Создание «контролера» начинается с изучения напряжения мышц своего тела и освобождения их, чему могут помочь такие, например, упражнения. Сидя на стуле, медленно напрячь пальцы, а локоть и плечо освободить. Для этого необходимо двигать локтем и плечом, оставив пальцы в напряженном состоянии. Затем медленно освободить мышцы пальцев до нормального напряжения, помахав свободной кистью руки так, как мы стряхиваем с руки капли воды.
Далее, так же напрячь и освободить мышцы пальцев правой ноги, ступню, икру, бедренные мышцы. То же сделать с мышцами левой ноги. Затем по очереди напрячь и освободить мышцы живота, груди, спины, плеча, рук, шеи, следя за тем, чтобы те мышцы, которые не должны быть напряжены, были совершенно свободны.
Особенно внимательно нужно напрягать и освобождать мышцы лица, так как в практической работе на сцене лицо напрягается особенно часто. Например, во время исполнения одной из ролей мне пришлось убедиться, что я не понимаю смысла текста, произносимого партнером. Проверив свободу своих мышц, я почувствовал, что у меня напряжено лицо. Как только мышцы лица были освобождены, ко мне вернулось нормальное самочувствие и я стал понимать то, о чем мне говорил партнер. Нужно напрягать и освобождать
|
|
Стр. 61
мышцы лба, бровей, носа, рта и подбородка, чтобы понять, что такое ощущение освобожденных мышц лица.
Напрягая и освобождая мышцы своего тела, наблюдая за их действием, мы учимся управлять ими в условиях сцены.
В следующих упражнениях студенты должны расслабить мышцы своего тела по очереди от пальцев ног до головы, а затем постепенно восстановить необходимое напряжение. При этом необходимо объяснить студентам, что полное расслабле-ление мышц возможно только в лежачем положении при домашних упражнениях. Сидя на стуле, студенту можно полностью расслабить только мышцы рук, ног, шеи и лица. В спине остается необходимая доля напряжения, которая не дает сидящему упасть со стула. Для проверки расслабленности мы посылаем на сцену «проверяющего». Поднимая руку или ногу сидящего, он почувствует тяжесть безвольных мышц. Если неожиданно опустить руку или ногу, они должны свободно упасть.
Иногда бывает, что некоторые студенты, принимают расслабленность за свободу мышц. Необходимо разъяснить им, что расслабленность, будучи таким же препятствием для нормального самочувствия, как и излишнее напряжение, лишает их всякой инициативы и способности действовать.