Образование и просвещение

Школы Россия продвинулась вперед в области школьного об-
разования. Вслед за открытыми в первой половине
царствования Петра Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной, Меди-
цинской школами, с 1714г. начинают появляться цифирные школы в гу-
берниях. В цифирных школах учительствовали выпускники Навигацкой
школы, дети там изучали арифметику и начала геометрии. К 1725 г. дейст-
вовало 42 цифирные школы, училось в них 2 тыс. школяров. Солдатских
детей грамоте и счету обучали в специальных гарнизонных школах. На
железоделательных Олонецких и Уральских заводах появились горные
школы, выпускавшие рудознатцев и иных мастеров. Отпрыски белого ду-
ховенства учились в 46 епархиальных училищах. Как высшее учебное за-
ведение по-прежнему действовала Славяно-Греко-Латинская академия в
Москве. Высшей школой для церковных служителей была Киевская ду-
ховная академия.

Обучение за границей. Многих дворянских недорослей отправляли учиться за рубеж. Иногда за границу выезжали для обучения
взрослые люди, например, Д.М.Голицын или П.А.Толстой. Последний ре-
шился на такой шаг в возрасте 52 лет, имея уже взрослых детей и внуков.
Российские волонтеры по одному или группами учились навигации, ко-
раблестроению, инженерному делу, медицине, живописи, архитектуре в
Голландии, Англии, Франции, Италии. К 1725 г. на учебе за границей по-
бывало свыше 1 тыс. человек, к сожалению, не все возвращались выучив-
шись. Встречались волонтеры, которые на экзамене, принимавшемся са-
мим царем, не могли продемонстрировать никаких знаний. Многие при-
знавались, что они все время гуляли и проматывали отпущенные на учебу
деньги. Таких определяли в солдаты или матросы.

Академия наук. Из-за границы в Россию приехало немало специали-
стов и ученых. Каждый русский, выезжавший в евро-
пейские страны, получал царское предписание завербовать двух знающих
иноземцев. С помощью иностранных ученых в Петербурге сумели создать
Российскую Академию наук, которую торжественно открыли в 1725 г. При
академии русских студентов знакомили с различными науками. Для за-
вершения образования их потом отправляли в Европу.

Российская Академия существовала, в отличие от большинства иност-ранных научных академий, за счет государственного бюджета. Казна оп-лачивапа и поездки студентов.

Новые типографии. В петровское время книг печаталось гораздо больше, чем ранее, чему способствовало открытие нескольких новых типографий: Петербургской, печатавшей официальные указы, манифесты и объявления властей; Сенатской; при Александро-Невской лавре в Петербурге; типографии Морской академии; первой в России частной типографии посадского человека Василия Киприянова.

Книги. Прежде книги печатались красивыми, но сложными для прочтения церковно-славянскими буквами, Петр I в 1708 г. ввел упрощенный в написании букв алфавит. Книги стало легче читать не только из-за нового гражданского шрифта, книжный язык начал упрощаться, отходя от старославянского к современному разговорному языку конца XVII — начала XVIII вв. Правда, при Петре очень модно было «засорять» русский язык употреблением к месту и не к месту иностранных слов, поэтому в сочинениях той поры мы встречаем вместо «победы» — «виктории», вместо военного учения — военные «экзерциции», вместо истории — «гисторию», любовь именуется «амуром» и т.д.

В начале XVIII в. вышли новые школьные учебники — «Букварь словен-скими, греческими, римскими письмены учатися хотящим» преподавате-ля Славяно-Греко-Латинской академии Федора Поликарпова; «Арифме-тика, сиречь наука численная» Леонтия Магницкого. «Арифметика» Маг-ницкого стала очень популярной, благодаря наличию в книге большого числа практических полезных советов. Автор рассказывал, как вычислить глубину колодцев, высоту стен и прочие.

При Петре появилась первая отечественная газета — «Ведомости» (1702), рассчитанная на широкий круг читателей. А вообще первой русской газе-той были рукописные, выходившие в единственном экземпляре, «Куран-ты», которые сообщали отцу Петра Алексею Михайловичу Тишайшему иностранные новости. «Ведомости» печатали сведения о сражениях Се-верной войны и прочих, ведомых Россией войн, сообщали о европейских событиях, об открытии мануфактур, о научных и изыскательских экспе-дициях, о празднествах и т.д.

Большой спрос был в петровскую эпоху на печатные календари, в кото-рых имелась различная дополнительная информация, в частности, указы-валось время восхода и захода солнца, сообщалось об ожидавшихся затме-ниях или погоде.

Печатались также научные книги по географии, в том числе с описанием российских земель, исторические труды — «Гистория Свейской (т.е. шведской, Северной) войны», «Рассуждение о причинах Свейской вой-ны» крупного дипломата Петра Шафирова.

Произведения художественной литературы петровского времени про-никнуты новыми идеями и свободны от оков старомосковского религиоз-ного сознания. Примером тому может служить популярная в начале XVIII в. повесть «Гистория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли».

Герой повести сын бедного дворянина Василий Кариотский поступает на мат-росскую службу. В Кронштадте замечают его прилежание и природный ум. И вот наш герой уже волонтер в Голландии. Науки, языки, правила хорошего тона даются Василию легко. Наш галантный кавалер и смелый воин трогает сердце самой флорентийской королевы, конечно, молодой красавицы. Но на долю Кариотского еще выпадет немало приключений, прежде чем он, ставший названым братом австрийского императора, станет супругом Ираклии Флорентийской.

Вероятно, многие дворянские недоросли стремились быть похожими на Василия Кариотского. В этом им должна была помочь книга «Юности честное зерцало», составленная на основе переводной литературы. Это сочинение учило правилам поведения в семье, среди товарищей, в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: