Понятие экономического института.Функции институтов 1 и 2 порядка

Институт - правила игры в обществе, дополненные механизмом принуждения к его исполнению.главную роль., которую играют институты в обществе, заключается в снижении неопределенности путем установления устойчивой (хотя……. И не обязательно эффект-й структуры взаимодействия между людьми. Институты – некие ограничительные рамки, которые люди построили. Чтобы не сталкиваться друг с другом, чтобы легче было проводить переговоры и достигать соглашения, чтобы упрощать путь к поставленной цели из т. А в т. В.институт подобен лабиринту. Институт ограничивает свободу выбора эк. агента, он навязывает…. модель поведения(законом или обычаем). Институты обучают эк субъектов на основе: собственного опыта, внешней информации(в т.ч при помощи спец. организаций). Институты не вечны, изменения м.б. эволюционными и революционными.

Функции 1 порядка характеризуют деятельность конкретных институтов.(координация, кооперация, перераспределение).Функции 2 порядка характеризуют институциональую среду в целом (рамочное регулирование,предсказуемость и стабильность, безопасность, минимазация затрат на сделки обучения).

Функции 2 порядка: 1. рамочное регулирование(снижение альтернатив, минимальные конфликты,и повышение эффективности координации.)2. обеспечение предсказуемости и стабильности(при следовании институту можно рассчитывать на определ. результат,оценивать затраты на его достижение.) 3. обеспечение свободы и безопасности(действуя в рамках института можно не бояться наказания со стороны закона или общественного мнения.) 4. минимазация затрат на совершение сделок(институты минимизируют усилия по поиску партнеров, помогают выполнению принятых обязательств.)5. передача знаний(в процессе формального или неформального обучения). Функции 1 порядка:

1) преодоление проблемы координации поведения. Проблема координации- выбор действий. Приводящих к единому равновесию из 2 потенциально возможных. Проблема м.б. решена только при руководствовании одним и тем же правилом(пример правостороннее или левостороннее движение).наличие признаваемых большинством правил игры позволяет взаимодействовать более эффективно. Даже в отсутствии коммуникативных связей. Итак: функция координации: институты создают информационную инфраструктуру и обеспечивают досуг к ней всех потенциальных участников отношений. Также институты – самоподдерживающиеся без системы принуждения (т.к. следование правил доминантная стратегия участников). Общие ментальные модели способствуют координации за счет формирования фокальных точек. Фокальная точка: контекстуальный намек, лежащий вне взаимодействия, но позволяющий участникам координировать свое поведение. Вариант поведения, спонтанно выбираемый всеми попадающими в данную ситуацию. Фок. Точка возможна только в рамках соц. однородных групп(в рамках одной культуры) т.к. требуют общих ассоциаций. Соглашения-механизмы решения проблем координации деятельности множества людей(при повторяющемся взаимодействии).

2) способствование кооперативному поведению. Решить проблему кооперации можно за счет принадлежности к конкретной группе. Правила «свой-чужой»(сетевые правила)(ограничивают круг общения). Почему правила этикета живучи. Несмотря на некоторую обраменяемость в следовании им?-дискриминационные барьеры для аутсайдеров,- предсказуемость поведения отдельного индивида и группы в целом. Проблема согласования личных и общественных интересов решается наличием правила: «надо вести себя кооперативно», нарушитель несет моральные издержки. Функция кооперации(контрактное право) –институты ограничивают эк. деятельность так чтобы избежать неэффективных результатов. Реальные институты, как правило, сочетают функции кооперации и координации.

3) решение проблемы распределения выгод и издержек. Институты позволяют распределять результаты между агентами, делить то, на что изначально ни у кого прав нет. Выработка общих правил (ассиметричночть распределения силы в конфликте) позволяет избежать издержек дележа. Функция дележа и распределения издержек и выгод- институты закрепляют равенство(или неравенство) между участниками отношений. возможно возникновение конкурирующих групп, одна из которых стремится сохранить этот институт, а другая- реформировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: