Вопрос 5. Происхождение и характер хозяйственной жизни древних славян. Их верования и обычаи

Вопросы, связанные с древнейшей историей славян, их происхождением, расселением, принадлежат к числу остающих­ся до сих пор дискуссионными. Ученые по этому поводу в разное время высказывали различные гипотезы.

Сегодня историческая наука пришла к выводу, что славяне принадлежат к индоевропейцам, прародина которых располага­лась где-то между Южным Уралом и районами Центральной Ев­ропы. Примерно в III тысячелетии до н.э. они начали расселяться на более широких пространствах, проникая в районы Азии и Цен­тральной Европы.

Территория, на которой первоначально расселялись славя­не, видимо, охватывала Центральную Европу, бассейны рек Одера и Вислы, междуречье Днепра и Буга, Южную Белоруссию. В даль­нейшем они значительно расширили область своего проживания.

По времени расселение славян совпало в основном с зак­лючительным этапом великого переселения народов (IV - VII вв.). К IX - Х вв. славяне располагались на обширной территории: от современного русского Севера до Средиземноморья и от Волги до Эльбы.

Античные (I - II вв.) и византийские (VI - VII вв.) авторы упоминают славян под разными именами: венеды, анты, склавины. Место расселения антов обычно связывают с Северным Причерноморьем (между Северским Донцом и Карпатами), склавинов - с западными территориями от Днестра. На рубеже V -VI вв. н. э. анты совместно со склавинами вступили в борьбу с Византией.

Вероятно, анты и были восточной ветвью славянства. В связи с нашествием аваров анты были вытеснены с территорий, непосредственно граничивших с Византийской империей, и с VII века название "анты" исчезло из византийских письменных ис­точников. Анты передвинулись к северо-востоку, заняв обширные территории Восточно-Европейской равнины, оформившись в груп­пу восточных славян.

В "Повести временных лет" указывается, что по берегам Днепра, недалеко от устья Десны, жили поляне; в бассейне рек Десны и Сейма - северяне, на верхних притоках Днепра - радими­чи; по Припяти - древляне; между Припятью и Западной Двиной - дреговичи; по Полоте - полочане; по рекам Волхов, Шелонь, Ловать и Мета - ильменские словене; в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги - кривичи; в верховьях Оки - вятичи; по За­падному и отчасти Южному Бугу - бужане; от Днепра до Дуная -тиверцы и уличи.

До сих пор нет ясности в происхождении слова «Русь», давшего название нашему Отечеству. По одной версии, русы -племя из славян, обитавшее в Среднем Приднепровье. По другой версии, русы - скандинавское племя.

К VI в. относится первое упоминание о народе "рос". Росы жили по берегам реки Рось, впадающей в Днепр.

Соседями славян на западе были восточные балты, на се­веро-востоке - угро-финские племена, на Нижней Волге - хазары, в Причерноморье - печенеги и другие тюркские племена.

В VII - VIII вв. восточные славяне составляли уже значи­тельную часть населения Восточной Европы. Именно в это время славяне постепенно осваивают покрытые густыми лесами про­странства современного центра территории России. Заселение зем­ледельческими славянскими племенами этого края было не завое­ванием, а медленной инфильтрацией (проникновением).

Плотность населения здесь была настолько мала, что при­шельцам не приходилось вступать в конфликты с местными жи­телями. Высокая земледельческая культура славян положительно воспринималась коренными жителями. Мирное сотрудничество славян с местным населением - балтами и угро-финнами - приво­дило постепенно к ославяниванию значительной его части.

Исследования антропологов показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не толь­ко славяне, но и древние угро-финны и балты.

В VII в. в южных степях складывается Болгарское госу­дарство. В среднем течении Волги и на нижней Каме образова­лось крупное государство - Волжско-Камская Булгария. На юге (территория Дагестана, Северный Кавказ) проживал другой тюр­кский народ - хазары. Впоследствии хазарам удалось установить свое господство над частью восточно-славянских племен. Мно­гие из них платили им дань вплоть до IX в.

Из описаний византийских историков VI века известно, что тогда славяне жили родоплеменным строем.

В VII - VIII вв. у славян идет интенсивный процесс разло­жения родоплеменного строя. На смену родовой общине прихо­дит община территориальная; появляются частная собственность и имущественное расслоение; власть концентрируется в руках родоплеменной знати; начинается раскол общества по имуществен­ному признаку. Племенные группы или племенные союзы славян непосредственно предшествовали возникновению государства.

У каждого из союзов было свое "княженье". Это еще не были княжества в более позднем, государственном смысле слова. Первоначально князьями именовались племенные вожди. Но само появление князей - вождей уже означало переход к военной де­мократии.

Основу экономической жизни восточных славян составля­ло земледелие. Носило оно первоначально экстенсивный харак­тер. В лесостепных районах выжигали траву, удобряя почву зо­лой, и использовали землю до ее полного истощения. Затем учас­ток оставляли, пока на нем не восстанавливался естественный травяной покров. Такая система земледелия называется залежной.

В лесах применялась подсечная (или подсечно-огневая) система: деревья рубили и оставляли до следующего года сохнуть, потом сжигали. Полученный удобренный участок также исполь­зовали до истощения.

Сеяли в основном пшеницу и немного ржи. Разводили круп­ный рогатый скот, свиней и лошадей. Занимались охотой, бортни­чеством, рыболовством.

Особое значение имела военная добыча. Племенные вож­ди совершали набеги на Византию, захватывая там рабов и пред­меты роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, это повышало их авторитет. Одновременно вок­руг князей складываются дружины - группы постоянных боевых соратников, друзей. Это уже своего рода воины - профессионалы и советники князя. Выделение дружины было этапом в создании классового общества и в превращении власти князя из родопле­менной в государственную.

Славяне жили в небольших домах типа полуземлянок: пол был на метр-полтора ниже уровня земли, стены были деревян­ные, печь каменная или глинобитная, топилась «по-черному», кры­ша обмазывалась глиной. Площадь такой полуземлянки была не­велика - 10-20 кв.м.

Славянские поселения группировались в своего рода гнез­да, состоящие из 3-4 поселков. В каждом поселке жило несколько семей. Несколько поселков составляли древнеславянскую вервь-общину. Внутри общины было имущественное равенство, скот, видимо, был также в общинном владении. Прочность общины ослабляли ее расслоение и выделение из неё более богатых семей.

Славяне были язычниками. В их верованиях различались два направления: поклонение явлениям природы и культ предков. Славяне не имели храмов, у них были языческие святилища, где стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и осо­бого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники были и, очевид­но, выполняли определенные функции служителей богов и толко­вателей их воли. Наиболее почитаемыми богами славян бы/1И Даж-бог - Бог солнца, Перун - Бог грома и молнии, Стрибот - Ббг ветра, Волос (Велес) - покровитель скотоводства. Богам приносились жертвы, иногда даже человеческие. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду, а впос­ледствии - отдельным семьям.

Вопрос 6. КИЕВСКАЯ РУСЬ: ПОЛИТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СОСЕДЯМИ.

В IX в. у восточных славян возникает классовое общество и появляется государство. Начальный период образования госу­дарства в источниках отражен недостаточно, так как письменность распространяется уже после создания государства.

Норманнская теория Многие историки в XVIII - XIX вв. придерживались так называемой "норманнской" теории, которая приписывает норман­нам - скандинавским викингам (на Руси их называли варягами) -создание Русского государства. Основанием для этой теории по­служил летописный рассказ о призвании на княжение в 862 г. ва­ряжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора.

Новгородское летописание сообщает о том, что в IX веке легендарный князь Гостомысл собрал воинскую дружину и про­гнал за море варягов, нападавших на славян. Гостомысл долго правил славянами. При нем все соседи признавали славян, мно­гих он сам обложил данью.

По легенде, Рюрик в то время был вождем одной из варяж­ских дружин. Он приплыл вместе со своими воинами и двумя бра­тьями Трувором и Синеусом, согласился защищать призвавшие его племена от врагов и княжить по старому обычаю и правде.Рюрик посадил княжить брата Синеуса в Белоозеро, Трувора - в Изборск, а сам остался в Новгороде. Этот город был построен на месте старого Славянска, и, так как он был новым городом, его назвали Новгород. Посте­пенно этот город стал богат и известен.

В этой легенде многое до сих пор неясно. Большинство историков считают Синеуса и Трувора вымышленными личнос­тями. Историчность Рюрика целым рядом исследователей не от­вергается.

В самом факте призвания иноземных князей на княжение нет ничего невероятного. Раннеклассовое государство всегда рож­дается в острой и кровопролитной междоусобной борьбе. Одним из возможных путей прекращения взаимного истребления может быть приглашение третьей, нейтральной по отношению к враж­дующим сторонам, силы.

Имеется и другая возможность - оформление насильствен­ного захвата власти варягами в качестве акта "добровольного" призвания. В любом случае в летописном тексте речь идет о появлении варяжской династии в Новгородской земле, а не о создании государства на Руси.

Исходя из логики самой легенды, можно отметить, что для того, чтобы пригласить на княжение, надо было уже иметь у себя эту форму власти. В то же время надо признать, что варяжские дружины сыграли определенную роль в ранней истории Руси, но они составляли меньшую часть зарождавшегося господствующе­го класса.

Полемика о норманнизме подчас обострялась и из-за того, что в гитлеровской Германии его использовали как доказательство неполноценности славян и принадлежности германцев (в том числе норманнов) к "расе господ".

Однако сегодня в западной историографии доминирует уже неонорманнизм, не отрицающий роли внутренних факторов в со­здании государства на Руси, но несколько преувеличивающий роль норманнов в этом процессе.

Совершенно очевидно, что восточнославянское общество в IX в. было в стадии создания государственности. Летописец рас­сказывает о племенных княжествах - ранних государственных образованиях, существовавших у полян (где, согласно летописи, первым князем был основатель Киева Кий), древлян, дреговичей, полочан.

Древнерусские князья

Княжил Рюрик недолго. Как-то на охоте он простудился, заболел и умер. Князем у славян стал малолетний сын Рюрика Игорь. Пока Игорь рос, княжил родственник Рюрика князь Олег -руководитель дружины Рюрика.

Легенда рассказывает о том, что еще при жизни Рюрика два его дружинника Аскольд и Дир отправились в Царьград (так называли славяне столицу Византии Константинополь). По доро­ге из Новгорода Аскольд и Дир приплыли по Днепру к Киеву. Уви­дев, что с ними хорошо вооруженная дружина, киевляне пригла­сили их княжить. Аскольду и Диру понравился красивый город. Они не поплыли в Царьград, а остались в Киеве. Княжили они в Киеве несколько лет.

В Царьград они все-таки отправились, собрав большое вой­ско. Согласно летописным источникам, это был первый поход на Византию, совершенный в 60-е годы IX в. Этот поход закончился ничем, так как поднявшаяся буря разметала по морю русские ла­дьи. Считается, что в период между 860 и 867 гг. был заключен первый в истории Руси международный договор "О мире и люб­ви" с Византией.

Согласно летописи, Олег, став новгородским князем, со­брав большую дружину, которая на ладьях спустилась по Днепру к Киеву. Он спрятал свое войско, а сам вышел под стены города и попросил передать Аскольду и Диру, что купец из Новгорода едет в Царьград и хочет поговорить с князьями. Когда они вышли, Олег им сказал: " Вы не князья, вы не княжеского рода. Вот Игорь, сын князя Рюрика". Затем он выхватил спрятанный меч и убил обоих.

Увидев, как удобно расположен Киев, как он богат, красив и надежен, Олег перенес в него столицу из Новгорода, сказав: "Да будет Киев матерью городам русским". Это было в 882 году. Дата эта условна, она является результатом хронологических выкла­док летописцев XI - XII вв.

Объединение под властью одного князя Киева и Новгоро­да - двух крупных центров восточного славянства - было важней­шим этапом развития древнерусской государственности. Если до взятия Киева Олегом можно говорить о существовании у восточ­нославянских племен государственности, то с этого момента мож­но говорить о создании Древнерусского государства.

Говоря о возникновении Древнерусского государства, надо иметь в виду, что под государством в первую очередь следует по­нимать систему органов управления и права, распространяющу­юся на определенную территорию. Возникновение государства -это закономерный этап в развитии общества, находящегося на ста­дии распада первобытной родовой общины. В этот период стано­вятся разнообразнее отношения внутри рода, расширяются кон­такты не только между людьми, но и между племенами.

Как повествует летопись, после объединения Новгорода и Ки­ева Олег освободил многих славян от уплаты дани хазарам. Он под­чинил себе почти все славянские племена от Балтийского моря до Карпатских гор. Несогласных заставил признать себя силой оружия.

В это время в славянских землях возникает много городов. Обычно их строили на реках, по которым проходил один из важ­нейших торговых путей "из варяг в греки", то есть из скандинавских стран в Византию. Известными в то время были города Новгород на Волхове, Псков на Великой, Полоцк на Полоте, Чернигов на Десне, Смоленск и Киев на Днепре.

Войну славяне считали благородным промыслом. Заветной мечтой каждого князя и его дружинников был поход на Царьград. Олег собрал со всех славянских племен огромную дружину и от­правился в 907 г. к Царьграду. Море покрылось ладьями Олеговых воинов, приведя в ужас жителей Византийской столицы. На­пуганные греки побоялись вступить в бой и запросили мира, уп­латив большую дань золотом и тканями, и подписали договор о беспошлинной торговле.

В память о победе Олег прибил на ворота Царьграда свой щит. В 911 г. был подписан новый договор с Византией, уточняю­щий ряд положений договора 907 года.

Договоры Руси с Византией устанавливали союзнические отношения между государствами. В них определялись порядок и условия поступления русских дружинников на византийскую службу.

Договоры создавали благоприятные условия для русских купцов, предоставляли им право беспошлинной торговли. Визан­тийские походы вызывались в основном стремлением Руси под­держать или восстановить прервавшиеся торговые отношения с Византией. Вот почему они обычно заканчивались подписанием торговых трактатов.

После Олега на киевский престол вступил сын Рюрика Игорь. Смерть Олега ослабила государство. Племя древлян отка­залось платить дань киевскому князю, полагаясь на неопытность преемника. Извне появились новые враги - печенеги. Это был ко­чевой народ, занимавший причерноморские степи и враждовав­ший с хазарами. Однако Игорь доказал свое право на трон князя. Он усмирил древлян и наложил на них еще большую дань; оста­новил печенегов и даже сумел использовать их в своих интересах.

Как рассказывает летопись, Игорь, как и Олег, тоже хотел получить дань с Царьграда. Но первый поход его окончился не­удачно. Греческие корабли встретили русские ладьи в море и ста­ли бросать на них неизвестный ранее русским так называемый "греческий огонь" ("греческий огонь" - это горючая смесь смолы, серы, нефти и селитры).

Игорь потерял многие свои ладьи и отступил. Через Два года он собрал большую дружину и снова на ладьях отправился к Царьграду. На этот раз император Византии не стал рисковать и уплатил Игорю дань. Было это в 944 году.

Погиб Игорь в 945 г. во время сбора дани с древлян. После сбора дани Игорю показалось, что дани взято мало. Он отправил часть дружины с данью в Киев, а с меньшей частью воинов вер­нулся к древлянам. Узнав об этом, древляне на совете, сказали:

"Если повадился волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убь­ют его". И вместе со своим князем, по имени Мал, схватили Иго­ря, согнули две молодые березы, привязали к ним Игоря и отпус­тили деревья, так что князя разорвало пополам.

У Игоря в Киеве остались малолетний сын Святослав и жена Ольга. Древлянский князь Мал сразу после этого отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. Взяв в жены Ольгу, Мал тем самым распространил бы свою власть на всю Русь. Однако Ольга жестоко расправилась с древлянами. Она с дружиной пошла на Искоростень - столицу древлян. Целое лето простояла Ольга под стенами Искоростеня, но взять его не смог­ла. Тогда она прибегла к хитрости. Сделав вид, что считает мще­ние достаточным, Ольга обещала оставить город, если ей уплатят дань. Древляне согласились.

Ольга потребовала с каждого двора по три голубя и по три воробья. Получив дань, она приказала привязать к каждой птице трут и серу, ночью зажечь их и отпустить. Птицы полетели в свои гнезда под крыши домов. Огонь сразу охватил весь город. Спаса­ясь от пожара, древляне бежали в руки дружинников Ольги, на­встречу смерти.

Отомстив за смерть мужа, Ольга занялась устройством го­сударства. Она объехала все города Киевской Руси. Для уплаты дани разделила всю страну на погосты (слово "погост" означало место, где останавливался князь, собирая дань), установила точ­ный размер дани (до Ольги размер дани фиксирован не был).

Ольга одной из первых приняла христианство. Она отпра­вилась в Царьград, чтобы быть крещенной не простым священни­ком, а самим патриархом. Император Константин не сразу принял Ольгу, и ее ладьям долго пришлось стоять в Суде (так называли залив Золотой Рог), дожидаясь очереди. Но когда Константин встре­тился с Ольгой, он был восхищен ее умом и красотой и предло­жил ей стать его женой и императрицей. Ольга этого не хотела.

Боясь, что ее отказ обидит императора Византии и помешает крещению, она прибегла к хитрости, сказав, что язычница не может выйти замуж за императора-христианина, пока он ее не покрес­тит. Константин приказал патриарху немедленно крестить русскую княгиню) и сам согласился стать крестным ее отцом. Ольге дали новое имя Елена в честь матери Константина Великого, первого римского» императора-христианина.

После обряда вновь встал вопрос о женитьбе, но Ольга теперь ответила: "Как ты хочешь взять меня женою, когда сам крестил и назвал дочерью". Константин понял, что Ольга его пе­рехитрила, но тем не менее отпустил ее с большими дарами.

Великий русский историк XIX в. Карамзин отмечал, что предание Ольгу нарекло Хитрою за ее месть древлянам, церковь -Святою за то, что она стала первой княгиней-христианкой, исто­рия - Мудрой за устройство государства.

Ольга княжила, пока не возмужал ее сын Святослав, кото­рый был увлечен ратными делами, а не управлением государством.

По преданию, Святослав был ловок, быстр, смел и реши­телен. Жил он со своей дружиной, ел мясо, жаренное на углях, спал, как простой воин, у костра на земле. Имя его наводило страх на врагов Руси. Он был благороден и честен. Не нападал неожи­данно, исподтишка. Напротив, всегда посылал гонца сказать: "Иду на Вы". Дружина у него была сильная, преданная ему.

Сначала Святослав разбил хазар, овладел их крепостью Саркел (позже эта крепость станет русским городом Белая Вежа). Он захватил их столицу Итиль, находившуюся посреди реки Вол­ги (тогда она тоже называлась Итиль), и навсегда положил конец набегам хазар на русские земли.

Затем он обратился на Запад. Начал войну с Болгарским царством, разбил войска царя Петра. Покорив много городов, он обосновался в болгарском городе Переяславце (город в устье Ду­ная). Это не понравилось императору Византии. Он дал знать пе­ченегам о долгом отсутствии Святослава. Печенеги напали на Русь и окружили Киев. Только стены Киева спасли киевлян и Ольгу с детьми Святослава.

По преданию, малая дружина во главе с воеводой Претичем находилась на другой стороне Днепра. Узнав о нападении пе­ченегов, дружинники поплыли к Киеву. Печенеги приняли вои­нов Претича за дружину Святослава и отступили.

К Святославу послали гонца со словами: "Ты, князь, чу­жой земли ищешь, а свою покинул...". Святослав вернулся в Киев и прогнал печенегов, но оставаться в Киеве не хотел. Его тянуло в Переяславец. "Там, - говорил он, - будет середина земли моей. Туда стекаются с Греческой земли золото, ткани, вина, плоды, из/Чехии и Венгрии - серебро и кони, из Руси - меха, воск, мед и рыба." Но не богатства его прельщали. Он стремился туда, где его воинским предприятиям виделось больше простора, а победам - больше сла­вы. Но мать его Ольга воспротивилась его желаниям. "Когда по­хоронишь меня, тогда отправляйся куда хочешь", - сказала она.

После смерти матери Святослав старшего сына Ярополка посадил вместо себя в Киеве, младшего сына Олега отправил кня­жить к древлянам, а третьего - Владимира - в Новгород (Влади­мир был рожден не от жены Святослава, а от сестры одного из дружинников, поэтому Владимира называли сыном рабыни).

После этого Святослав пошел на Переяславец, взял его приступом и велел передать грекам: "Иду на вас взять град ваш, как и этот". Святослав разбил превосходящее в несколько раз вой­ско греков. Они уплатили Святославу большую дань, а печенегам сообщили, что он возвращается совсем с малой дружиной, но с большим богатством.

Печенеги напали на русские ладьи у днепровских порогов. В неравном бою Святослав погиб. Это было в 972 году. Князь пе­ченегов Куря велел оковать череп Святослава золотом и сделать чашу. Из нее он пил вино и завещал своим детям то же самое, надеясь, что пьющие из этой чаши обретут дух непобедимости великого воина.

После смерти Святослава в русской земле оказалось сразу три государя: Ярополк - в Киеве, Олег - в Искоростене, у древлян, Владимир - в Новгороде. Отсутствие единовластия породило меж­доусобицу.

Сначала столкнулись Олег и Ярополк. Выступивший про­тив Ярополка Олег был разбит, а сам погиб. Владимир собрал боль­шое войско, нанял отряд варягов и выступил против Ярополка. Ярополк побоялся дать бой и затворился в Киеве. Его воевода, по имени Блуд, предал своего князя и согласился помочь Владимиру. Он посоветовал Ярополку бежать из Киева, а потом пойти к брату с просьбой о мире. Слабовольный Ярополк послушался совета. Но когда он явился к брату с повинной, его схватили и убили.

После этого Владимир объединил, как когда-то Олег, Нов­город и Киев и стал единовластным князем. Эти события относят­ся к 980 году.

Правление Владимира (980-1015) стало новым этапом в развитии Киевской Руси. К моменту его вокняжения государство являла признаки внутреннего разложения. От Киева "отделились" некоторые племена (вятичи, радимичи).

В 981 и 982 гг. Владимир совершил походы на вятичей, а в 984 г. - на радимичей, заставив их подчиниться Киеву. В 981 г. он отвоевал у Польши Червенские города. Для укрепления внутрен­них связей Киевского государства Владимир применял практику замещения местных племенных князей своими ставленниками (наместниками).

За время своего княжения Владимир расширил границы Русского государства до Балтийского моря. Народы, жившие на его берегах, стали платить ему дань. Он вел удачные войны с по­ляками и волжскими болгарами.

По преданию, у Владимира было несколько жен и много наложниц. Воинственность и женолюбие сочетались у Владими­ра с государственным мышлением и интересом к вере. В первый год своего княжения, понимая важность религии, он приказал по­ставить на берегу Днепра вырезанных из дерева богов, которым тогда поклонялись славяне. То же самое было сделано в Новгоро­де. Однако языческая религия не отвечала развивающимся фео­дальным отношениям и усилению княжеской власти.

В "Повести временных лет" большой рассказ посвящен сомнениям Владимира при выборе веры. Он посылал бояр в раз­ные страны для выбора лучшей веры и в конечном счете остано­вился на христианстве византийского обряда. С христианством Русь была знакома давно. В начале Х в. среди дружинников Игоря были христиане. Христианкой была и княгиня Ольга. Однако ре­шающую роль в утверждении христианства на Руси, видимо, сыграли тесные политические, экономические и культурные свя­зи с Византией.

Новая вера вводилась силой. Рубили и сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся уклониться от крещения, пугали конфиска­цией имущества, под страхом смерти их загоняли в Днепр для крещения. Так была крещена Русь. Следом за датой 882 года (ос­нование Древнерусского государства) в русской истории появи­лась вторая великая дата - 988 год - год крещения Руси.

В этом событии следует видеть не только важнейшую ре­лигиозную реформу, но и определенные политические действия, направленные на укрепление Киевского государства. Владимир искал такую религию, которая могла бы крепче объединить все его государство.

Крестившись, Владимир искренне принял веру. Не умея читать, он полюбил книги, призвал из Византии греческих Худож­ников для росписи церквей, открыл первую школу. Владимир боль­ше не хотел воевать. И даже перестал казнить разбойников, боясь взять на себя грех убийства. Церковь назвала его святым а народ­ная молва величала Владимира "Красное Солнышко" (при креще­нии ему дали имя Василий).

Принятие Русью христианства имело большое значение. Оно сближало Русь с другими христианскими странами, способ­ствовало распространению письменности и грамотности, обога­щало русскую культуру. В то же время христианская церковь, про­поведуя деление общества на господ и слуг, призывала к смире­нию и послушанию властям, обожествляла власть князя.

Христианство было религией феодального общества, и укреплявшийся на Руси класс землевладельцев рассматривал хри­стианство как наиболее приемлемую идеологическую форму для осуществления своего господства.

Принятие христианства укрепило международное положе­ние Руси. В конце Х - начале XI вв. посольство папы римского побывало на Руси, а русские посольства - в Риме. Укрепились свя­зи с Болгарией, расширились дипломатические, культурные и тор­говые отношения с Чехией, Польшей, Венгрией, Францией и Ан­глией.

Владимир прожил долгий век, он княжил почти 50 лет, воз­величив и укрепив Киев и Русь. Умер он в 1015 году. У Владимира было 12 сыновей от разных жен. Всем он выделил владения, всех посадил княжить в разные города. Однако каждый из них хотел княжить в Киеве, так как занять стол в Киеве означало взять под свою руку всю Русь.

После смерти Владимира киевским князем стал сын Ярополка Святополк (1015-1019), усыновленный после смерти Ярополка Владимиром. Опасаясь младших братьев, он предательски убил двоих из них - Бориса и Глеба. Несколько лет продолжалась кровопролитная борьба между братьями. Каждый из них опирал­ся на иноземную помощь. Так, у Ярослава были варяжские наем­ники, у Святополка - войска польского короля. Только в 1019 году Ярославу удалось окончательно победить и стать киевским кня­зем.

Ярослав, прозванный Мудрым (1019-1054), продолжал по­литику Владимира, направленную на укрепление Русского госу­дарства. При нем Киев стал одним из крупнейших городов Евро­пы. В городе было много церквей и рынков. При Ярославе в Кие­ве были сооружены Золотые ворота, ставшие парадным въездом в столицу Древней Руси.

Время правления Ярослава Мудрого было периодом рас­цвета Киевской Руси. Ей была подвластна огромная территория от Черного до Балтийского моря. Восточным и южным границам не угрожали больше печенеги. Ярослав разгромил их в 1036 г. под Киевом. Форпостом государства в Прибалтике стал основанный им город Юрьев (современный Тарту).

Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона. Сам князь назывался, подобно византийс­ким правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора.

При Ярославе Мудром Русь добилась широкого междуна­родного признания. С семьей князя стремились породниться круп­нейшие королевские дворы Европы. Так, Ярослав был женат на шведской принцессе. Дочери его были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя. Сын Ярослава Всеволод был женат на дочери византийского императора Константина Мономаха.

Прозвище Ярослава - «Мудрый» - было, видимо, связано не только с тем, что он был "устроителем" и законодателем, но и с его любовью к книгам и знанию. В правление Ярослава Мудрого началось составление од­ного из крупнейших юридических памятников средневековья и славянского права "Русской Правды" - свода законов Древнерус­ского государства. "Русская Правда" - наиболее существенный источник для характеристики социального строя Древнерусского государства. Древнейшая из дошедших до нас летописей "Повесть временных лет" также дает материал для изучения социального строя

Характер социально-экономического развития. Раннефеодальное государство

В IX - первой половине XI вв. князья собирали дань со свободных общинников. Поэтому преобладание среди непосред­ственных производителей материальных благ свободных общин­ников, использование труда холопов и отсутствие феодальных вотчин послужило основанием для гипотезы о том, что Древне­русское государство еще не было феодальным.

Большинство исследователей считает Древнерусское госу­дарство раннефеодальным. Раннефеодальное общество не тожде­ственно феодальному. В нем еще не развились до зрелого состоя­ния основные характерные черты феодальной формации. Но вме­сте с тем крестьянское население часть своего продукта отдавало князю и его дружинникам в виде дани.

Отсутствие феодальных вотчин компенсировалось распре­делением дани среди дружинников, которые были ядром господ­ствующего класса. Следовательно, совершенно очевидно, что в Древнерусском государстве будущее принадлежало феодальному укладу

K. этому времени, очевидно, сложились в основных своих формах феодальные производственные отношения. Феодальные производственные отношения характери­зуются господством крупной земельной собственности, которая находилась в руках класса феодалов. Крестьяне не являлись собственниками земли, а были ее держателями, получая от феодала участок земли на тех или иных условиях вплоть до наследственного пользования. В отли­чие от рабов крестьяне имели собственные орудия труда, скот, Отсюда личная зависимость кресть­янина от феодала, степень которой была различной — от легкого оброчно-денежного обязательства до крепостной неволи. За землю, полученную от феодала, крестьянин должен был отдавать ему часть своего труда или продук­тов. Это была земельная рента. Рента могла быть отрабо­точной (барщина), натуральной или денежной (оброк).

Складывание боярского землевладения шло несколькими путями:

1. князь жаловал своим дружинникам определенные территории для сбора дани и она впоследствии превратилась в наследственное владение

2. князь жаловал за службу дружинника землями из государственных земель

3. дружинник получал земли за службу из княжеской вотчины класса феодалов

4. превра­щение в феодалов старой родо-племенной знати,

5. выделение из общин наиболее богатых общинников, «луч­ших людей»

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т. е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владелец вотчины назывался либо боярином, либо князем. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчи­нами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государ­ства великому князю

Все свободное население Киевской Руси носило назва­ние «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, «полюдье». Основная масса сельского населения называ­лась «смердами». Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах Те смерды, которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме крепостной зависимо­сти/Одним из путей закрепощения свободного населения было закупничество Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у феодалов в долг «купу» — часть уро­жая, скота, деньги. Отсюда название этой категории феодально-зависимого населения — закупы. Закуп до­лжен был работать на феодала-кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были рабы, называемые «холопами», или «че­лядью», которые пополнялись как из числа пленников, так и из числа разорившихся соплеменников.

Политический строй Древнерусского государства включал в себя как черты новой феодальной формации, так и старой, пер­вобытно-общинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Князя окружала дружина. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили дань и военную добычу. По всем вопросам князь советовался с дружи­ной. Дружинники могли спорить с князем и требовать от него боль­шей щедрости.

Старшие дружинники, наиболее уважаемые, составляли постоянный совет (думу) князя и именовались боярами. У неко­торых из бояр могла быть своя дружина. Княжеская дружина, де­лившая между собой дань, представляла зарождавшийся класс зем­левладельцев.

Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, харак­терного для родоплеменного строя, хотя народные ополчения еще продолжали играть важную роль.

Князь и его дружина, занимаясь военным делом профес­сионально, обеспечивали защиту и безопасность остального на­селения, тем самым предоставляя соплеменникам свободу в вы­боре рода занятий. Княжеская власть была ограничена элементами сохранив­шегося народного самоуправления - народным вече. Народное собрание (вече) активно действовало в IX - XI вв. Народные ста­рейшины (старцы градские) участвовали в княжеской думе, и без их согласия князю было, видимо, трудно принять то или иное важ­ное решение.

Однако сосредоточение в руках князя военной и судебной власти ограничивало полномочия родовых и племенных старей­шин, основанные на традициях и обычаях уходящего в прошлое уклада.

Культура, общественная мысль и быт Киевской Руси

Для Киевской Руси был характерен высокий для того вре­мени уровень культуры.

Еще до принятия христианства на Руси была некая пись­менность ("черты и резы"), образцы которой сохранились на об­ломках глиняной посуды, камнях. С начала Х в. преобладающее распространение получила "кириллица" - система славянского пись­ма, разработанная для Моравии и Болгарии на основе греческого алфавита византийскими монахами - миссионерами братьями Ки­риллом (в миру Константин Философ) и Мефодием. После креще­ния Руси центрами письменности и книжного дела стали возник­шие монастыри, при которых создавались школы и библиотеки.

В XI в. грамотность проникает в среду феодалов. По сло­вам летописи, Ярослав Мудрый любил читать книги. Он создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский.

Первые дошедшие до нас русские книги относятся к XI в. Средневековая культура была элитарной. Книги были доступны лишь богатым людям. Стоили они очень дорого, так как изготав­ливались из специально выделанной телячьей кожи (пергамент), искусно оформлялись с использованием золота.

Одними из древнейших дошедших до нас русских рукопи­сей являются "Изборники" 1073 и 1076 гг., изготовленн ц для сына Ярослава Мудрого князя Святослава. В "Изборника,"' собраны произведения религиозного, философского, поучительного харак­тера. К XI в. относится зарождение русской литера гуры.

Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII - XIII вв. Создаются публицистические произведения - "Мо­ление Даниила Заточника", назидательные - "Поучение князя Вла­димира Мономаха своим детям". Жемчужиной древнерусской ли­тературы стало "Слово о полку Игореве" - повесть о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 или 1187г.

Древнейшим элементом русской духовной культуры было устное народное творчество, былинный эпос. Широко были рас­пространены в народе заклинания, связанные с языческими праз­дниками и хозяйственной деятельностью, свадебные песни, похо­ронные причитания, пословицы, гадания, представлявшие собой мифологическую поэзию восточных славян. В Х - XI вв. начали складываться киевские былины о защитниках Русской земли -богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и князе Владимире Красное Солнышко. Несколько позже появи­лись новгородские былины об удачливом купце Садко, цикл пе­сен о галицко-волынском князе Романе Мстиславиче.

В первой половине XI в. возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись - "Повесть временных лет" -была создана около 1113г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Основная идея "Повести" - единство русской земли. В ней осуждаются княжеские усобицы и кровавые распри. Нестору также принадлежат "Житие основателя Киево-Печерского монас­тыря Феодосия" и "Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба".

В XII - XIII вв. летописи стали вестись практически во всех княжествах, и летописание приобрело отчасти "областной" харак­тер, отражая, прежде всего, местные события. В Южной Руси была составлена так называемая Ипатьевская летопись, в Северо-Вос­точной - Лаврентьевская.

Киевский митрополит Илларион написал "Слово о законе и благодати", в котором восхваляет князя Владимира и всю Рус­скую землю.

Игумен Даниил описал свое путешествие в "святую зем­лю" Палестину, совершенное в 1106-1108 гг. Это был новый жанр, получивший название "хождение".

Высокого уровня достигла в Киевской Руси архитектура. Памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Большинство каменных сооружений было разру­шено во время нашествия Батыя.

Каменное строительство на Руси началось в конце X века после принятия христианства. Первые сооружения из камня были возведены византийскими мастерами.

Князь Владимир в 989 году заложил в Киеве Десятинную церковь. Так она называлась потому, что на ее содержание была отпущена церковная десятина, то есть десятая часть доходов кня­зя. Строительство церкви было завершено в 996 году, а разрушена она была в 1240 году. Церковь была украшена резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, расписана фресками. Рядом с церковью были воздвигнуты здания княжеско­го дворца.

При Ярославе Мудром византийскими архитекторами око­ло 1037 года был построен в Киеве Софийский собор, сохранив­шийся до наших дней. Это замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Фрески башен Со­фийского собора изображают военные и охотничьи сцены, живот­ных, птиц, представления скоморохов и т.п. Среди фресок собора есть портретное изображение Ярослава Мудрого с семьей.

В XI в. были построены храмы в Полоцке, Чернигове, Вышгороде, киевских монастырях. Замечательным произведени­ем искусства является Софийский собор в Новгороде.

Уровень культуры Древней Руси ярко отражался в разви­тии ремесел. Существовало от 40 до 60 ремесленных специально­стей, многие изделия русских мастеров поднимались до уровня искусства.

Успехи были достигнуты в металлообработке. Русские куз­нецы из железа изготавливали сельскохозяйственные орудия, мо­лоты, клещи, гвозди и т.д. Изготавливалось оружие. В XI веке рус­ские мечи появляются на мировых рынках. Высокого развития достигло гончарное искусство. В Х веке появляется гончарный круг.

Больших достижений добились древнерусские ювелиры. Они делали серьги, кольца, ожерелья, подвески. Выполнялись они из серебра, золота, применялась разноцветная эмаль. В древне­русских кладах находили большое количество ценных ювелирных украшений.

Уникальное значение приобрела на Руси иконопись. Пер­вые иконы, привезенные из Византии, дают представление о ви­зантийской школе иконописи. Среди них одна из главных святынь русского народа - икона "Владимирская Богоматерь". В XII в.

появились и собственные древнерусские иконы. В XII - XIII вв. зародились национальные иконописные школы (в Новгороде, Ярославле, Владимире).

Характерной чертой бытовой жизни населения является существенная разница между образом жизни феодальных верхов и основной массы населения. Крестьяне жили в небольших до­мах, полуземлянках с земляными полами (на юге) и в срубах с деревянными полами (на севере). В городах строились дома (сру­бы), нередко двухэтажные (как правило, нижний этаж был хозяй­ственным, а верхний - жилым).

Совсем иными были жилые помещения знати. Называли их хоромами. Они представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами. Было множество галереек, крылец, и была обязательно башня (терем).

Основным видом одежды как у женщин, так и у мужчин была рубаха: длиннее у женщин, короче у мужчин. У простых людей рубаха была домотканая, у знати - из дорогих тканей. Муж­чины носили под рубахой узкие длинные штаны, а женщины по­верх рубахи надевали юбку.

Верхней одеждой у простых людей была свита - длинное, плотно облегающее одеяние. Носили также плащи. Плащи знати были из дорогих тканей, парчовые, шитые золотом. Княжеские плащи назывались "корзно". Это были длинные одеяния, застеги­вающиеся на одном плече золотыми застежками. Простые шубы -"кожухи"- носили крестьяне и ремесленники. Знать носила шубы из дорогих мехов, шитые золотом.

Крестьянской обувью были лапти - "лыченицы". Горожа­не носили кожаную обувь: сапоги или туфли - "поршни". У знати сапоги были из дорогой кожи, покрытые инкрустацией, иногда украшенные золотой вышивкой.

Развлечением знати были охота ("ловы") и богатые дружин­ные пиры. На столах была дорогая посуда, кубки, серебряные ложки.

Вопрос 7. Политика первых киевских князей (IX-XII вв)

Согласно летописной легенде, в 862 (или 874 г.) варяги Рюрик, Синеус и Трувор

появились под Новгородом с небольшой дружиной. По одной версии, за

этой легендой скрывается насильственный захват власти варягами; другое

объяснение – варяги прибыли по приглашению славян с целью остановить

междоусобную борьбу; существует и третья трактовка исторического факта –

что новгородцы варягов действительно пригласили, но не управлять, а в

качестве постоянного наемного войска.

После смерти Рюрика в 879 г. В Новгороде остается его малолетний сын

Игорь, опекуном которого был поставлен родственник или воевода Рюрика

Олег. В 882 г. Олег уходит на юг, захватывает Любеч, а затем Киев, который и

называет «матерью городов русских». Таким образом произошло

объединение двух основных центров восточного славянства и образование

единого Древнерусского государства. Согласно византийским источникам,

Олег носил титул великого князя русского. При Олеге границы государства

расширились – он подчинил себе племена северян и радимичей. В 908 г.

Олег предпринял поход на Византию – он осаждает Константинополь и

разоряет его окрестности. Византия вынуждена согласиться на выгодный для

Руси договор о торговле, подписанный в 911 г.

Княжение Олега закончилось, очевидно, в 912 г. После него править в Киеве

начал Игорь. Он воевал с древлянами, попытавшимися вернуть себе

независимость после смерти Олега, вновь покорил их и возложил на них

дань «больше Олговы». В 915 г. Начинают свой поход на Русь печенеги.

Разбив их в пределах Русского государства, Игорь, в свою очередь,

предпринимает поход против них в 920 г.

В 941 г. Игорь совершил неудачный поход на Византию – он был разбит под

Константинополем. Через три года, 944 г., Игорь вновь снаряжает войска на

Византию, но византийский император поспешил предложить Игорю мир.

После подписания мирного договора, Игорь отправился в полюдье и в 945 г.

Был убит древлянами при попытке вторичного сбора дани.

После смерти Игоря правили государством его вдова Ольга. Она отомстила

древлянам, а затем регламентировала время и место сбора дани. Дважды

Ольга посещала Константинополь – в 946 и 955 (или в 957) гг. Во время

второго визита она приняла крещение под именем Елена. Вернувшись на Русь, Ольга убеждала своего сына Святослава тоже принять христианство,

однако тот отказался.

Святослав становится великим князем киевским в 957 (или в 962 г.). В 965-

967 г. Он предпринял военный поход, в результате которого была

разгромлена Хазария, нижний Дон снова занят славянскими поселенцами,

образовалось русское Тмутараканское княжество на Таманском полуострове.

В 968 г. Святослав предпринимает поход на Балканы – против Болгарии.

Заняв несколько городов, князь прерывает поход из-за нападения на Киев

печенегов. В 969 г. Предпринят второй поход на Балканы – против Византии в

союзе с болгарами. В 969-970 гг. Святослав разорил Северную Фракию, но в

971 г. Был вытеснен из Болгарии и осажден в Доростоле на Дунае., где

вынужден был заключить для себя не выгодный мирный договор. В 972 (или

973 г.) на обратном пути из Доростола, русское войско попало в засаду

печенегов у днепровских порогов, Святослав погиб.

После смерти Святослава между наследниками началась борьба за власть.

Первым пришел к власти Ярополк (972 г.). В 977 г. Ярополк поссорился со

своим братом – древлянским князем Олегом и начал против него войну, в

результате которой древляне вновь были приведены к покорности, а Олег

погиб.

Расцвет Киевской Руси. Владимир – третий сын Святослава – узнав о захвате

Киева Ярополком, бежал «за море», через два года вернулся в Новгород с

отрядом варягов и вступил в борьбу с Ярополком. В 980 г. Владимир победил

брата в сражении у г. Любеча, и стал великим князем.

В 981 г. Владимир I воевал с Польшей, совершил несколько походов на

вятичей и радимичей, в 983 г. - совершил поход на ятвягов, а в 985 – на

волжских булгар. При Владимире укрепляются границы государства. К

южной границе были переселены часть словен, кривичей, чудь и вятичи.

В 988 г. Владимир I принял крещение сам и затем крестил жителей Киева и

Новгорода. Началась христианизация Руси. Приблизительно в это же время

Владимир I провел административную реформу. Вожди племенных княжеств

были заменены сыновьями Владимира, «светлые» и «великие» князья

устранены.

После смерти Владимира I в 1015 г. Между его наследниками

разворачивается борьба за власть. Вначале власть в Киеве захватил Святополк. По его приказу были убиты трое его братьев – Борис, Глеб и

Святослав. В 1018 г. На берегу Буга Святополк нанес поражение еще одному

брату – новгородскому князю Ярославу, но уже в следующем году потерпел

от Ярослава поражение при Альте. Ярослав становится великим князем

киевским. В 1024 г. Против Ярослава выступил его брат Мстислав

Тмутараканский и нанес ему поражение недалеко от Чернигова. В результате

область к востоку от Днепра перешла к Мстиславу, а западнее Днепра

остались владения Ярослава. Объединение страны под властью Ярослава

произошло в 1035(1036 г.) после смерти Мстислава.

В 1036 г., воспользовавшись отсутствием уехавшего в Новгород Ярослава, на

Киев напали печенеги. Однако вернувшийся Ярослав разгромил их. В 1043 г.

Был предпринят поход на Константинополь, закончившийся неудачей.

Время правления Ярослава мудрого считается расцветом Киевской Руси. При

нем была составлена «Русская Правда», впервые удалось назначить

киевским митрополитом русского священнослужителя Иллариона (1054 г.).

После смерти Ярослава начинается одна из самых кровопролитных и

длительных междоусобиц. В 1068 г. На Русь вторглись половцы, хан Шарукан

дошел до Переяславля. В Киеве вспыхнуло восстание против князя Изяслава

Ярославича, которого горожане даже выгнали из города. Половцев удалось

остановить, но борьба за власть не прекращалась. Вначале Ярославичи

добились возвращения Изяслава в Киев, но в 1073 г. Святослав изгнал его,

положив начало «изгнанию братьев».

Борьба Ярославичей за власть ослабляла обороноспособность государства. В

1097 г. Князья собрались в Любече, чтобы договориться о порядке

наследования столов, но это не дало результата. В 1100 г. На Витичевском

съезде был заключен мир между Святополком, Изяславом, Владимиром

Мономахом, Олегом и Давыдом Святославичами.

В это время над страной нависла половецкая угроза. На Долбском съезде в

1103 гю князья приняли решение об организации похода против половцев. В

1103 г. В урочище Сутень русские нанесли половцам поражение, еще одна

победа – над ханами Боняком и Шаруканом – была одержана в 1107 г. на р.

Сула, походы против половцев продолжались до 1120 г.16 апреля 1113 г. умер князь Святополк, в Киеве вспыхнуло восстание, и

боярство, в обход княжеского старшинства, выбрало великим князем

Владимира Всеволодовича Мономаха.

Прежде он княжил в Ростове (1066-1070), Смоленске (1070-1072, 1077-1078),

Владимире-Волынском (1072-1076), Чернигове (1076-1077, 1078-1094),

Переяславле (1094-113). После утверждения на киевском престоле он

проводит ряд преобразований – в «Русскую правду» включается «Устав» («о

резе» и закупах), ограничивающий ростовщические проценты и

разрешающий отпускать закупов на заработки для возврата долга.

Стремясь укрепить свою власть и прекратить усобицы, Мономах ставит своих

сыновей наместниками: в Новгород – Мстислава, в Переяславль –

Святополка, а после его смерти – Ярополка, в Смоленск – Вячеслава, в

Суздаль – Юрия, во Владимир-Волынский – Андрея.

В 1116-1120 гг. Мономах вместе с сыном Ярополком совершает похорд

против воловцев. Незадолго до своей смерти (1125 г.) Мономах переводит

Мстислава из Новгорода в Белгород, чтобы передать ему киевский престол.

После смерти Мономаха единство государства сохранялось еще при его сыне

Мстиславе Великом (1125-1132), но после смерти Мстислава Русь распалась

на несколько десятков княжеств-государств. Некоторые историики склонны

считать началом феодальной раздробленности именно смерть Мстислава.

Вопрос 8. Значение принятия христианства на Руси

988г. – князь велел киевлянам собраться у Днепра и затем всем войти в реку, на берегу стояли священники и совершали святое таинство крещения.

991г. – язычники подняли мятеж в Новгороде и были усмирены силой оружия, после чего, как и киевлян, собрали на берегу реки и окрестили.

Началось строительство храмов и монастырей. Князь пригласил из Византии образованных священников, открыл церковные школы.

Значение принятие на Руси христианства:

1. Стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.

2. Изменился быт людей. Церковь запретила жертвоприношения, многоженство, кровную вражду и иные языческие традиции.

3. Освоение Византийского культурного наследия. Развитие культуры, создание памятников письменности,

4. Изменилось международное положение Древнерусского государства. Оно встало в общий ряд христианских государств Европы. Князь нуждался в религии, способной укрепить княжескую власть. (пример Византия).

5. Удержать все славянские земли, опираясь лишь на военную силу, нельзя.

Крещение Руси и её расцвет:

При князе Владимире Святославиче, правившем между 978 и 1015, официальной религией Киевского государства в 988 стало христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

В городах, наиболее значительными из которых наряду с Киевом были Новгород, Чернигов, Переяславль, Рязань, Владимир Волынский, Галич, Полоцк, Суздаль, Ростов, Смоленск, Изборск, Тмуторокань, Белоозеро и Плесков (Псков) развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности «Повесть временных лет», (Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития и архитектуры (Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноименный собор в Новгороде). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты). Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

После смерти Владимира на Руси происходит новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых. Сам Святополк оказывается побеждён Ярославом и умирает в изгнании. Правление Ярослава Мудрого (1019 — 1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов «Русская правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире. Разворачивается интенсивное каменное строительство. В 1036 году Ярослав наносит поражение печенегам и их набеги на Русь прекращаются.

Вопрос 9. Культура Руси 9-13 вв

Многие говорят, что раздел культуры – самая скучная часть подготовки к экзаменам. Но это не так, любое занятие можно сделать интересным. Стоит только напрячь воображение.

Особенности культуры IX-XIII веков мы знаем с детства. Вспомните любую русскую сказку, мультик и вам сразу станет все понятно. Итак, особенности домонгольской культуры: (читаем и сравниваем со сказками)

1. Преобладание религиозного мировоззрения.

2. Накопление научных знаний без обоснования их (поэтому и придумал русский народ так много примет)

3. Традиционализм. Все чтили традиции, старались жить так, как жили когда-то их деды.

4. Замедленные темпы развития.

В IX-XII веках на русскую культуру большое влияние оказывала византийская культура. Это и понятно, ведь именно оттуда к нам пришло православие. В дальнейшем (XII-XIII века; времена домонгольской раздробленности) русская культура испытывала влияние стран западной Европы (например Польши).

Перейдем к более конкретным темам.

Русская азбука.
Наверняка, всем вам с детства знакомы имена Кирилла и Мефодия. Так вот, именно они во второй половине IX века придумали русский алфавит. Разумеется, изначально он был не таким, каким мы видим его сейчас. Сначала братья придумали глаголицу, потом немного изменили ее и новый алфавит назвали кириллицей. Вторая версия алфавита была очень похожа на наш теперешний, но современные буквы упрощены. (Были реформы, проведенные Петром Великим, а также в советские времена)

Просвещение.
Письменность на Руси была и до крещения, но мало кто умел читать и писать. Принятие православия способствовало увеличению количества грамотных. О чем свидетельствуют записки, рукописи обычных людей.
Обучение же проводилось монастырями и церквями.
Интересен еще тот факт, что в Европе религиозные книги были на латыни, на Руси же все молитвенники и прочая литература были на древнерусском.

Литература.
Книг было мало, но от того они были еще более ценны. Писались они в ручную, передавались из поколения в поколения. Самые известные произведения:

«Остромирово Евангелие» – древнейшая из книг, которая дошла до нас (1056-1057), была написана для новгородского чиновника Остромира.

«Слово о законе и благодати», написанное Илларионом, первым русским киевским митрополитом времен Ярослава Мудрого. До этого митрополитов на Руси назначала Византия. «Слово..» датируется первой половиной XI века. (несложно запомнить, если ассоциировать эту дату с временами Ярослава Мудрого)

«Повесть временных лет» – самая известная летопись, написанная Нестором в начале XII века. Она рассказывает о действиях, происходящих на Руси от второй половины IX века до времен написания книги.

«Слово о полку Игореве». Автор неизвестен. Написано произведение в конце XII века. Книга повествует нам о походе русских князей в 1185 году на половцев, который был организован князем Игорем Святославовичем. Основная идея – призыв к единению русских князей.

«Слово» и «Моление» Даниила Заточника. Это очень похожие произведения. Время написания – начало XIII века. «Моление Даниила Заточника» было адресовано одному из князей (Ярославу Всеволодовичу, сыну Всеволода Большое Гнездо) и было очень богато с точки зрения языка книги: в нем использовалась сатира, сочетались разговорная речь с книжной.

Вот пожалуй и все книги тех времен, короткие данные о которых вам нужно запомнить.

Архитектура.
До конца X века не было каменных строений вообще. Первым каменным сооружением на Руси была Десятинная церковь в Киеве, построенная Владимиром в конце X века.

Еще одним выдающимся архитектурным памятником был Софийский собор в Киеве. Он был построен в 1037 году Ярославом Мудрым в честь победы над печенегами. Позже соборы, подобные Софийскому собору в Киеве, строились и в других русских городах.

Политическая раздробленность на Руси способствовала развитию культуры в отдельных княжествах. Так например Владимиро-Суздальское княжество интенсивно застраивалось во времена Андрея Боголюбского (Церковь Покрова на Нерли, Золотые Врата, Успенский собор – все это было построено во Владимире, во второй половине XII века).

Среди Новгородской архитектуры стоит отметить церковь Спаса на Нередице (конец XII века).

Живопись.
В IX-XIII веках была широко распространена иконопись. Самая популярная икона –Владимирская икона Божией матери. (наверняка копию ее вы тоже видели, иллюстрация сбоку) Дата написания – рубеж XI-XII веков. Эта икона была очень значима для Руси. Русский народ верил, что эта икона спасла их от многих нападений. Также в некоторой мере икона поспособствовала объединению русских земель: икону из Владимира перенесли в Москву, которая позже стала религиозным, а потом и политическим центром Руси.

Также важной составляющей культуры Руси были фрески и мозаики.

Вот и все, заучивайте данные об произведениях искусства этого периода, а также особенности культуры домонгольской Руси. Это вам очень пригодится на экзамене. Скоро будет задание на эту тему.

Вопрос 10. ПРИЧИНЫ, СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И НА РУСИ. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ, НОВГОРОДСКОЕ И ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВА.

На рубеже XI-XII веков единое Древнерусское государство распалось на целый ряд княжеств и земель. Начинается период политической раздробленности.

В 1054 г. умер Ярослав Мудрый. Наследниками стали его сыновья: Изяслав, Святослав и Всеволод. Изяслав (старший сын) получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество. Свя­тослав - Черниговскую землю, землю вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; Всеволод - Переяславль, Ростово-Суздальскую зем­лю, Белоозеро и Поволжье.

Распределение это было странным, так как земли были расположены чересполосно. Видимо, Ярослав таким образом пы­тался предупредить возможность будущего раздробления и создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга. Действи­тельно, первое время сохранялось некоторое единство Руси. Трое братьев, заключив между собою соглашение, совместно выступа­ли против общих врагов.

В 1068 году в битве на р. Альте (неподалеку от Переяславля Киевского) половцы разбили Ярославичей. Киевляне потребо­вали оружия, чтобы самим обороняться против кочевников, но Изяслав побоялся вооружить горожан. Началось восстание. Изяс­лав бежал из города, а князем восставшими был посажен полоц­кий князь Всеслав.

Однако вскоре Святослав, собрав дружину, разгромил по­ловцев. А Изяслав с помощью польских войск в 1069 году пода­вил восстание в Киеве. Многие горожане за участие в восстании были казнены и ослеплены.

Затем начинаются усобицы между самими Ярославичами. В 1073 г. Святослав и Всеволод, обвинив Изяслава в том, что он якобы тайно сговаривается против них с половцами, выступили против него. Изяслав снова бежал из Киева. В 1076 г. Святослав умирает и Изяслав возвращается в Киев. В 1078 г. в одной из битв Изяслав погибает. Великим князем стал Всеволод. Княжил он не­долго. В 1093 г. он умер, и на престол вступил сын Изяслава Свято-полк. Но усобицы между князьями продолжались. И тогда в 1097 г. по инициативе сына Всеволода, переяславского князя Владимира Мономаха, в г. Любече собрался княжеский съезд.

Все князья признали вред усобиц, решили быть единодуш­ными и приняли новый принцип организации власти на Руси: каж­дый князь самостоятельно управляет своей вотчиной.

Таким образом, Русская земля больше не считалась еди­ным владением всего княжеского дома, а была совокупностью отдельных "вотчин", наследственных владений ветвей княжеско­го дома. Установление этого принципа юридически закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества. Оно закрепляло феодальную раздробленность.

Однако разделив землю, князья не стали единодушными. Они продолжали войны. Во время кровавых усобиц они не только истребляли друг друга, но и подрывали силы всей Русской земли.

С конца XI - начала XII вв. о киевском великом князе вспо­минали все реже, хотя центром государства оставался Киев. Действи­тельная государственная власть перешла в руки князей на местах.

В это же время на Руси обостряется борьба крестьян и го­родского люда. Летописи XII-XIII вв. сообщают о народных анти­феодальных движениях во многих городах и землях Русского го­сударства. Крупные восстания были в Новгороде (1136 г.), Галиче (1145 и 1188 гг.), Владимире-на-Клязьме (1174-1175 гг.). Наиболее мощным было восстание в 1113 г. в Киеве, где процветало ростов­щичество, а городская знать закабаляла простой люд.

Князь Святополк Изяславич покровительствовал ростов­щикам, был неразборчив в средствах обогащения, занимался спе­куляцией солью и хлебом. Его смерть 17 апреля 1113г. послужила сигналом к восстанию. Восставшие киевляне громили дома знати и ростовщиков.

Напуганное киевское боярство обратилось к переяславс­кому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху с просьбой за­нять великокняжеский престол. Владимиру Мономаху было уже 60 лет, он был внуком (по линии матери) византийского импера­тора Константина Мономаха, пользовался заслуженной популяр­ностью на Руси, был вдохновителем и организатором многих по­ходов против половцев. Широко образованный, литературно ода­ренный, Владимир был именно той личностью, которая могла уменьшить недовольство низов.

Став великим князем, Владимир облегчил положение ни­зов, запретил превращать за долги свободных в холопы, снизил ростовщический процент с 33 до 20.

Владимир Мономах всячески стремился усилить свою власть. Признавая право каждого князя на его личную вотчину, полученную по наследству, он вместе с тем под угрозой лишения этих владений требовал от князей прекращения усобиц и повино­вения. При Владимире Мономахе усобицы прекратились, страну перестали тревожить половцы.

Княжение Владимира Мономана (1113-1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125-1132 гг.) было временем восстановле­ния единства Древнерусского государства.

Однако центробежные силы о


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: