разгоиаривать жестами, подобно глухонемым. Надо вести себя так, как того требуют предлагаемые обстоятельства, которые вместе с задачами должны быть созданы до начала этюда.
Хотя мы привели в учебных целях пример бессловесного общения, взятый из литературного произведения, темы этюдов следует искать в жизни. Тогда они избегнут налета «литературщины», который возможен, если тема взята из книги.
«В этюдах, где участвуют более чем один, не вводите условием «физическое действие по памяти»,— советует Е. Б. Вахтангов. Другими словами, в них нужно пользоваться настоящими или бутафорскими предметами.
Вот примеры таких этюдов.
«На уборочной»
Бригада студенток на уборочной. Изба, отданная под общежитие. Постели или тюфяки на полу. Одна из студенток больна, заснула. Другая дежурит возле нее, сменяя компрессы и охраняя ее покой. Возвращается после работы третья. Видя, что больная спит, она, стараясь не шуметь, приводит себя в порядок. Затем показывает второй письмо, пришедшее для четвертой, и кладет письмо на ее постель. Возвращается четвертая, подруги указывают ей на письмо. Она читает и дает письмо подругам. Подруги читают (в письме же-
|
|
Стр. 178
них извещает, что завтра будет проездом в городе).
Входит бригадирша и садится у столика, заполняя листки учета. Подруги подбивают четвертую просить отпуска. Она отказывается, но подруги вырывают письмо и показывают бригадирше. Бригадирша отпускает ее в город. Тогда она, с помощью подруг, начинает собираться. В это время больная проснулась. (Молчание было оправдано боязнью разбудить больную.)
В этих этюдах мы придаем большое значение возникновению мыслей по существу происходящего, дающих толчок к действию. Возникновение этих мыслей опирается на тщательное и подробное создание предлагаемых обстоятельств. Дежурящая около больной должна знать, был ли врач и что он сказал, далеко ли больница, есть ли транспорт. Если больница далеко, транспорта нет, температура повышается, то ответственность возрастает,— у нее будут причины искать выход из создавшегося положения, и отсюда возникнет много внутренних действий и мыслей.
«Прежде чем принять решение, человек до последней степени активно действует внутри себя, в своем воображении: он видит внутренним зрением, что и как может произойти, он мысленно выполняет намечаемые действия.