Трансационные издержки

В современном мире очень немногие предпочитают существовать изолированно, подобно Робинзону Крузо. Большинство людей живет в обществе, в котором процесс взаимодействия происходит

постоянно и вызывает определенные затраты ресурсов, именуемые трансакционными издержками или издержками взаимодействия. Этот феномен, открытый в 1937 году американским экономистом

Рональдом Коузом, сопровождает любую экономическую активность субъектов.

Он проявляется в

любой трансакции подобно тому, как в работающих машинах и механизмах неизбежно возникает трение.

Сразу отметим, что данная категория – одна из самых сложных в экономической теории, и она, безусловно, шире, чем просто разновидность производственных затрат предприятия.

Это целое явление экономической жизни, которое, как и трение, встречается повсеместно и определяет сущность и формы протекания многих других процессов и явлений.

Мы не случайно в самом начале сказали, что«трение» сопровождает любую экономическую активность субъектов.

С трансакционными издержками сталкиваются и фирмы, и домохозяйства, и государство. В какой роли не выступал бы субъект: в

качестве продавца, потребителя, налогоплательщика или чиновника, ему не избежать затрат ресурсов, связанных с поиском информации, контролем, выбором и принятием решений.

Итак, под трансакционными издержками понимаются затраты взаимодействия субъектов экономики. Этот вид издержек включает любые необходимые затраты ресурсов, которые не направлены непосредственно на производство экономических благ, но обеспечивают

успешную реализацию данного процесса.

Именно из-за этой «обеспечивающей» роли трансакционные издержки часто сравнивают с затратами энергии на преодоление трения в

механических системах.

Наиболее удачные определения трансакционных затрат предлагают

нобелевские лауреаты, американцы Дуглас Норт и Кеннет Эрроу. Д. Норт трактует издержки трансакций как «состоящие из затрат по оценке полезных свойств объекта обмена, по разграничению прав и принуждению к их соблюдению». К. Эрроу приводит расширенный вариант трактовки: «затраты

на управление экономической системой».

Во всей массе «экономического трения» самый большой и самый важный блок трансакционных издержек – издержки, сопровождающие деятельность фирмы. С точки зрения предприятия, все его затраты можно поделить на две категории: трансформационные и транзакционные. Первые подробно

рассматриваются в учебниках по микроэкономике, где они именуются издержками производства.

Действительно, данная категория затрат связана непосредственно с изготовлением товара и

применяемой технологией производства.

Но в реальности фирмы сталкиваются и с транзакционными

издержками (как внутри компании, так и вне ее), которые зависят от числа трансакций и избранных форм взаимодействия

Любой менеджер-практик знает, что фирма тратит немалые ресурсы и усилия для оценки значимых параметров благ, контроля партнеров и принуждения к выполнению соглашений.

Поручительства, гарантии, торговые марки, затраты по сортировке и классификации, хронометраж рабочего времени, наем агентов, третейские разбирательства, посредничество и, конечно, целая система юридического

процесса – все это отражает всепроникающий характер «трения» в экономической системе.

Первые попытки измерения транзакционных издержек в масштабах национальной экономики, предпринятые в 1970 году, показали, что доля данных затрат в ВНП составляла 47 - 55%

В настоящий момент эта цифра, по некоторым оценкам,

превышает 60%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: