Примерно с 1240 г. начало формироваться иго — система зависимости покоренной Батыем Руси от ханов Золотой Орды. Сама Золотая Орда обрела формальную самостоятельность от монгольской империи после смерти Батыя, в правление его брата Берке, но реально и Бату-хан являлся независимым от Каракорума властителем. Золотая Орда охватывала земли волжских болгар, половецкую степь, Крым. Приуралье, Западную Сибирь, Хорезм. Это было мощное многолюдное государство с сильной многочисленной армией. Богатства и власть его первых правителей казались безграничными. Посол папы римского Каприни, побывавший у Батыя, утверждал, что хан имеет под рукой до 600 тыс. войска (160 тыс. татар и 450 тыс. иноплеменников).
Ордынское иго держалось в Северо-Восточной Руси с 1240 по 1480 г. В Южной Руси оно пало на сто с небольшим лет раньше — в 1362 г., когда литовские войска разбили татар у Синих Вод и южная окраина (Украина) Руси перешла в подчинение княжеству Литовскому.
Двумя основными формами зависимости Руси от Орды были выдача ханами так называемых золотых ярлыков на великое княжение и уплата Русью дани (ордынского выхода).
Золотой ярлык Золотой ярлык представлял собой вытянутую позолоченную пластинку с округлыми краями и дырочкой, за которую ярлык можно было подвешивать. Но эта пластинка означала, что ее обладатель становится старшим среди русских князей. Все на Руси должны были его слушаться, за неповиновение грозила расправа, причем на подмогу великому князю в случае надобности могли прийти татарские войска.
Поначалу Батый дал золотой ярлык на всю Русь Ярославу Всеволодовичу, после его смерти учредил два великих княжения — Владимирское, с подчинением ему фактически всей Северо-Восточной Руси, и Киевское. Но реально наибольшей властью и значением обладал великий князь владимирский.
Вокруг ярлыка на великое княжение Владимирское шло отчаянное соперничество, и ханы успешно этим пользовались, проводя политику «разделяй и властвуй». Они не давали владимирскому великому князю слишком усилиться, но в то же время не позволяли более чем двумстам удельным правителям стать самостоятельными князьями, третирующими верховную власть великого князя. Нравы князей и всего русского населения ожесточились. Пренебрежение к человеческой жизни, восточный деспотизм и раболепие перед сильным проникли в поры русского общества.
Ордынский выход Ордынский выход, по предположениям ученых, равнялся примерно десятой части доходов русичей. Он собирался с дома-хозяйства. Вначале его собирали ханские сборщики — баскаки — нерегулярно, то в одних частях страны, то в других. Сбор дани сопровождался насилием и произволом, часто с заплативших требовали дань вторично, неплательщиков обращали в рабов. Население страдало, а
разоренное хозяйство не могло подняться. Чтобы регламентировать дань, были посланы на Русь «численники», которые переписали людей («взяли число»). Теперь баскаки собирали определенные налоги, и это, по мнению известного историка С.М.Соловьева, было менее разорительно. Позже, с 1330-х гг., после ряда восстаний и гибели не одного баскака, дань стали собирать и возить в Орду великие князья владимирские. От выплаты дани было освобождено только православное духовенство.
В целом, ордынский выход лег на русское общество тяжким бременем, способствовавшим неразвитости и бедности Руси. Столь необходимые разрушенной стране средства из столетия в столетие уходили за рубеж1. 3. Первые годы ига.
После гибели Юрия Всеволодовича старшим князем Владимиро-Суз-дальской Руси стал его брат Ярослав — князь переславль-залесский. Он въехал во Владимир, похоронил мертвых, стал собирать разбежавшихся по лесам людей. Потом Ярослав, первым из русских князей, noex&i к Батыю в его столицу на Волге — Сарай-Бату. Это было признание зависимости от хана. Батый принял Ярослава ласково, усадил на почетное место и, как пишет летопись, почтил князя и его мужей честью. Хан, которого русские часто звали, как и византийского императора, царем, выдал Ярославу золотой ярлык: «Буди ты старей всем князьям в русском языце».
Кстати, позже Батый также гостеприимно примет Даниила Галицкого, похвалит его воинские подвиги, не будет настаивать, чтобы Даниил пил ненавистный русским кумыс. Хан был мудр и стремился править улусами не только силой и жестокостью. Хотя последние часто применялись к вассальным правителям. Так, Михаил Черниговский был умерщвлен в Орде за отказ выполнить языческий обычай «очищения» — пройти между двух костров.
Ярослав был великим князем с 1243 по 1246 г. Однажды он был вызван в Каракорум в Монголию. Регентша малолетнего монгольского императора Гуюка ханша Туракина поднесла русскому князю чашу. Не выпить было нельзя. Ярослав выпил, вскоре разболелся и умер. Тело его посинело, что наводило на подозрение — Ярослава отравили.
Батый распределил ярлыки, ссылаясь на завещание Ярослава, великим князем владимирским объявил второго, любимого, сына Ярослава — Андрея, а старшему Ярославичу — Александру Невскому выделил Киев. Александр, прославленный победами над шведами на Неве (1240) и над
1 Не все ученые склонны смотреть на иго, как на зло. Например, Л.Н. Гумилев в своих трудах доказывает, что ига, т.е. тяжелой зависимости Руси от Орды, не было, а был взаимовыгодный союз Руси и Золотой Орды.
Историки и философы, которые получили название «евразийцы», отмечали, что, несмотря на разорение Руси и тяжелые стороны ига, именно зависимость от Орды создала возможность культурного и политического сближения Руси и Востока, когда было заимствовано много ценного от восточных цивилизаций; Русь сохранила и усилила свою самобытность; при иге сложились условия формирования великорусского народа, новой системы государственной власти, социальных отношений, которые в дальнейшем привели к становлению великой державы — России. У Российской цивилизации, по мнению евразийцев, — большое будущее: совмещая черты европейской и азиатских моделей общества, она послужит мостом между цивилизациями Запада (Европы) и Востока (Азии). Поэтому иго — явление сложное и противоречивое, которое нельзя оценивать только с отрицательной стороны.
В.О.Ключевский полагал, что не стоит переоценивать влияние ига на внутреннюю жизнь Руси и ее культуру. Ему это влияние виделось небольшим.
крестоносцами на Чудском озере (1242), обиделся, но, видимо, не на хана. С Батыем он был в лучших отношениях. Единственный сын Батыя Сар-так, крещеный царевич, являлся другом и побратимом Александра. Очевидно, Александр приписал происшедшее проискам брата. В уничтоженный Киев он не поехал, ушел в свой Переславль-Залесский. Александр полагал, что у Руси нет сил бороться за независимость, поэтому лучше поддерживать добрые связи с Ордой. Это спасет от новых жертв и потерь.