Борьба с кочевыми народами Славяне, мирно соседствовавшие с угро-финнамии варягами, однако вынуждены были бороться с иными народами, и иногда терпели поражение. Южная часть восточных славян — древляне, поляне, северяне, вятичи — платили дань хазарам (по белке и серебряной монете с «дыма», дома).
Кроме того, славяне пострадали от воинственных угров — мадьяр (венгров), когда в IX в. те переселялись с востока в Центральную Европу. С переменным успехом воевали восточные славяне с тюрками и волжскими болгарами.
На севере восточнославянского мира появились варяги. Так славяне называли воинственных жителей древней Скандинавии. В Западной Европе их именовали норманнами — северными людьми или викингами. В 859 г. варяги заставили кривичей, ильменских словен и северных угро-финнов (чудь, мерю) платить им дань.
Князья — военные вожди, первоначально выбираемые на народных собраниях всеми свободными мужчинами соплеменниками.
Центры зарождения Натиск врагов ускорял процесс слияния восточно- государственности славянских племен в союзы. Именно союзы племен имеет в виду «Повесть временных лет», говоря о полянах, древлянах и иных племенах. Западноевропейские и византийские авторы IX в. наиболее значимыми считали объединения с центрами в Киеве и в Новгороде. Киеву и Новгороду суждено было сыграть решающую роль в объединении всех восточных славян.
|
|
На севере... На севере утвердилась варяжская династия.
у Новгорода... Славянские и угро-финские племена прогнали в 862 г. норманнов, собиравших с них дань, но, чтобы прекратить начавшиеся междоусобицы, пригласили к себе править братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рассказ о призвании варягов содержится в «Повести временных лет»:
«В год 6370 (862)' изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, и иные норманны... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И собрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов. Варяги в этих городах находники (пришельцы) а коренное население в Новгороде — славяне, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря. И над теми всеми властвовал Рюрик.»
|
|
Историки полагают, что Рюрик был историческим лицом, а вот его братья, по мнению исследователей, персонажи вымышленные2. Территория, где правил Рюрик, постепенно расширялась.
На юге... На юге у полян сначала властвовали коренные князья —
у Киева... потомки легендарных основателей Киева — Кия, Хорива и Щека. Вот что можно прочитать в «Повести временных лет» об основании Киева.
Когда (апостол) Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, он узнал, что недалеко от Корсуни — устье Днепра... и проплыл в устье... и оттуда направился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий...» И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев...
Поляне же жили особо и владели своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек, и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековицей, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривецей. И построили городок во имя старшего брата, и назвали его Киев...
Иные же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком, был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Однако, если бы Кий был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду (Константинополю). А Кий тот княжил в роде своем, и ходил он к царю (византийскому императору)... великие почести воздал ему тот царь... Когда же он возвращался, пришел он на Дунай, и облюбовал местом, и срубил небольшой город, и хотел обосноваться в нем со своим родом, но не дали ему близживущие. Так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец*. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер, и братья его... и сестра их... тут же скончались.
' Древнерусские летописи вели счет времени от сотворения мира. Чтобы перевести дату в наше летоисчисление (от рождества Христова, н.э.) необходимо отнять 5508 лет.
2 Имена «братьев» переводятся с древнешведского языка как «верные воины» (Трувар) и «род его» (Синеус).
И по смерти братьев этих потомство их стало держать княжение у полян... После... были поляне обижаемы древлянами и иными окольными.
«Держава» полян первой половины IX в. была известна и восточным авторам: один документ, написанный на персидском языке, сообщает:
«Это обширная страна, а ее жители непокорны, держатся вызывающе, воинственны... Эта страна чрезвычайно богато одарена природой всем, что необходимо. Одна часть их — рыцарство. Жрецы пользуются у них уважением. Они ежегодно платят правительству девятую часть своих доходов и торговой прибыли. Город Куяба (Киев)... — место пребывания царя. Там выделывают разнообразные меха и ценные мечи...»
В 863 г. в Киеве появились Аскольд и Дир, по летописи — бывшие дружинники Рюрика1. Аскольд и Дир победили древлян, обижавших киевлян. При Аскольде и Дире поляне прекратили платить дань хазарам, успешно воевали с кочевниками и даже совершили набег к рубежам Византии. Правда, этот поход оказался неудачным.
Киев и Новгород имели примерно равные шансы сплотить вокруг себя все восточнославянские земли. Исход борьбы между ними во многом зависел от случая.