Стр. 118

После того как студенты закончили упражне­ния, мы просим их рассказать, какие мысли у них возникали по поводу тех предметов, с которыми они действовали. Обычно верно составленные предлагаемые обстоятельства вызывают верное от­ношение к предмету.

Иногда отношение к предмету возникает мгно­венно, рефлекторно и сразу наполняется действи­ями и чувствами.

Вот что пишет по этому поводу К. С. Стани­славский:

«Но бывает, что «если бы» выполняет свою роль одно, сразу, не требуя дополнения и помощи. Вот например...

Аркадий Николаевич одной рукой подал Малолетковой металлическую пепельницу, а другой передал Вельяминовой замшевую перчатку, ска­зав при этом:

- Вам холодная лягушка, а вам — мягкая мышь. Он не успел договорить, как обе женщины

с брезгливостью отшатнулись.

— Дымкова, выпейте воды,— приказал Аркадий Николаевич.

Она поднесла стакан к губам.

— Там яд!— остановил ее Торцов. Дымкова инстинктивно замерла.

- Видите!— торжествовал Аркадий Николаевич,— все это уже не простые, а «магические если

Стр. 119

бы», возбуждающие мгновенно, инстинктивно само действие»1.

Упражнения строятся от простых к более слож­ным. Если в первоначальных упражнениях мы до­бивались, чтобы студенты на сцене видели, слы­шали, осязали, обоняли, думали и действовали так же, как и в реальной жизни, то с включением в работу вымысла воображения мы хотим помочь учащимся во внутренней перестройке, которая позволит им и в воображаемой жизни действовать по законам органической природы. Степень этой перестройки зависит от способностей каждого студента, его темперамента, характера и прочих человеческих свойств.

Например, в одном упражнении, когда стул должен был изображать подворотню, за которой находится злая собака, я вспомнил, как меня од­нажды укусила злая собака. После этого мне при­ходилось ходить ежедневно мимо ее подворотни. Собака знала, в какие часы я прохожу, и поджи­дала меня, горя желанием снова укусить. Неда­леко от подворотни я нашел кирпич и, проходя мимо нее, всегда держал этот кирпич в руках. Она выскакивала, я замахивался кирпичом, и ей при­ходилось позорно бежать. Пройдя подворотню,

1 К. С. Станиславский, стр Собр. соч., т. 2. 57-58.

Стр. 120

я прятал кирпич и, когда надо было опять прохо­дить мимо, снова брал его. Другой студент это упражнение сделает совсем иначе. Может быть, будет подкармливать собаку и подружится с ней. Третий пожалуется в домоуправление и потребу­ет, чтобы собаку посадили на цепь, и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: