В этом отрывке цель (задача): хочу помочь революционеру-большевику скрыться от полиции.
Действие: купить ему одежду и проводить его. К процессе действия возникают приспособления, которыми преодолеваются препятствия. Здесь они таковы: а) поправляет платок, чтобы скрыть то, как она зорко оглянула улицу; б) взяла извозчика, чтобы избежать слежки; в) рассказывала торговцам, что покупает одежду для пьяницы мужа; г) так же осторожно возвращалась; д) провожая Николая, шла по другой стороне улицы; е) простилась с ним кивком головы. Чувства, которые возникли у матери, когда ее задача была почти выполнена: «ей было смешно и приятно видеть, как Весовщиков тяжело шагал, опустив голову и путаясь ногами в длинных полах рыжего пальто...»
Еще раз напоминаем, что поведение и поступки Ниловны вызваны теми предлагаемыми обстоятельствами, которые вызвали описанное действие.
Сценическое действие приобретает наибольший интерес, когда оно протекает в общении с партнерами (взаимодействии), которое чаще всего встречается в сценических положениях.
ОБЩЕНИЕ С ПАРТНЕРОМ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ)
До сих пор мы проходили упражнения и этюды, в которых занимающийся был один на сцене. Только в упражнениях на «перемену отношения к партнеру» возникали парные упражнения, и, по существу, уже были моменты общения с партнером.
Что же такое сценическое общение (взаимодействие)? «Процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц», — так определяет существо сценического общения К. С. Станиславский.
Когда двое или более актеров находятся на сцене, между ними возникает взаимодействие, каждый борется за достижение цели, выполняет свою задачу.
«На своего партнера,— говорил Е. Б. Вахтангов,— мы действуем силой своего «я», не только словами и внешностью, а всем своим существом. Это воздействие моего «я» на «я» моего партнера мы будем называть «общением»1.
К. С. Станиславский указывает, что в процессе общения существует не только мое воздействие на
1 Е. Б. Вахтангов, Записки. Письма. Статьи, стр. 286.