Введенский лейб-гвардии Семеновского полка собор ведет свою историю с 1718 года, когда Семеновский полк перевели из Москвы в Санкт-Петербург. Здесь в районе Синего моста через Мойку для семеновцев установили походную церковь-палатку в форме небольшого шатра. В ней находились иконостас из четырех отдельных рам, обтянутых белым атласом с позументами, железные паникадила и подсвечники.
В 1737 году в нее из московской церкви перенесли святыни полка «Спас Нерукотворный» и «Знамение Божией Матери». Эти иконы полку пожаловал сам Петром I в 1705 году, о чем напоминала выгравированная внизу каждого извода надпись: «Сей святый образ построен в дни благочестивыя державы при Царе Государе Петре Алексиевиче и при сыне его Государе Царевиче Алексии Петровиче всея России, а по обещанию полку Семеновскому, 1705 году». Вместе с семеновцами эти иконы участвовали в битвах при Полтаве и Лесной.
При императрице Анне Иоанновне полковая церковь располагалась на территории одного из дворов Большой Морской улицы.
В 1740-х годах началось обустройство Семеновской слободы. Она занимала довольно обширный участок Петербурга, ограниченный Звенигородской улицей, Загородным проспектом, Обводным каналом и Московским проспектом. Командовавший в ту пору Семеновским полком, герцог Антон Ульрих Брауншвейг-Люнебургский повелел
Устроить полковую церковь в центре слободы прежде, чем приступить к разбивке улиц. В 1741 году на месте пересечения место, современных Клинского проспекта и Можайской улицы, носивших ранее названия соответственно Средний проспект и 3-я рота Семеновской слободы, было огорожено и засеяно хлебом.
Для сооружения храма объявили подписку и в Санкт-Петербурге и в Москве. Средства поступали от частных жертвователей и от доходов с бань и полкового моста.
В начале 1745 года императрица Елизавета Петровна утвердила план новой деревянной церкви на каменном фундаменте во имя Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
1 июня 1745 года она был заложена в районе современного Клинского проспекта, между Можайской и Верейской улицами, а 20 ноября 1746 года освящена в присутствии императрицы Елизаветы Петровны.
В 1764 году при императрице Екатерине II в связи с активным строительством слободы здание церкви разобрали и с небольшими переделками вновь установили на Загородном проспекте, неподалеку от Семеновского плаца. Новую церковь увенчивал небольшой барабан, а с запада к ней примыкала двухъярусная колокольня со шпилем. В церкви увеличили число окон, устроили хоры и убрали высокое крыльцо. Она просуществовала до 1843 года.
Особенно торжественно в церкви проходил престольный праздник – 21 ноября/4 декабря, который одновременно считался и праздником полка. Накануне офицеры собирались во дворце у шефа полка, которым начиная с императрицы Анны Иоанновны, всегда были царствующие особы. В день праздника служили торжественную литургию в присутствии шефа полка – императрицы или императора. По окончанию богослужения офицеры приглашались на бал во дворец.
Семеновская слобода быстро обустраивалась. После церкви, в 1797–1800 годах здесь устроили казармы, гауптвахту, плац и лазарет. Архитектор Федор Иванович Демерцов, спроектировавший лазарет, планировал возведение большого купольного храма.
В 1836 году с началом прокладки Царскосельской железной дороги выяснилось, что стоящий на Загородном проспекте деревянный храм мешает работам. Чтобы устранить это недоразумение 31 января 1837 года император Николай I издал Высочайший рескрипт о строительстве новой полковой каменной церкви «в старинном русском стиле» на противоположной стороне Загородного проспекта близ госпиталя.
Проект составил Константин Андреевич Тон (1794–1881), крупный представитель «русско-византийского стиля» в архитектуре, известный масштабными проектами храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.
Средства на новый храм выделялись из императорской казны. Общая сумма составила 996019 рублей. Две трети из них были выплачены из Кабинета Его Величества.
22 августа 1837 года в присутствии великого князя Михаила Павловича и военного министра графа Александра Ивановича Чернышева была заложена новая каменная трехпридельная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм.
Своими формами, но в меньшем масштабе, петербургская Введенская церковь напоминал храм Христа Спасителя в Москве – величайшую святыню, мемориал победе в Отечественной войне 1812 года. Введенская церковь тоже представляла собой тип крестообразной в плане постройки. Ее основной массивный кубический объем завершался традиционными для русской архитектуры закомарами, и увенчивался пятиглавием – одной крупной главой в центре и четырьмя малыми по углам. Фасады украшали барельефы, выполненные скульпторами М. Г. Крыловым, А. И. Мануйловым, Н. А. Рамазановым и И. И. Реймерсом.
К осени 1839 года Введенский лейб-гвардии Семеновского полка храм был отстроен. Он расположился на Загородном проспекте между домами 45 и 47.
Его отделка продлилась до 21 ноября / 4 декабря 1842 года, когда в праздник Введения Пресвятой Богородицы во Храм обер-священник армии и флота В. И. Кутневич в присутствии императора Николая I произвел освящение.
Южный придел посвятили святому Александру Невскому, а северный – праведным Захарии и Елизавете.
Всеми работами заведовал К. А. Тон. Его помощниками были молодые архитекторы Николай Леонтьевич Бенуа, Александр Карлович Росси, сын знаменитого зодчего К. И. Росси, Федор Иванович Эппингер и Карл Карлович Мейснер. Строительную комиссию возглавил министр Императорского двора князь Петр Михайлович Волконский
Сохранилась акварель И. И. Шарлеманя, изображающая Введенскую церковь на фоне старого Царскосельского вокзала – небольшого здания с аркадой на фасаде, построенного тоже Константином Тоном для железной дороги Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск в 1849–1852 годах (Это здание не сохранилось, ныне на его месте Витебский вокзал).
Литография Ж. Жакотте по рисунку И. Шарлеманя. 1850-е гг.
Интерьер Введенской церкви отличался просторностью и гармоничностью оформления.
Все три иконостаса, трехъярусный в самом храме и одноярусные в пределах, были исполнены по рисунку К. А. Тона. Их вырезал из дерева мастер Иван Игумнов в мастерской Е. Скворцова. Столярные и позолотные работы произвели Николай Тарасов и Василий Бобков. Лепку интерьера исполнил крепостной мастер Федот Дылев.
Иконы написали академики живописи: П. В. Басин, В. К. Шебуев, Я. Ф. Яненко, Т. А. Нефф, А. К. Виги, Ф. П. Брюлло, роспись купола исполнили В. К. Сазонов, а парусов – А. Т. Марков.
Главный запрестольный образ «Снятие с креста» ‒ копия с полотна Даниила де Валтера, выполненная Гобель-Цеттелем, был доставлен в Введенский храм из Эрмитажа.
По сторонам от него находились полковые святыни семеновцев, принесенные из прежней деревянной церкви ‒ две иконы греческого письма 1705 года: «Спас Нерукотворный» и «Знамение Божией Матери».
Иконы центрального иконостаса – Спасителя и Божией Матери, Царских Врат и «Тайной вечери» – копию с Леонардо да Винчи – написал Т. А. Нефф; образа южных и северных дверей – Архистратига Михаила и Георгия Победоносца, поражающего змия, – А. К. Виги; храмовую икону «Введение Пресвятой Богородицы во храм» и соответствующую ей в иконостасе «Святую Троицу» в иконографическом варианте «Явления трех странников Аврааму» – П. В. Басин.
Иконы второго ряда тоже писали разные художники: «Рождество Божией Матери», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Вход в Иерусалим», «Успение», святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая и царицы Александры – тезоименитых святых императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, выполнил Ф. П. Брюлло; «Преображение», «Вознесение Господне» и образ над Царскими вратами «Воскресения Христова» – ректор Академии художеств В. К. Шебуев.
В. К. Шебуев. Воскресение Христово. 1841 г.
16 росписей в куполе: Христос Вседержитель, 12 апостолов и три святителя – написал А. К. Сазонов. Он же исполнил хоругви с изображениями Крещения и Воскресения Христова. На парусах вместо принятых евангелистов профессор А. Т. Марков изобразил святую Софию и ее дочерей: Веру, Надежду и Любовь.
В иконостасе южного придела святого Александра Невского большую часть образов составили изводы разного времени, перенесенные сюда из упраздненной церкви. Среди них «по достоинству письма» в источниках особо отмечены: местные образа Спасителя и Божией Матери на холсте, «Всех скорбящих радость» и «Святой Александр Невский», написанные на досках и украшенные серебряными вызолоченными окладами и ризами старинной работы. Также здесь в южных и северных дверях находились изображения Александра Невского и Первомученика Стефана кисти Ф. П. Брюлло, «Благовещение» и 4 евангелиста, тоже в драгоценных ризах – А. К. Сазонова.
В северном приделе праведных Захария и Елизаветы помещался монументальный тканный запрестольный образ «Рождество Христово», изготовленный на Императорской шпалерной фабрике и подаренный храму императором. Иконографически он представлял собой копию с картины «Ночь. Поклонение пастухов» Корреджо – любимого художника императора Николая I.
Местные иконы Спасителя, Богоматери и образа Захарии и Елизаветы на боковых дверях иконостаса написал А. Т. Марков. Они были украшены серебром усердием почетного гражданина Григория Петрова. Над дверями помещались иконы Святой княгини Ольги и равноапостольной Марии Магдалины, кисти Я. Ф. Яненко, а над царскими вратами ‒ «Тайная вечеря» кисти Парденана, доставленная в храм из Эрмитажа.
Против правого клироса находились две иконы греческого письма, крупного размера, в серебряных вызолоченныз окладах и ризах, перенесенные из упраздненной церкви: Иверская икона Божией Матери и Николая Чудотворца.
Известно, что позолота на всех иконах была выполнена в 1856 г. на пожертвования купца Сергея Одноушевского, бывшего церковного старосты.
Вкладом Семеновском полка стало крупноформатное Евангелие в серебряном золоченом окладе, украшенном в 1796 году драгоценными камнями. На верхней доске книги были представлены финифтяные овальные образа: «Воскресение Христово» и лики евангелистов, апостолов, пророков и других святых; на нижней – рельефное изображение «Софии Премудрости Божией». С 1798 года это роскошное Евангелие хранилось в алтаре северного придела.
В 1877 году в Введенскую церковь пожертвовали перламутровый образ «Введение во Храм». В 1888 году мастер И. В. Софронов изготовил из золоченой бронзы гробницу для плащаницы, которую семеновцы отбили у французов в 1812 году.
В Введенской церкви хранились полковые знамена семеновцев, Высочайше пожалованные полку мундиры российских императоров Александра I и Николая I, фельдмаршальские жезлы великого князя Николая Николаевича (старшего) и П. М. Волконского. На стенах помещались четыре мраморные доски с именами павших в сражениях офицеров. В западной части Введенского собора находились гробницы князя Петра Михайловича Волконского и генерал-майора графа Владимира Петровича Клейнмихеля.
16 декабря 1906 года в крипте храма освятили нижний придел во имя священномученика Иакова. Его расписали ликами святых и орнаментами. В нем установили походный иконостас императора Александра I.
Здесь находились мраморные гробницы командира полка генерал-майора Г. А. Мина, убитого в 1906 году террористкой, трех офицеров-семеновцев, павших при подавлении московского восстания 1905 года. Весной 1915 года здесь стали хоронить офицеров полка, павших в сражениях первой мировой войны. Всего было захоронено 26 человек и командир полка генерал С. И. Соваж.
В 1907 году в храме производились реставрационные и ремонтные работы.
18 ноября 1912 года на хорах освятили придел новопрославленного святителя Иоасафа Белгородского и великомученицы Екатерины.
В 1913 году церковь обрела статус собора. В 1914 году Иерусалимский Патриарх Дамиан подарил храму икону «Воскресение Христово» с частицей Гроба Господня.
При Введенском храме с 1873 года работало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и школу-приют для бедных девочек.
К Введенскому собору было приписано три часовни, которые в советский период были уничтожены.
Одна из них, построенная неподалеку на Загородном проспекте в форме мраморного киота архитектором Н. В. Набоковым, была освящена в 1885 года.
Вторую – во имя святого Александра Невского, в память о спасении императорской семьи в Борках, возвел гражданский инженер С. А. Баранкеев в 1893–1894 годах. Она располагалась севернее храма. Сегодня он нее уцелели остатки фундамента.
Третью, шатровую, – в память о спасении Цесаревича Николая в Отсу, соорудили слева от вокзала в 1898 году.
8 марта 1932 года, по решению Леноблисполкома от 21 февраля, собор был закрыт. К марту 1933 года его снесли. В 1934 году за счет освободившегося места Введенский сквер расширили, а спустя несколько десятилетий в 1997 году на месте собора установили памятный крест
1 июня 2003 году рядом воздвигли памятную стелу, созданную скульптором А. Г. Демой и архитекторами Н. Н. Соколовым, С. Л. Михайловым и И. Вержбицкой.
Сегодня вопрос о возрождении полкового храма-мемориала во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм остается открытым.
В.О. Гусакова
Кандидат искусствоведения