Религиозные верования тюрков

Предметы, извлеченные из захоронений тюрков, свидетельствуют, что они верили в загробную жизнь. Главным объектом их верований было поклонению огню. Тюрки поклонялись и силам природы и четырем временам года. Из следующих строк памятника «Культегин» видно, что тюрки глубоко почитали голубое небо: «В небе Тенгри тюрков…, Тенгри придает силу…, Тенгри щедро одаривает…». Тюрки веровали в богиню Умай ана. Считалось, что она оберегает домашний очаг. О поклонении казахов Жетысу огню, связанному с Умай, писал Шокан Уалиханов. Тюрки также поклонялись и Кок бори (Волку). С целью уберечь своих детей и скаковых лошадей от сглаза и беды тюрки из шерсти, когтей и языка волка изготавливали талисманы (обереги) – тумары. На юге Казахстана, в Жетысу бытовали и другие языческие (многобожьи) обряды и обычаи. Судя по письменным источникам, в Сырдарьинском регионе был широко распространен культ барана. Он связан с зороастрийским фавном. У некоторых народностей фавн – бог полей и лесов, покровитель стад, дарующий изобилие, счастье, здоровье, оберегающий от злых духов. Широко распространен был культ барана у огузов и туркмен. Огузы почитали барана как покровителя рода и племени. Важную роль играл баран в культовых воззрениях казахов, у которых он выступал в качестве жертвенного животного и оберега – тотема. Особенно сильны были традиции древних религиозных верований в Жетысу. Несмотря на распространение ислама, здесь по-прежнему сохранялись зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм и т.д. например, при раскопках городища Актобе были обнаружены остатки винодельни, принадлежащей христианам несторианского толка.

Помимо них, начиная с VIII века, стала распространяться исламская религия. Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. Создав свое централизованное государство, арабы с 633 года начали предпринимать завоевательные походы против других народов, объявляя им «войну за истинную веру». Арабы захватили земли Ирана, Сирии, Палестины, Ирака, Египта, затем вторглись в южные регионы Средней Азии. Арабский полководец Кутейба ибн Муслим в 709 г. захватил Бухару, затем в 714 г. – Шаш, совершил поход на Испиджаб. Арабский полководец Насыр ибн Сейяр в 737 – 748 гг. завоевал ряд регионов Средней Азии и Южного Казахстана. В 751 г. в битве у г. Атлаха тюргеши в союзе с арабами одержали победу над китайскими войсками. В начале Х в. основатель династии Караханидов Сатук Богра-хан принял ислам. А его сын Муса Богра-хан в 960 г. объявил ислам государственной религией. Вначале исламская религия в основном распространялась в городах. Основными центрами ислама стали города Сайрам (Испиджаб), Тараз, Отрар, Туркестан. В некоторых источниках говорится, что тюрки-мусульмане кочевали между Шашем (Ташкентом) и Фарабом. Арабский историк аль-Макдиси упоминал о мечетях, возведенных в городах Южного Казахстана и Жетысу в Х веке. Так, были раскопаны остатки мечетей в городах Куйрыктобе, Баласагун, Тараз и Отрар. Позднее мечети стали строить также на зимовках и в кентах. Так, например, в 4-5 км. южнее Отрара близ зимовки Байылдыр найдены и исследованы остатки мечети Жума. Укрепление позиций ислама можно проследить и по погребальным обрядам. По мусульманскому обряду умершего укладывали головой в сторону Мекки, обе руки складывались на груди. Запрещалось в могилу ложить предметы обихода.

Во второй половине XII в. среди представителей знати кыпчаков и простого кыпчакского населения близ Хорезма началось распространение ислама. В столице кыпчаков Сыгнаке были возведены мечети, медресе. Здесь жили многие известные ученые-богословы, например, Химасаддин аль-Сыгнаки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: