Занятие 4 3. Выразительное рассказывание сказки логопедом с иллюстри­рованием с помощью плоскостных фигурок на магнитной доске

Коррекционно-образовательные цели. Обогащение словаря по теме «Дикие животные». Обучение детей пересказу знакомой сказки с опорой на зрительные образы. Формирование способ­ности передавать содержание без пропусков и искажений. Фор­мирование представлений о главном в характере сказочных геро­ев. Совершенствование грамматического строя речи (согласова­ние прилагательных с существительными).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, рече­вого слуха, общих речевых навыков (звукопроизношения, четкости дикции, интонационной выразительности речи), координации ре­чи с движением, общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответст­венности, самостоятельности. Воспитание любви к чтению.

Оборудование. Магнитная доска, цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки для магнитной доски, черно-белые картинки для раскрашивания по числу детей, контейнер с цветными каранда­шами, элементы костюмов для рассказывания сказки по ролям.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Ко­лобок».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона восприятия сказки. Развитие речевого слуха, мышления.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места на стульчиках перед магнитной доской и загадывает детям загадку Ю- Парфенова. Логопед.

Бабку с дедом он оставил,

Волноваться их заставил.

Мишку встретил он в лесу,

Волка, зайца и лису.

Много тропок исходил,

Ото всех он уходил.

От лисы уйти не смог.

Это сказка... Дети. «Колобок».

2. Вводная беседа. [Развитие диалогической речи.]
Логопед демонстрирует иллюстрацию к сказке, выясняет, зна­кома ли сказка детям, кто им читал сказку, кто пробовал расска­зать сказку сам, кто видел мультипликационный фильм по сказке.

Логопед. Кого вы видите на картинке?

Дети. Мы видим лису и Колобка.

Логопед. Что делает Колобок?

Д е т и. Он сидит на мордочке у лисы и поет ей песенку.

Логопед. Кому читали или рассказывали эту сказку? Кто видел мультфильм «Колобок»?

Дети отвечают на вопрос логопеда и рассказывают о своих впе­чатлениях от сказки.

3. Выразительное рассказывание сказки логопедом с иллюстри­рованием с помощью плоскостных фигурок на магнитной доске. [Раз­витие речевого слуха, зрительного внимания и восприятия.]

Логопед выразительно рассказывает сказку, иллюстрируя ее на магнитной доске с помощью плоскостных фигур.

Логопед. Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

—Да из чего испечь-то? Муки нет.

—Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется.

Старушка так и сделала: намела, наскребла две горсти муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно стынуть.

Надоело Колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится Колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

—Колобок, Колобок! Я тебя съем!

—Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а Колобок и запел:

— Я Колобок, Колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел.

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

И покатился дальше — только его заяц и видел. Катится Колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, Колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк, я тебе песенку спою.
И Колобок запел:

— Я Колобок, Колобок!
По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел.

От тебя, волка,

Не хитро уйти.

Покатился Колобок дальше — только его волк и видел. Катится Колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хво­рост ломает, кусты к земле гнет.

—Колобок, Колобок! Я тебя съем!

—Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил.

— Я Колобок, Колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел.

От тебя, медведь,

Полгоря уйти.

И покатился Колобок — медведь только вслед ему посмотрел. Катится Колобок, а навстречу ему лиса:

— Здравствуй, Колобок! Какой ты пригоженький, румянень­кий!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.

Я Колобок, Колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

Я от медведя ушел.

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на нос да и запел:

— Я Колобок, Колобок!..
А лиса его — ам! — и съела.

4. Подвижная игра «Колобок». [Развитие координации речи с движением.]

Логопед предлагает детям пройти на коврик, встать в круг, сде­лать уже знакомое упражнение.

Идут в полуприседе, поставив руки на пояс. Бегут на носочках, держат руки на поясе. Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца. Изображают, как играют на балалайке Пляшут вприсядку. Разводят руками.

Колобок, Колобок,

Колобок — румяный бок.

По дорожке покатился

И назад не воротился.

Встретил Мишку, волка, зайку,

Всем играл на балалайке.

У лисы пел наносу.

Больше нет его в лесу.

Ю. Парфенов

5. Беседа по сказке. [Развитие диалогической речи.] Логопед приглашает детей на стульчики.

Логопед. Что попросил дед у бабки?

Дети. Дед попросил бабку испечь колобок.

Логопед. Что сделала бабка?

Дети. Бабка по амбару помела, по сусекам поскребла, заме­сила тесто на сметане, испекла колобок.

Логопед. Что такое амбар и сусеки? Вы знаете? Амбар — это помещение, где хранят зерно и муку, а сусеки — это ящик для хранения припасов. Давайте поговорим о том, что было дальше. Куда бабка положила колобок?

Дети. Бабка положила колобок на окошко остывать.

Логопед. Что дальше произошло с колобком?

Дети. Надоело Колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше, побежал в лес.

Логопед. Кого Колобок встретил в лесу?

Д е т и. Он встретил зайца, волка и медведя.

Логопед. Что говорили ему эти звери?

Дети. Они говорили, что съедят Колобка.

Логопед. Как Колобок перехитрил их?

Д е т и. Он пел им песенку и убегал.

Логопед. Кого еще встретил Колобок?

Дети. Еще он встретил лису.

Логопед. Удалось ли Колобку перехитрить ее?

Дети. Нет, лиса оказалась более хитрой и сама перехитрила Колобка. Она сказала, что плохо слышит песенку, и попросила Колобка сесть к ней на мордочку. Колобок сел, а она его и съела.

6. Раскрашивание иллюстрации к сказке. [Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с су­ществительными)]

Логопед раздает детям картинки для раскрашивания и цветные карандаши.

Логопед. Сегодня мы с вами будем раскрашивать картинку к сказке «Колобок». Сейчас вы раскрасите Колобка и лису, а после дневного сна докрасите картинку и подарите ее родителям. Но прежде скажите мне, каким был Колобок?

Дети. Колобок был круглый, толстый, румяный, веселый.

Логопед. А лиса какой была?

Дети. Лиса красивая, рыжая, хитрая, умная.

Логопед. Я надеюсь, что вам удастся раскрасить Колобка так, чтобы он выглядел румяным, а лису сделать красивой и рыжей.

Дети выполняют задание, а логопед оказывает им необходимую помощь.

7. Повторное рассказывание сказки логопедом. [Развитие рече­вого слуха, памяти.]

Логопед еще раз рассказывает сказку детям, обязательно пред­упредив их о том, что они будут ее пересказывать. Можно предло­жить детям рассказывать сказку вместе с логопедом


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: