актера и тех путях, какими он может этого достигнуть.
«...Люди, а значит, и сцена, как отражение жизни, живут простыми днями, а не теми подвигами, которые совершаются героями. Но значит ли это, что в простом дне обычный человек не способен на героическое напряжение? Вот всю эту лестницу — от самого обычного, простого движения по комнате до самых высочайших напряжений самоотвержения, когда человек отдает жизнь за родину, за друга, за великое дело,— мы должны научиться понимать, претворять в образы и отражать в правдивых и правильных физических действиях»1,— пишет К. С. Станиславский.
Такое умение находить поэзию и героику в нашей жизни необходимо развивать, расширял свой философский и художественный кругозор, жажду познания современности, с ее победами и научными открытиями. Надо усвоить, что учеба в театральном училище протекает раз в жизни и того, что в ней потеряно, уже не вернешь.
«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания, каждый день, в который вы не увидели ни в своих ролях, ни в сотрудниках-студийцах каких-то новых прекрасных качеств,
|
|
'К. С. Станиславский, Статьи, речи, беседы, письма, М., «Искусство», 1953, стр. 249.
Стр. 33
считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим»1.
Те, кто пренебрегает счастливыми возможностями, предоставленными им в театральном училище, кто равнодушно относится к приобретению новых знаний, не интересуется животрепещущими вопросами современности, тот рискует оказаться среди тех, у кого узок кругозор, примитивны чувства и стремления, серы созданные роли.
К этому нужно добавить, что работа над расширением своего идейного кругозора и овладением актерской техникой должна продолжаться на протяжении всей актерской деятельности. Понимание элементов актерского мастерства и овладение ими у каждого актера с течением времени становится глубже, и ощущение, скажем, мышечной свободы у опытного актера совсем другое, чем у студента I курса.
***
Порядок занятий актерским мастерством сложился у нас на основе плана, установленного Е. Б. Вахтанговым, развитого и дополненного на практике в Театральном училище имени Б. В. Щукина при Театре имени Вахтангова. Упражнения, которые мы здесь излагаем, не исчерпывают всего
,
'К. С. Станиславский, Статьи речи, беседы, письма, М., «Искусство», 1953, стр. 252.