Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник» (елка, хоровод, карнавал, маска, украшение, подарок, конфетти, Дед Мороз, Снегурочка; веселый, праздничный, новогодний; украшать, дарить, получать, вынимать, вешать). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова). Автоматизация правильного произношения шипящих звуков. Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов к слову елка).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, объемный картонный домик, украшенная елочка, фигурка Деда Мороза, фигурки детей, магнитофон, кассета с записью инструментальной музыки, еловые ветки, тарелочка с очищенным мандарином, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, игра «Украшаем елку»1, «светофорчики» и фигурки Деда Мороза по числу детей, мяч, контейнер с чистыми сосками, контейнер для использованных инструментов.
Предварительная работа. Экскурсия с родителями на новогодний базар, украшение группового помещения и кабинета логопеда к празднику, изготовление новогодних подарков домашним и друзьям, разучивание пальчиковой гимнастики «На елке».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона, атмосферы сказочности и таинственности. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник».]
Логопед приглашает детей в кабинет к столу. В кабинете выключен свет, а на столе стоит маленький объемный картонный домик. Через большие окна видна украшенная елочка, сверкающая огнями. У окна стоят фигурки детей, а за дверью — фигурка Деда Мороза. Звучит тихая музыка. Пахнет елкой и мандарином. Логопед читает стихотворение А. Барто «Дед Мороз».
Логопед. Ночью в поле снег летучий,
Тишина.
В темном небе, в мягкой туче
Спит луна.
Тихо в поле. Темный-темный
Смотрит лес.
Дед Мороз, старик огромный,
С елки слез.
Весь он белый, весь в обновах,
Весь в звездах.
В белой шапке и в пуховых
Сапогах.
1 Нищева Н. В. Играйка 2. Восемь игр для развития речи дошкольников.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
Вся в серебряных сосульках
Борода.
У него во рту сосулька
Изо льда.
...Зашагал он,
Закачал он головой,
Засвистал он
В свой свисточек ледяной.
Все снежинки
По сугробам улеглись.
Все снежинки
Огонечками зажглись.
Что вы видите, слышите, чувствуете? Расскажите о своих впечатлениях.
Дети рассказывают о своих впечатлениях. Логопед выключает магнитофон и гирлянду на елочке, убирает домик, включает свет.
Логопед. Приближается новогодний праздник. И на этой неделе мы будем готовиться к празднику и говорить о нем.
2. Упражнение «Запах Нового года». [Развитие речевого дыхания.]
Логопед ставит на стол тарелочку с очищенным мандарином.
Логопед. Вы сказали, что сегодня в кабинете вкусно пахнет елкой и мандаринами. Говорят, что запах елки и мандаринов — это запах Нового года. Давайте понюхаем мандарин вот так.
Логопед берет в руки тарелочку, подносит ее к лицу, делает глубокий вдох носом, не поднимая плечи, а на выдохе произносит фразу.
Логопед. Ах, как вкусно пахнет!
Тарелочка передается по кругу, упражнение по очереди делают все дети.
3. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики.]
Логопед убирает тарелочку, раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Откройте тетради и скажите, что нарисовал для вас художник.
Дети. Художник нарисовал елку, хлопушку и шарик.
Логопед. Послушайте загадку об одном из этих предметов.
Что это будет? Хлопушки. Конфеты.
Сосульки. Шары золотистого цвета.
Песни и пляски. Смех без умолка.
Что это будет, по-вашему?..
В. Данько
Дети. Елка!
Логопед ставит на стол украшенную елочку из сказочного домика.
Логопед. Возьмите зеленый карандаш и обведите елочку по контуру, а потом нарисуйте украшения на ней. Елочка из сказочного домика вам подскажет, как выполнить задание.
Дети выполняют задание. Логопед оказывает им помощь, а потом предлагает оценить работу друг друга. Все получают наклейки на тетради.
4.Пальчиковая гимнастика «На елке». [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Логопед приглашает детей пройти на коврик и предлагает сделать пальчиковую гимнастику.
Ритмичные хлопки в ладоши. Ритмичные удары кулачками. «Шагают» по столу средним и указательным пальцами обеих рук. «Рисуют» руками большой круг. Ритмичные хлопки в ладоши. Загибают пальчики на руках, начиная с больших, |
Мы на елке веселились,
И плясали, и резвились,
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
Дал большушие пакеты,
В них же — вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
В. Волина
5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [р]. (Повторение. См.: Занятие 4. Тема «Домашние животные».)]
Логопед приглашает детей к зеркалу. Дети выполняют уже знакомые им упражнения. После каждого упражнения логопед предлагает детям отдохнуть и проглотить слюну.
6. Игра «Украшаем елку»1. [Активизация и актуализация словаря по теме «Новогодний праздник». Развитие зрительного внимания и восприятия. Автоматизация правильного произношения шипящих звуков.]
Логопед приглашает детей за стол к магнитной доске, на которой закреплено игровое поле для игры «Украшаем елку», а на столе рассыпаны карточки с изображениями елочных игрушек.
Логопед. А теперь я предлагаю вам украсить елочку. Вы выбираете игрушку, «вешаете» ее на елку и составляете предложение о том, что висит на елке, чем вы украсили елку, где висит игрушка, которой вы украсили елку. Постарайтесь включить в предложения слова, которые отвечают на вопрос «Какой?» В названиях игрушек часто встречается звук [ш]. Я надеюсь, что вы будете правильно произносить его.
1-й ребенок. Я повесил на елку большую коричневую шишку.
2-й ребенок. Рядом с шишкой я повесила смешную зеленую лягушку.
3-й ребенок. Я украсила елку аппетитной румяной грушей. {И т. п.)
7. Игра «Кого не стало». [Совершенствование грамматического строя речи. Развитие зрительного внимания и восприятия.]
Логопед убирает оставшиеся предметные картинки.
Логопед. А теперь закрывайте глаза. Я уберу одну из игрушек. Вы откроете глаза и скажете, чего не стало.
Дети закрывают глаза. Логопед убирает петушка. Дети открывают глаза.
1-й ребенок. Не стало петушка.
Игра проводится до тех пор, пока не ответят по два раза все дети.
8. Игра «Прогулка Деда Мороза». [Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов (выделение согласного на фоне слова).]
Логопед раздает детям «светофорчики» и фигурки Деда Мороза. Логопед. А теперь игра
1Нищева Я В. Играйка 2. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
«Прогулка Деда Мороза». Я буду покрывать вам одну из игрушек на елке, а бы будете определять место звука (к] в ее названии, ставить фигурку Дела Мороза на красный, желтый или зеленый прямоугольник.
Логопед показывает по очереди кораблик, флажок, волка, шишку, шарик, мишку, снеговика, сосульку, лодку, рыбку. Дети определяют место звука в словах, передвигая фигурку деда Мороза по «светофорчику».
9. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов к слову елка).]
Логопед приглашает детей пройти на коврик, берет в руки мяч.
Логопед. Сегодня мы много говорим о елке. Давайте попробуем вспомнить слова из одной семейки с этим словом. Как вы назовете маленькую елку?
1-й ребенок. Елочка.
Логопед. Как называется лес, в котором растут елки?
2-й ребенок. Ельник.
Логопед. Какие шишки у елки?
3-й ребенок. Еловые.
Логопед. Как называют большую елку?
4-й ребенок. Ель.
Логопед. Отлично.
10. Окончание занятия. [Опенка работы детей.]
Логопед предлагает детям рассказать, о чем они говорили на занятии, чем занимались, а потом оценивает работу каждого ребенка.