После того как студенты закончили упражнения, мы просим их рассказать, какие мысли у них возникали по поводу тех предметов, с которыми они действовали. Обычно верно составленные предлагаемые обстоятельства вызывают верное отношение к предмету.
Иногда отношение к предмету возникает мгновенно, рефлекторно и сразу наполняется действиями и чувствами.
Вот что пишет по этому поводу К. С. Станиславский:
«Но бывает, что «если бы» выполняет свою роль одно, сразу, не требуя дополнения и помощи. Вот например...
Аркадий Николаевич одной рукой подал Малолетковой металлическую пепельницу, а другой передал Вельяминовой замшевую перчатку, сказав при этом:
- Вам холодная лягушка, а вам — мягкая мышь. Он не успел договорить, как обе женщины
с брезгливостью отшатнулись.
— Дымкова, выпейте воды,— приказал Аркадий Николаевич.
Она поднесла стакан к губам.
— Там яд!— остановил ее Торцов. Дымкова инстинктивно замерла.
- Видите!— торжествовал Аркадий Николаевич,— все это уже не простые, а «магические если
|
|
Стр. 119
бы», возбуждающие мгновенно, инстинктивно само действие»1.
Упражнения строятся от простых к более сложным. Если в первоначальных упражнениях мы добивались, чтобы студенты на сцене видели, слышали, осязали, обоняли, думали и действовали так же, как и в реальной жизни, то с включением в работу вымысла воображения мы хотим помочь учащимся во внутренней перестройке, которая позволит им и в воображаемой жизни действовать по законам органической природы. Степень этой перестройки зависит от способностей каждого студента, его темперамента, характера и прочих человеческих свойств.
Например, в одном упражнении, когда стул должен был изображать подворотню, за которой находится злая собака, я вспомнил, как меня однажды укусила злая собака. После этого мне приходилось ходить ежедневно мимо ее подворотни. Собака знала, в какие часы я прохожу, и поджидала меня, горя желанием снова укусить. Недалеко от подворотни я нашел кирпич и, проходя мимо нее, всегда держал этот кирпич в руках. Она выскакивала, я замахивался кирпичом, и ей приходилось позорно бежать. Пройдя подворотню,
1 К. С. Станиславский, стр Собр. соч., т. 2. 57-58.
Стр. 120
я прятал кирпич и, когда надо было опять проходить мимо, снова брал его. Другой студент это упражнение сделает совсем иначе. Может быть, будет подкармливать собаку и подружится с ней. Третий пожалуется в домоуправление и потребует, чтобы собаку посадили на цепь, и т. д.