Формирование инвестиционной политики лесного сектора

Важным рычагом воздействия на деятельность субъектов хозяйствования является инвестиционная политика. Термин «политика» выражает совокупность целей и задач стратегического и тактического характера, а также механизма их реализации в какой либо сфере деятельности.

Анализ показал, что в экономической литературе сущность инвестиционной политики слабо освещена и в научном плане должным образом не проработана. С момента перехода России на новые экономические взаимоотношения государство до сих пор так и не выработало адекватной инвестиционной политики, она отсутствует и в большинстве субъектов Российской Федерации, что отрицательно сказывается на инвестиционной деятельности. Несмотря на социально-экономическую и экологическую значимость лесного сектора на сегодняшний день в этой области не существует проработанной государственной политики.

Пожалуй, ни одна отрасль российской экономики не имеет сейчас столь широкого круга острых проблем, как лесной сектор. В принципе болевые точки отечественного лесного сектора хорошо известны и уже несколько лет обсуждаются и в правительстве, и в деловых кругах. Однако серьезных изменений к лучшему так и не произошло. Напротив, ситуация имеет тенденцию к ухудшению. В 2003 г. лесной сектор стал демонстрировать явные признаки стагнации.

Суть вопроса не в том, что стоящие перед лесным сектором трудности непреодолимы или сил, прилагаемых для их решения, недостаточно. Дело в том, что проблемы, стоящие перед лесным сектором, тесно взаимосвязаны, а их масштаб требует системного подхода к решению на государственном уровне. Лесному сектору как никогда ранее необходима политика, отражающая стратегию государства в отрасли. Причем основанная на истинных интересах страны, а не на тактических задачах в рамках текущего курса правительства.

Только после того, как государство сформулирует предельно ясную позицию по принципиальным вопросам, можно переходить к решению важнейших, но все же более локальных задач: к разработке конкретных мер по улучшению лесопользования, формированию таможенной политики, налоговому стимулированию. В противном случае, российский лесной сектор будет лишен базы для долговременного развития.

Эталоном организации лесного сектора в мире заслуженно считаются скандинавские страны. Своим успехом лесопромышленники из Финляндии и Швеции во многом обязаны тому, что правительства этих стран в свое время сформулировали основные положения национальной политики в лесном секторе. Если подобная база будет заложена и в России, российский лесной сектор, учитывая его гигантский потенциал, может добиться в долгосрочной перспективе и более впечатляющих результатов.

Лесной сектор имеет ряд специфических особенностей –возобновляемость и относительная низкая стоимость сырьевых ресурсов, экспортная ориентация, востребованность продукции во всех сферах жизнедеятельности: в здравоохранении, сельском хозяйстве, транспорте, связи, образовании, которые, с одной стороны, наделяют его конкурентными преимуществами. С другой стороны, ряд специфических проблем, например, ярко выраженный сезонный характер производства, неоднородность условий работы в зависимости от географического расположения, состояния и породного состава лесного фонда, труднодоступность освоения новых лесосырьевых баз и др., требует неординарных подходов для их разрешения.

Преодоление препятствий, мешающих развитию лесного сектора России, повышение его конкурентоспособности и выход на передовые позиции мирового лесного рынка возможны только на основе разработки единой комплексной лесной политики, включающей меры по совершенствованию экономической, инвестиционной, структурной, внешнеторговой, социально-экологической составляющих.

Одной из целей лесной политики является повышение экономической эффективности всего лесного сектора страны, учитывая международные требования устойчивого управления лесами. Лесная политика должна иметь системный, комплексный характер и учитывать интересы всех отраслей лесного сектора. Обязательным требованием лесной политики является ее социально-экономическая направленность, обеспечивающая увеличение занятости в лесном секторе и сохранение окружающей среды.

В 2002 году предприятиями лесной промышленности произведено продукции на сумму около 295 млрд. р. (9,4 млрд. долл.), что эквивалентно выручке всего лишь одной компании, занимающей 9-10 позицию в рейтинге 100 крупнейших мировых лесопромышленных корпораций, составленном PricewaterhouseCoopers. Доля отрасли в общем объеме промышленного производства составила 4,3% (рис. 3.1) По сравнению со странами, обладающими развитым лесным комплексом, этот показатель весьма низок. Так, в Финляндии на лесной сектор приходится около 20% добавленной стоимости в промышленности, а в Канаде – примерно 12% отгруженной промышленной продукции. Главная причина такого отставания кроется в преобладании в структуре производства продукции с низким уровнем переработки. Так, по оценкам специалистов, уровень добавленной стоимости на кубометр продукции лесного сектора составляет в среднем 45 долл., что более чем в 10 раз ниже, чем в Финляндии (480 долл.). Для производства продукции глубокой степени переработки используется около 20% древесины, в то время как в странах с развитой лесобумажной отраслью этот показатель доходит до 85%.

Р и с у н о к 3. 1

Структура российского промышленного производства по отраслям промышленности в 2002 г., %


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: