double arrow

Виды контрактов и механизмы управления трансакциями

Частота сделок Специфичность ресурсов
общего назначения малоспецифические идиосинкразические
Единичные Классический (управление посредством механизма цен) Неоклассиче­ский (трехсто­ронняя структура управления) Неоклассический/­отношенческий (двусторонняя структура управления)
Спорадические Классический (управление посредством механизма цен) Неоклассич­е­ский (трехсторонняя структура управления) Неоклассический/­отношенческий (двусторонняя структура­ управления)
Регулярные (непрерывные) Классический (управление посредством механизма цен) Отношенческий (двусторонняя структура управления) Отношенческий (односторонняя структура­ управления)

Если активы малоспецифические или идиосинкразические, а частота сделок – единичная или спорадическая, более эффективными оказываются неоклассические контракты, обеспечивающие гибкость взаимодействия и адаптацию к изменениям среды при сохранении автономности агентов. Однако требуется трехсторонняя структура управления, для разрешения конфликтов нужна третья сторона, а именно арбитражные или специализированные суды.

Проблема существенно меняется, когда рассматриваются трансакционно-специфические инвестиции, а взаимодействие осуществляется на регулярно повторяющейся основе. В таких случаях отношенческий контракт более уместен. О. Уильямсон говорит о двух организационных формах: двустороннем управлении и объединенном управлении (или односторонней структуре управления). Двустороннее управление означает, что стороны остаются формально самостоятельными, хотя механизм цен дополняется объемами и графиками поставки, т.е. долгосрочными двусторонними контрактами. При одностороннем управлении рыночные трансакции превращаются во внутрифирменные, происходит вертикальная интеграция вперед и/или назад. В обоих случаях имеет место фундаментальная трансформация и частный порядок улаживания конфликтов. Заключающие контракт ограниченно рациональные стороны обсуждают вопросы и соглашаются на подходящие организационные средства для своих взаимоотношений.

Гипотеза состоит в том, что стороны будут формулировать контрактную конституцию таким образом, чтобы минимизировать издержки адаптации к постоянно изменяющимся условиям экономической среды. Цель заключается в том, чтобы найти эффективную конституцию для отношенческого контракта, которая предполагает достижение желаемого результата с минимально возможными общими трансформационными и трансакционными издержками. По словам О. Уильямсона, необходимо организовать трансакции так, чтобы сэкономить на ограниченной рациональности и одновременно защититься от оппортунизма. Таким образом, вертикальная интеграция (посредством поглощения, слияния, создания собственного производства с нуля) рассматривается не только как стремление фирмы к максимизации экономической прибыли, но и как средство экономии на трансакционных издержках.

В. Голдберг в 1980 г. писал «Модель отношенческого обмена уделяет внимание множеству фирм, часто рассматриваемых в стандартной микроэкономике. Она также предполагает, что во многих контекстах значение вопроса статической оптимальности, с которым экономисты обычно имеют дело, было переоценено. Стороны будут готовы абсорбировать большое количество очевидной статической неэффективности в преследовании своих отношенческих целей»15. Главная идея приведенной цитаты заключается в том, что теория неполных контрактов и отношенческого обмена отвергает любую модель, основанную на статической определенности, и связана с оптимизацией во времени. В аналитическом плане это изменение плодотворно, но многие экономисты предлагают более точно сформулировать проблему оптимизации. Когда рассматривается поведение фирмы, возможно, недостаточно сказать, что цель состоит просто в минимизации суммы производственных и трансакционных издержек. Предполагается ли, что эта процедура ведет к максимизации прибыли? Или, если цель фирмы состоит не в максимизации прибыли, то тогда в чем? По сути дела, должно быть выяснено: есть ли у фирмы постоянная, хорошо определенная целевая функция.


В современных условиях деловые фирмы часто имеют сложные структуры и практически стремятся к разделению дохода и прав контроля в организации среди множества разных людей. Поэтому действия фирм при прочих равных условиях зависят от того, какие индивиды принимают решения в фирме, каковы персональные задачи и планируемые горизонты этих индивидов, как поведение принимающих решение людей контролируется другими заинтересованными сторонами в организации и т.д., а также каковы факторы, влияющие на вознаграждения, предназначенные для различных членов фирмы. Действительно, внутренняя организация фирмы влияет на распределение выгод и поэтому на индивидуальное поведение. При определенных структурах прав собственности проводимая политика может и не быть направленной на минимизацию суммы производственных и трансакционных издержек фирмы. Более того, в мире с асимметричной информацией, большой неопределенностью и частыми экзогенными шоками для предупреждения отклонений от строгой минимизации издержек нельзя полагаться на действие совершенной конкуренции. Поэтому высказывается мнение, что для лучшего понимания факторов, формирующих институциональные соглашения, в том числе контрактные, необходимо обратить внимание на другие аспекты, а не только на трансакционные издержки и атрибуты трансакций. В этом, возможно, будет состоять совершенствование институциональной экономической теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: