различных государств не везде идентично. Тем не менее для всех национальных определений характерным является общий подход к пониманию контрабанды. Это — общее международное понимание контрабанды, которым государства руководствуются в их международном сотрудничестве по борьбе с ней, аналогичное пониманию контрабанды: всякое незаконное перемещение через таможенную границу товаров, ценностей, имущества и предметов помимо таможенного учреждения или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля*.

* Подробнее см.: Таможенный устав Союза ССР. М., 1925. С. 897.

Это понимание контрабанды легло в основу ее определения, сформулированного на XIII Конференции руководителей таможенных управлений социалистических стран 1971 г., а именно: «Контрабанда — незаконное перемещение через государственную границу грузов (товаров, ценностей и других предметов) либо иные действия, направленные против таможенно-валютных предписаний, за которые предусматриваются санкции согласно правовым нормам соответствующей страны»*. Конвенцией об административном содействии по предупреждению, обнаружению и пресечению таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г., заключенной в Найроби и вступившей в силу 21 мая 1980 г., контрабанда определяется как таможенный обман, состоящий в провозе без оплаты на ту сторону любым средством товаров через государственную границу**.

* Угаров Б.М. Международная борьба с контрабандой. М., 1981. С. 83

** См.: Сборник договоров ООН. Вып. 1226. 1981. С. 129.

По методам и характеру совершения таможенного правонарушения контрабанда ничем не отличается от других подобных таможенных правонарушений. Однако с точки зрения объектов контрабанды и ее аспектов можно с уверенностью сказать, что это один из сложнейших видов таможенных правонарушений. Возьмем, к примеру, один и тот же вид контрабанды, совершаемый, допустим, в каком-либо морском или речном открытом порту. Только для него уже характерны три аспекта:

1) профессиональная контрабанда (ею, как правило, занимаются опытные члены экипажей систематически и с использованием специальных судов);

2) контрабанда любительского характера, которой периодически занимаются отдельные члены экипажей плавающих объектов с целью незаконной перевозки товаров, валюты и валютных ценностей через таможенную границу и в больших размерах;

3) разовая контрабанда, осуществляемая пассажирами.

Если рассматривать таможенное правонарушение контрабанды с точки зрения ее объектов, то сложность квалификации контрабанды еще более усугубляется. Эти объекты чрезвычайно разнообразны. Среди них по объему главенствующее место по-прежнему занимают такие традиционные объекты контрабанды, как наркотики, валюта и валютные ценности. Достаточно полно рассматриваются нормы о контрабанде и других правонарушениях в таможенном кодексе Российской Федерации 1993 г. Так, ст. 219 понятие контрабанды определяется как «перемещение через таможенную границу Российской Федерации помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием» ряда объектов. К таковым кодекс относит: наркотики, яды, отравляющие и радиоактивные, взрывчатые и тому подобные вещества, вооружения, взрывные устройства, огнестрельное оружие, кроме охотничьего, боеприпасы к нему и патроны. Это также оружие массового уничтожения, материалы и оборудование для его создания, стратегически важные сырьевые материалы, предметы художественного, исторического, археологического достояния. Все перечисленные объекты, если их перемещение имело место незаконно, дают состав контрабанды как уголовно наказуемого деяния. Кроме того, состав контрабанды, как отмечают О.Е. Зверев и В.Г. Храбсков, дает незаконное перемещение и других объектов, если имело место их перемещение «в крупных размерах» или с использованием служебного положения, или лицом, освобожденным от определенных форм таможенного контроля, или сами товары были освобождены от определенных форм таможенного контроля, либо группой лиц, организовавшихся для занятия контрабандой (Зверев О.Е., Храбсков В.Г. О таможенном кодексе Российской Федерации // Московский журнал международного права, 1994, № 1).

Контрабандой кодекс считает также невозвращение исторических, археологических и т.п. предметов, если их возврат является обязательным.

Кроме того, под понятие контрабанды подпадает и такое действие, как перемещение товаров и транспортных средств путем прорыва границы, то есть открытого перемещения вопреки запрету таможни — это новый вид таможенного, правонарушения, введенный кодексом 1993 г. Видимо, это сделано с учетом современной практики, когда действия преступников, в частности контрабандистов, отличаются особым цинизмом, например, по отношению к органам власти.

Другие поименные правонарушения были в основном достаточно известны и прежнему отечественному таможенному законодательству, хотя некоторые формулировки носили несколько иной характер и оттенок (Таможенный устав Союза ССР. М., 1925). Есть и новые (помимо отмеченных) положения, например, о стратегически важных сырьевых товарах.

Так, контрабанда наркотиками достигла в настоящее время чрезвычайно широкого размаха. В этой области действуют уже могущественные, организованные в преступные международные синдикаты торговцы наркотиками, вовлекающие в сети своего грязного бизнеса все новые и новые страны. Власти стран оказываются зачастую бессильными в борьбе с преступниками, располагающими самой современной техникой и оружием. Они располагают также разветвленной сетью сбыта товара, собственной службой безопасности, содержат целый штат сотрудников, занятых подслушиванием телефонных разговоров.

Если раньше существовал один так называемый Золотой треугольник, образованный границами Таиланда, Бирмы и Лаоса, в пределах которого производится большая часть коричневого героина, то, начиная с 1976 г. (по аналогии с Золотым треугольником), отмечается уже наличие двух Серебряных треугольников: первый образован границами Парагвая, Бразилии и Боливии; второй – границами Перу, Бразилии и Колумбии*.

* См.: За рубежом, 1976, 9-13 апреля. С. 21.

Большую опасность для подрыва экономической основы государств представляет контрабанда валютой и валютными ценностями. Так, бразильская газета «Трибуна да импренса» выступила с сенсационным разоблачением незаконной добычи и контрабандного вывоза из Амазонии за границу огромного количества золота, редких металлов, драгоценных камней. В бескрайней сельве насчитывается около 600 тайных аэродромов, с которых осуществляется контрабандный вывоз сокровищ. Было установлено, что украденного золота хватило бы, чтобы рассчитаться со всей внешней задолженностью*.

* См.: Правда, 1975, 29 марта. С. 5.

Значительных размеров достигла контрабанда оружием, слоновой костью, каучуком, ценными породами древесины, предметами искусства и старины.

Так, например, в Дели в столичном аэропорту Палам был задержан контрабандист, направляющийся в Лондон, в багаже которого были обнаружены рукописные документы эпохи Великих Моголов, за год до этого похищенные из библиотеки мусульманского университета в Алигархе и оценивающиеся в 700 тыс. рупий*. В 1975 г. в Республике Индия был принят закон, запрещающий вывозить из страны без соответствующего разрешения властей предметы искусства, которым более ста лет. Однако расхищения национального богатства, несмотря на строгие меры индийских властей, продолжаются**. По данным ЮНЕСКО, за последние десять лет из Республики Индия был осуществлен контрабандный вывоз за границу более 50 тыс. предметов, имеющих историческую ценность, в том числе: известные произведения искусства Гуптов (IV—VI вв.); антикварная бронзовая статуя Будды, относящаяся к XVIII в., и др. Как правило, произведения древнего искусства вывозятся в США или страны Западной Европы, где оседают в частных коллекциях. Иногда они появляются на аукционах Цюриха, Кельна или Лондона и продаются по баснословным ценам, но никогда не возвращаются на родину.

* См.: За рубежом, 1980, № 14. С. 23.

** См. там же, 1983, № 13. С. 23.

Однако наряду с предметами контрабанды, которые служат ее объектом уже не один десяток лет, в последние годы появляются все новые и новые объекты. Причем подчас самые непредсказуемые. Например, контрабанда ураном, редкими экзотическими животными и птицами, змеями и даже живыми слонами.

Такое разнообразие объектов контрабанды затрудняет не только сотрудничество государств по борьбе с ней, но и саму квалификацию этого вида таможенных правонарушений. Вот почему выработка и принятие государствами на многосторонней договорной основе общего определения контрабанды в настоящее время относится к одной из наиболее трудных и сложных проблем современного международного таможенного права.

Контрабандисты всегда учитывают «спрос» и конъюнктуру на те или иные товары, предметы и ценности. Корыстная цель, стремление извлечь выгоду из преступных операций — неотъемлемый состав контрабанды. Субъектами контрабанды являются физические или юридические лица, которые подлежат ответственности на основе норм как национального права, так и международных договоров.

В последние годы преступлениям контрабанды стали присущи новые черты: более распространенной становится организованная контрабанда, совершаемая большими группами; систематически появляются все новые и новые объекты контрабанды; руководство контрабандой осуществляют лица и целые подпольные синдикаты, внимательно следящие за экономическим положением в различных странах и регионах. Они стремятся нанести удары в уязвимые места экономического развития. Например, в соответствии с достигнутой договоренностью Таиланд, Малайзия и Индонезия принимают меры по пресечению контрабанды оловянной руды из этих стран в Сингапур. Хотя Сингапур не добывает олова, он экспортировал в 1983 г. этого металла почти в три раза больше, чем в предыдущем году. Половина проданного олова изготовлена из контрабандной руды. По словам председателя комитета» по борьбе с контрабандой оловянной руды Таиланда, 70% таиландской руды незаконно вывозится в Сингапур*.

* См.: Калинин В. Борьба с контрабандой / Правда, 1984, 18 апреля. С. 5.

В настоящее время уже сложились определенные направления и формы международного сотрудничества в борьбе с контрабандой*. Это целая система международной деятельности в области предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.

* См.: Бородин С.В., Ляхов Н.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовными преступлениями. М., 1983. С. 24.

В 1984 г. в Венгрии была обнаружена и обезврежена международная шайка из граждан ФРГ, входящих в агентурную сеть, организованную ими в ФРГ, Нидерландах, Австрии, Венгрии и Румынии. Основным профилем шайки явилась нелегальная переправа людей через границу, но наряду с этим она занималась и контрабандой товаров, противозаконными валютными сделками в крупных масштабах. В страны Центральной и Восточной Европы были ввезены, в первую очередь, дорогостоящие технические товары, например, видеомагнитофоны, фотокамеры, высококачественные радиоприемники и магнитофоны, которые реализовывались затем через организованные шайкой нелегальные каналы.

Заслуживает внимания, как писал К. Халас, то обстоятельство, что как основной метод преступниками применялась нелегальная переправа через границу людей и товаров, что является нарушением положений конвенции МДП*. Регулярно нарушалась целостность таможенных пломб и печатей, в грузовом отделении транспортных средств были скрыты люди и товары, затем таможенные пломбы и печати приводились в первоначальное состояние. Благодаря такой подделке водители грузовиков, работающие контрабандистами, могли пройти через обычный таможенный контроль и нелегально переместить через таможенную границу людей и товары.

* См.: Халас К. Грузовик с желтым брезентом // Социалистический таможенный контроль, 1985, № 4. С. 19.

В 1983 г. в г. Варна (Болгария) проходил первый международный семинар по борьбе с контрабандой, организованный болгарской таможенной администрацией и Советом таможенного сотрудничества. Представители 37 государств и 4 международных организаций рассмотрели аспекты контрабанды и борьбы с ней. Состоялся широкий обмен мнениями, цель которого — развитие взаимных контактов стран-участниц семинара в разработке и использовании более эффективных способов международного таможенного сотрудничества в этой области*.

* См.: Международный семинар по борьбе с контрабандой // Софийские новости, 1983, 26 октября. С. 5.

В апреле 1983 г. Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии к Тихого океана (ЭСКАТО) совместно с ЮНКТАД провела мероприятия между государствами Азиатско-Тихоокеанского региона по борьбе с нарушениями таможенных правил я контрабандой, представляющими серьезную угрозу для экономической безопасности этих стран.

По результатам проведенных мероприятий был согласован проект многостороннего соглашения о взаимной административной помощи в целях предупреждения, расследования и пресечения таможенных, нарушений.

Проектом многостороннего соглашения унифицированы определения терминов «таможенное законодательство», «таможенные нарушения», «таможенное мошенничество», «контрабанда», «импортные» и «экспортные» пошлины и др. Ст. ст. 2—4 определена сфера применения многостороннего соглашения и общие положения о взаимной помощи*; информации при обложении импортными и экспортными пошлинами, а также при расследовании таможенных нарушений; ст. 10 — форма информации, представляющей международный интерес в отношении лиц (физических и юридических), методов контрабанды и других видов таможенного мошенничества, перевозок, используемых при контрабанде, и др.; ст. 15 — контакты и встречи, а также подготовка кадров для таможенных учреждений.

* Doc. OON. TRADE (FAACFS), 1983, 28 march. P. 2, 3.

Деятельность преступных организаций, которые получают незаконные прибыли, осуществляя контрабандный провоз людей и пренебрегая достоинством и жизнью мигрантов, ведет к осложнению растущей международной миграции. Международные преступные группировки в целях извлечения колоссальных прибылей нередко склоняют различными путями частных лиц к незаконной миграции и используют поступления от контрабандного провоза людей для финансирования другой преступной деятельности, нанося тем самым серьезный ущерб государствам.

В соответствующих международных соглашениях и конвенциях, исключая Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1960 г. и Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974г. и Протокол к ней 1978 г., в которых установлены конкретные требования к безопасности определенных пассажирских судов, предусмотрено, что каждое государство-участник должно принимать необходимые меры к тому, чтобы ни одно судно, охватываемое конвенциями и идущее под его флагом, не могло перевозить пассажиров на международных рейсах, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным конвенциями, и предусмотрено, чтобы каждое государство порта, являющееся участником конвенции, запрещало пассажирскому судну под иностранным флагом выход из порта, когда состояние судна и его оборудование не соответствуют конвенциям. Одновременно обязательства государств — участников дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., касаются принятия необходимых законодательных мер по осуществлению полной отмены или упразднению практики долговой кабалы*.

* См.: Сборник международных договоров ООН. Т. 266, № 3822.

К контрабандному провозу иностранцев могут быть причастны преступные элементы во многих государствах, включая государство или государства, где был разработан план контрабандного провоза, государство, гражданами которого являются эти иностранцы, государство, где были подготовлены транспортные средства, государство флага любых морских и воздушных судов, перевозящих иностранцев, государства, через которые иностранцы проезжают транзитом к месту назначения или в целях репатриации, и государства назначения.

Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции «Предупреждение контрабандного провоза иностранцев» № 48/102 от 8 марта 1994 г. призывает государства предпринять соответствующие шаги, чтобы пресечь деятельность лиц, осуществляющих контрабандный провоз иностранцев, и заявляет о необходимости в полной мере соблюдать международное и внутригосударственное право, когда речь идет о контрабандном провозе иностранцев*.

* Док. ООН. А/Рез. 48/102. С. 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: