Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, образование однокоренных слов). Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [в']—[ф']). Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах с открытым слогом и предложениях с этими словами.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, фонематических представлений, зрительного внимания, речевого слуха, связной речи, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, коврограф, контейнер с карандашами, тетрадь №1 по числу детей; корзинка, наполненная бобами, фигурки домашних животных и их детенышей, плоскостные изображения дерева, куста, мостик из кубиков, флажки желтого и коричневого цветов по числу детей, карточки с изображениями следов домашних животных с одной стороны и слогами с другой стороны.
Предварительная работа. Разучивание диалога "Кисонька-мурысенька, где ты была?», упражнения «Кролики» с воспитателем. Выполнение на индивидуальных занятиях с логопедом упражнений артикуляционной гимнастики для подготовки к постановке звука [р].
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. Развитие тонкой моторики, тактильных ощущений.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках. В ней среди бобов спрятаны резиновые или пластиковые фигурки домашних животных. Логопед предлагает детям по очереди опустить руки в корзинку и найти там по одной игрушке. Дети выполняют задание и проходят в кабинет.
2. Игра «Найди детенышей». [Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).]
Логопед убирает корзинку.
Логопед. Посмотрите на игрушки, которые вы достали из корзинки. Кто это?
Дети. Это домашние животные.
Логопед. Назовите их.
1-й ребенок. У меня корова.
2-й ребенок. Ау меня баран.
3-й ребенок. У меня коза.
4-й ребенок. Ау меня кролик.
Логопед. Обратите внимание на то, что все домашние животные очень грустные. Знаете, почему? Они потеряли своих детенышей. Посмотрите вокруг и помогите животным найти малышей. Когда вы найдете детеныша своего животного, возьмите фигурку и пройдите за стол.
До начала занятия логопед расставляет на полках в открытых стенных шкафах фигурки детенышей домашних животных. Дети выполняют задание логопеда.
Логопед. А теперь расскажите о том, где прятались детеныши. Постройте красивые предложения.
1-й ребенок. Теленок прятался поддеревом.
2-й ребенок. Ягненок стоял на мостике.
3-й ребенок. Козленок выглядывал из-за куста.
4-й ребенок. Кролик сидел в ящике.
Логопед. Поставьте фигурки животных и их детенышей на середину стола.
3. Упражнение «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение).]
Дети выставляют фигурки животных и их детенышей в ряд на столе.
Логопед. Посмотрите внимательно. Какое животное с детенышем лишнее и почему?
Дети. Лишние кролик и крольчонок, потому что у них нет рогов. А у всех остальных животных есть рога.
Логопед убирает фигурки кролика и крольчонка.
Логопед. Давайте образуем семейку слов от слова рога, а для этого сравните рога всех этих животных и их детенышей. Какие рога у козленка, теленка и ягненка?
1-й ребенок. У них маленькие рога, рожки.
Логопед. У барана самые большие рога. Как их можно назвать?
2-й ребенок. Рожищи.
Логопед. У всех этих животных и их детенышей есть рога. Какие эти животные?
3-й ребенок. Рогатые.
Логопед. А знаете ли вы, чем пользуются мальчишки, чтобы научиться метко стрелять в цель? Название этого предмета тоже образовано от слова рога.
4-й ребенок. Мальчишки стреляют из рогатки.
Логопед. Верно. Давайте перечислим все слова, которые мы образовали от слова рога.
Дети. Рожки, рожищи, рогатые, рогатка.
Логопед. Давайте составим предложения с этими словами.
Если дети затрудняются, логопед помогает им вопросами.
1-Й ребенок. У теленка, козленка и ягненка маленькие рожки.
2-й ребенок. У барана большие закрученные рожищи.
3-й ребенок. Корова, коза и баран — рогатые домашние животные.
4-й ребенок. Мальчишки учатся стрелять из рогатки.
4. Работа в тетради №1. [Профилактика нарушений письменной речи. Развитие тонкой моторики.]
Логопед убирает фигурки животных и их детенышей, раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетради там, где лежит закладка. Посмотрите на правую страницу. Кого изобразил художник?
Дети. Лошадь, собаку и кошку.
Логопед. Верно. Послушайте загадку об одном из этих животных.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Дети. Это собака.
Логопед. Верно. Возьмите серый карандаш, обведите собаку по контуру, раскрасьте ее, нарисуйте ей глаз.
Дети выполняют задание.
Логопед. Теперь коричневым карандашом обведите по контуру лошадь, а оранжевым — кошку.
Дети обводят изображения домашних животных по контуру. Логопед оценивает их работу и выдает за старание наклейки на тетради. Дети закрывают тетради. Логопед убирает контейнер с карандашами и тетради.
5. Упражнение «Кролики». [Развитие общей моторики, координации речи с движением.]
Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и выполнить уже знакомое упражнение.
Мы на ферме побывали, Идут по кругу, держатся за руки.
Белых кроликов видали.
Шустренькие кролики Прыгают по кругу, сделав «ушки» из
пальчиков.
То ложились, Ложатся.
То кружились Кружатся.
В прополочном домике.
Лапками стучали. Хлопают в ладоши.
Весело пищали. Топают ногами.
Мы зверькам Идут по кругу, держатся за руки.
Не травки жесткой — Клеверу достанем...
Вырастайте Прыгают по кругу, сделав «ушки» из
С нежной шерсткой, пальчиков.
С круглыми хвостами.
К. Кубилинскас
6. Диалог «Кисонька-мурысенька, где ты была?» [Развитие просодической стороны речи (четкости дикции, интонационной выразительности).!
Логопед предлагает детям вспомнить диалог, который они разучили с воспитателями. Он разбивает детей попарно и предлагает каждой паре выразительно рассказать диалог. Логопед определяет лучших.
—Кисонька-мурысенька, Где ты была?
—На мельнице.
—Кисонька-мурысенька, Что там делала?
—Муку молола.
—Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла?
—Прянички.
—Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела?
—Одна.
—Не ешь одна! Не ешь одна! Народная игра
7. Упражнение «Разноцветные флажки». [Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [в']—[ф']).]
Дети стоят на ковре лицом к логопеду. Логопед раздает детям флажки двух цветов.
Логопед. Сейчас я хочу проверить, как вы сумеете различать звуки [в']—[ф'] в слогах, словах, предложениях. Если вы услышите звук [в'], то поднимите желтый флажок, а если услышите звук [ф'], то поднимите коричневый флажок.
Логопед произносит цепочку слогов, слов, предложения, а дети поднимают соответствующие флажки.
Логопед. Ви, ве, фи, вя, фё, фе. Ведро, филе, фигура, свет, креветка, картофель. Света любит кататься на велосипеде. Фима пил компот из фиников.
8. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р].]
Логопед приглашает детей к зеркалу, проверяет, чтобы они правильно сели и хорошо видели в зеркале свое лицо и лицо логопеда.
Логопед. Давайте сделаем несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Первое упражнение называется «Грибок». Широко откройте рот, присосите язык к нёбу. Удерживайте его, пока я буду считать до 10.
Упражнение выполняется 3 — 4 раза. После каждого выполнения логопед предлагает детям проглотить слюну и отдохнуть.
Логопед. Следующее упражнение «Лошадка» вам хорошо знакомо. Широко откройте рот и медленно пощелкайте языком, как будто лошадка цокает копытами.
Упражнение выполняется в течение 20 — 30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть, проглотить слюну, расслабиться.
Логопед. И последнее упражнение называется «Пулемет». Широко откройте рот, поставьте кончик языка за верхние зубы, на бугорки, быстро произносите: «д-д-д-д-д», как будто строчите из пулемета.
Упражнение также выполняется в течение 20—30 секунд. Через каждые 10 секунд логопед предлагает детям отдохнуть, проглотить слюну, расслабиться.
9. Упражнение «Повтори за мной». [Автоматизация правильного произношения звука [ж] в словах с открытым слогом и предложениях с этими словами.]
Дети остаются у зеркала. Логопед сидит на маленьком стульчике у них за спиной.
Логопед. А теперь вспомните, как правильно произносится звук [ж]. Произнесите его.
Дети. Ж.
Логопед. Сделаем упражнение «Повтори за мной». Вы по очереди будете повторять за мной слоги, слова, предложения, следя за произношением звука [ж].
Далее логопед произносит слоги, слова, предложения из книги «Будем говорить правильно», а дети по очереди повторяют их.
Логопед. Жа-жи-же-жо-жу, жаба, жаль, ежата, бежать, жить, покажи, Женя, уважение, ожог, желудь, жук, хожу, жасмин, животное, можжевельник, вижу, джем. У ежа ежата. Женя — лыжник. У Жанны новая пижама. Пожарные едут на пожар. Жора точит ножи.
Логопед оценивает работу детей.
10. Игра «Следы на снегу». [Развитие зрительного внимания и восприятия, совершенствование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами.]
Логопед приглашает детей к коврографу, на котором вразбивку прикреплены изображения следов домашних животных.
Логопед. Посмотрите-ка, домашние животные оставили на снегу следы. Выберите по два одинаковых следа и подумайте, кто же их оставил.
1-й ребенок. Я думаю, что эти следы оставил кот.
2-й ребенок. А я нашла следы лошади.
3-й ребенок. У меня следы собаки.
4-й ребенок. Ау меня следы кролика, потому что они похожи на заячьи следы.
Логопед. Вот так молодцы! Я даже не думала, что вы так, легко выполните это задание. Только это еще не все. Животные приготовили загадку для вас. Переверните карточки со следами и из слогов на обратной стороне составьте слова. Прочитайте их.
Дети составляют слова, помещают их на наборное полотно и читают.
1-й ребенок. Фан-тик.
2-й ребенок. Коф-та.
3-й ребенок. Ван-на.
4-й ребенок. Ди-ван.
Логопед. Отлично!
11. Организация окончания занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает карточки с коврографа и предлагает детям рассказать, чем они занимались сегодня. Затем предлагает детям назвать имя того, кто лучше всех выполнял задания, был внимательным и сообразительным. Логопед обязательно поощряет всех детей.