Лексическая тема «Домашние животные зимой».
Звуки [ф], [ф'], [в], [в']
Занятие 1
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас; домашний, теплый, полезный, умный; кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [в]—[ф] в словах). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Автоматизация произношения звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
|
|
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Наборное полотно, магнитофон, кассета с записью голосов домашних животных, предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей1, конверты с пазлами «Домашние животные», тетрадь №2 по числу детей, контейнер с карандашами.
Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями домашних животных и их детенышей. Рассматривание фотографий домашних питомцев детей и сотрудников детского сада. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Разучивание пальчиковой гимнастики «Буренушка». Чтение рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь». Формирование понятия ударный слог на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие слухового внимания. Актуализация номинативного словаря по теме «Домашние животные». Расширение словаря глаголов по теме «Домашние животные».]
1 Живая природа. В мире ЖИВОТНЫХ. Выпуск 1.- СПб.. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005,
Логопед пригашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места за столиком, включает магнитофон. Звучат голоса животных. Логопед выключает магнитофон.
Логопед. Где мы с вами только что побывали? Что там услышали?
Дети. Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних животных.
|
|
Логопед. Перечислите их.
Дети. Мы услышали голоса коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки, кошки.
Логопед. Как подает голос собака?
Дети. Она лает.
Логопед. А кошка?
Дети. Она мяукает.
Логопед. А свинья?
Дети. Свинья хрюкает.
Логопед. Кто знает, как подают голос корова, лошадь и овца?
Дети. Корова кричит: «Му!»
Логопед. Корова мычит. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает корова?
Дети. Корова мычит.
Логопед. Как подает голос лошадь?
Дети. Она кричит: «И-го-го!»
Логопед. Лошадь ржет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает лошадь?
Дети. Лошадь ржет.
Логопед. Как подает голос овца?
Дети. Овца кричит: «Бе-е-е».
Логопед. Овца блеет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает овца?
Дети. Овца блеет.
Логопед. Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том, как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.
2. Беседа о домашних животных с опорой на картинки. [Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие диалогической речи.]
Логопед помещает на наборное полотно альбом «Живая природа. В мире животных».
Логопед. Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
Дети. На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: коза с козленком, свинья с поросятами, овца и баран с ягненком, лошадь с жеребенком, собака, корова.
Логопед. Каких домашних животных можно считать крупными?
Дети. Корову и лошадь.
Логопед. Вспомните, какую пользу приносят эти животные.
1-й ребенок. Корова дает человеку молоко и мясо.
2-й ребенок. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.
Логопед. Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?
Дети. Овцу, барана, козу, свинью.
Логопед. Какую пользу приносят эти животные?
3-й ребенок. Свинья, овца и баран дают человеку мясо, шкуру, а овцы и баран — еще и шерсть.
4-й ребенок. Коза дает очень полезное молоко, пух, шерсть.
Логопед. Каких домашних животных, мы считаем мелкими?
Дети. Собаку и кошку.
Логопед. Расскажите о том, какую пользу они приносят.
1-й ребенок. Собака охраняет хозяина и его дом.
2-й ребенок. Кошка в деревенском доме ловит мышей.
Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они?
Дети. Нужные.
Логопед. Все они приносят пользу. Значит, какие они?
Дети. Полезные.
3. Работа с пазлами «Домашние животные». [Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, мышления, тонкой моторики. Расширение и уточнение словаря по теме «Домашние животные».]
Логопед раздает детям конверты с пазлами, состоящими из 8—10 частей.
Логопед. Достаньте из конвертов пазлы и соберите картинки. Изображения домашних животных на доске будут для вас подсказками.
Дети выполняют задание.
Логопед. Молодцы. Вы очень быстро справились с трудной задачей. Кто у тебя на картинке, Даша? Подбери как можно больше слов об этом животном, отвечающих на вопрос «Какая?»
1-й ребенок. Это корова. Она большая, рогатая, хвостатая, умная, добрая.
Логопед. А у тебя кто, Ванюша? Подбери как можно больше слои об этом животном, отвечающих на вопрос «Что делает?»
2-й ребенок. Это собака. Она охраняет, лает, служит, дружит.
|
|
Логопед. Теперь Арина назовет свое животное и расскажет, какое оно.
3-й ребенок. Это лошадь. Она большая, красивая, гордая, стройная, умная.
Логопед. Кирилл, называй свое животное и рассказывай, что оно может делать.
4-й ребенок. Это кошка. Она мяукает, мурлычет, лакает, ловит, умывается, играет.
Логопед. Вы замечательно выполнили мое задание. Сложите пазлы в конверты и пройдите на коврик.
4. Пальчиковая гимнастика «Буренушка». [Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.]
Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.
Дай молока, Буренушка, Показывают, как доят корову.
Хоть капельку — на донышке.
Ждут меня котятки. Делают «мордочки» из пальчиков.
Малые ребятки.
Дай им сливок ложечку, Загибают по одному пальчику на
Творогу немножечко, руках, начиная с мизинцев, па каждое
Масла, простоквашки, название молочного продукта.
Молока для кашки. Снова «доят».
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Чешская песенка
5. Проговаривание чистоговорок. [Автоматизация произношения звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.]
Логопед предлагает детям вспомнить, как правильно произносится звук [ж], и произнести всем по кругу друг за другом чистоговорки из книги «Будем говорить правильно».
Логопед. А теперь повторяйте вслед за мной.
Жа-жа-жа-жаба.
Жа-жа-жа-лужа.
Жи-жи-жи-живы.
Жи-жи-жи-ножи.
Жо-жо-жо-Жора.
Жо-жо-жо-свежо.
Же-же-же-Женя.
Же-же-же-уже.
6. Работа в тетради №2. [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [в]—[ф] в словах).]
Логопед вновь приглашает детей за стол, раздает им тетрадь №2, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетради. Какие буквы написаны в левом верхнем углу правой страницы?
Дети. В, ф, б, т.
Логопед. Какие картинки вы видите рядом с буквами?
Дети. Художник нарисовал корову, фрукты, ванну, кофту.
Логопед. Соедините с буквами в, ф те картинки, в названиях которых есть звуки [в], [ф].
Дети выполняют задание.
Логопед. Какие картинки вы соединили с буквой в?
|
|
1-й ребенок. Ванну и корову.
Логопед. Какие картинки вы соединили с буквой ф?
2-й ребенок. Фрукты и кофту.
Логопед. Подумайте, как правильно раскрасить картинки, и приступайте к работе.
Дети выполняют задание.
Логопед. Вы замечательно выполнили задание! Я горжусь вами! Закройте тетради.
7. Упражнение «Телеграф». [Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).]
Логопед убирает тетради и карандаши.
Логопед. Вы только что раскрасили корову. Л знаете ли вы, как называется ее детеныш?
Дети. Теленок.
Логопед. Давайте четко проговорим это слово по слогам и простукаем его. На ударный слог мы еще и топнем правой ногой.
Дети. Те-ле-нок.
Аналогично проговариваются слова котенок, ягненок. Предварительно логопед выясняет, чьи это детеныши.
8. Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -опок-, -енок-, -ат-, -ят-).]
Логопед предлагает детям вновь пройти на ковер, потянуться, а потом сесть по-турецки.
Логопед. Теперь я хочу проверить, какие вы внимательные. Послушайте стихотворение «Мои друзья».
На подворье нашем
Овцы и барашек,
Хрюшка с поросенком
И коза с козленком,
Добрый пес Трезорка
И корова Зорька,
Кролики, крольчата,
Лошадь, жеребята.
Все они хорошие,
Я их всех люблю.
Кроликов я травкою
Утром покормлю.
Г. Ладонщиков
О ком это стихотворение?
Дети. О домашних животных.
Логопед. Перечислите их названия.
Дети. Овцы, барашек, свинья, коза, пес, корова, кролики, лошадь.
Логопед. Хорошо. А теперь перечислите детенышей домашних животных, о которых говорится в стихотворении.
Дети. Поросенок, козленок, крольчата, жеребята. (И т. д.)
Логопед. Молодцы!
9. Игра «Угости животных»1. [Совершенствование грамматического строя речи.]
1 Нищева Н. В. Играйка 5. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСО, 2004.
Логопед ставит перед детьми коврограф, на котором закреплены плоскостные изображения домашних животных (кролика, коровы, кошки, собаки), закрепляет рядом с каждым животным яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения» (стог сена, кочан капусты, коробку с мола» ком и рыбку, косточку и кусочек мяса) (рис. 24).
Логопед. Вспомните, чем человек кормит домашних животных. Выберите по одному животному, протяните шнурочек от него к угощению, предназначенному ему. Расскажите, кого и чем вы угостили. Постарайтесь рассказывать по-своему и не повторяться.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
1-й ребенок. Я накормлю корову сеном.
2-й ребенок. А я угощу кролика морковкой.
3-й ребенок. Кошку можно напоить молоком и накормить рыбой.
4-й ребенок. А собаку можно угостить косточкой и мясом.
Логопед. Вы хорошо выполнили последнее задание.
10. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает коврограф и предлагает детям перечислить все задания, которые они выполняли, рассказать, что им было интересно. Затем он оценивает работу каждого ребенка или предлагает сделать это самим детям.