Основные характеристики соглашений

Тип соглашения Основная норма поведения Предметный мир Источник информации Вектор времени Пример сферы деятельности
Рыночное Максимизация индивидом по­лезности через удовлетво­рение потребностей других индивидов Товары и деньги Цены Ориентация на настоящее Классический рынок
Индустри- альное Обеспечение непрерывности производственного процесса, подчинение взаимодействия между людьми требованиям технологии Технологи­ческое оборудование Стандарты Сделки являются проекцией будущего на настоящее (планирование) Военно-промышленный комплекс
Традиционное Обеспечение воспроизводства традиций; принцип старшинства Предметы старины Обычаи, традиции Сделки явля­ются проекцией прошлого Семья
Гражданское Подчинение индивидуальных интересов коллективным, ориентиром во взаимодействиях служит оптимум по Парето Общественные блага Закон Ориентация на настоящее Политическая сфера
Общественное мнение Достижение известности, прив­лечение общественного внимания Предметы престижа Слухи Ориентация на настоящее Средства массовой информации
Творческая деятельность Достижение неповторимого результата, у которого отсутствуют аналоги Изобретения Озарение Дискретное время Творческая деятельность
Экологи- ческое Обеспечение гармонии с природой, подчинение взаимодействий людей требованиям экологии Природные объекты Информация о состоянии окружающей среды Цикличность времени: природные циклы Природо­охранная деятельность

Касание – такое соотношение соглашений, когда одно и то же взаимодействие может быть осуществлено на основе взаимо­исключающих норм. Классическим примером является сдача крови, впервые исследованная под данным углом зрения К. Эрроу. Кровь обычно сдают либо за деньги (рыночное соглашение), либо бесплатно, из соображений солидарности (гражданское). Эта коллизия обусловливает высокую степень неопреде­ленности во взаимоотношениях индивидов по поводу сдачи крови.

Компромисс – соотношение соглашений, при котором появ­ляются синтетические нормы, снимающие противоречие между требованиями различных соглашений. Например, любая реклам­ная кампания предполагает нахождение компромисса между требованиями рыночного соглашения и соглашения об общест­венном мнении.

Таким образом, по мнению сторонников экономики соглашений, нормы следует рассматривать скорее как предпосылки рационального выбора и его результат. Иными словами, рациональный выбор может быть осу­ществлен лишь в рамках определенной нормативной среды, а при ее отсутствии самые простейшие рыночные трансакции становятся невозможными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: