Стр. 177

разгоиаривать жестами, подобно глухонемым. Надо вести себя так, как того требуют предлагаемые обстоятельства, которые вместе с задачами должны быть созданы до начала этюда.

Хотя мы привели в учебных целях пример бес­словесного общения, взятый из литературного произведения, темы этюдов следует искать в жиз­ни. Тогда они избегнут налета «литературщины», который возможен, если тема взята из книги.

«В этюдах, где участвуют более чем один, не вводите условием «физическое действие по па­мяти»,— советует Е. Б. Вахтангов. Другими сло­вами, в них нужно пользоваться настоящими или бутафорскими предметами.

Вот примеры таких этюдов.

«На уборочной»

Бригада студенток на уборочной. Изба, отдан­ная под общежитие. Постели или тюфяки на полу. Одна из студенток больна, заснула. Другая дежу­рит возле нее, сменяя компрессы и охраняя ее покой. Возвращается после работы третья. Видя, что больная спит, она, стараясь не шуметь, приво­дит себя в порядок. Затем показывает второй письмо, пришедшее для четвертой, и кладет пись­мо на ее постель. Возвращается четвертая, подру­ги указывают ей на письмо. Она читает и дает письмо подругам. Подруги читают (в письме же-

Стр. 178

них извещает, что завтра будет проездом в го­роде).

Входит бригадирша и садится у столика, за­полняя листки учета. Подруги подбивают четвер­тую просить отпуска. Она отказывается, но по­други вырывают письмо и показывают бригадир­ше. Бригадирша отпускает ее в город. Тогда она, с помощью подруг, начинает собираться. В это время больная проснулась. (Молчание было оп­равдано боязнью разбудить больную.)

В этих этюдах мы придаем большое значение возникновению мыслей по существу происходя­щего, дающих толчок к действию. Возникнове­ние этих мыслей опирается на тщательное и под­робное создание предлагаемых обстоятельств. Дежурящая около больной должна знать, был ли врач и что он сказал, далеко ли больница, есть ли транспорт. Если больница далеко, транспорта нет, температура повышается, то ответственность возрастает,— у нее будут причины искать выход из создавшегося положения, и отсюда возникнет много внутренних действий и мыслей.

«Прежде чем принять решение, человек до последней степени активно действует внутри себя, в своем воображении: он видит внутренним зре­нием, что и как может произойти, он мысленно выполняет намечаемые действия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: